20.03.2015 / Политика и власть

Реальность - за основу

В правительстве Мурманской области рассказали, почему считают нужным вступать в контрактные отношения со СМИ

Тема взаимоотношений власти и средств массовой информации непростая сама по себе. Еще более щекотливой она становится, когда речь заходит о финансовой составляющей этих отношений. И действительно, даже специалистам порой непросто провести границу между понятиями пиара и информирования. Еще сложнее оценить со стороны степень потребности власти и СМИ в такого рода взаимодействии. В последнее время этими вопросами задались и члены Общероссийского народного фронта. Результаты проведенных ими мониторингов обсуждались на круглом столе «Закупки информ-услуг СМИ: между информированием и пиаром». Он состоялся в середине марта в рамках Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ - ЗА честные закупки». Выводы, сделанные членами ОНФ, дали толчок обсуждению ситуации на местах.

Нам же в связи с этим стало интересно, что думает о взаимоотношениях со СМИ сама власть. Об этом и пошел разговор с недавно назначенным на должность начальника управления информационной политики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства Мурманской области Дмитрием ИЩЕНКО. Кстати, он также принимал участие в работе круглого стола.

- Дмитрий Вячеславович, согласитесь, что сочетание понятий госзакупки и услуги СМИ для непривычного уха звучит достаточно странно.

- Действительно, в последнее время к этой теме приковано довольно пристальное внимание. И это правильно, что общественность стала пытаться осмыслить, где проходит грань между информационной работой и пиаром. То, что проблема существует, совершенно очевидно, поскольку на нее вынужден был обратить внимание президент страны. Помните, что по итогам декабрьского «Форума действий» Общероссийского народного фронта Владимир Путин рекомендовал главам регионов проанализировать бюджетные расходы на информационное освещение деятельности органов государственной власти и принять меры по их оптимизации. В Мурманской области мы уже сократили эти расходы почти на пять миллионов.

- Да, но зачем власти вообще покупать услуги у СМИ, если их задача и так информировать население?

- В этой сфере у нас две задачи. Первая - это создание условий для гарантированного доведения до жителей региона достоверной информации о деятельности органов исполнительной власти. Мы понимаем, что недостоверной информации достаточно много. Давайте не будем лукавить - для этого достаточно заглянуть на некоторые информационные ресурсы и порой без труда увидишь то, что не соответствует действительности. И не стоит недооценивать степень воздействия такой информации. Это очень существенно, когда жители региона либо вводятся в заблуждение, либо вообще не могут узнать, что происходит. Поэтому органы власти и обращают внимание на сферу масс-медиа, в том числе и финансовое.

Вторая задача - это поддержка региональных средств массовой информации. Ведь, по сути, это тоже отрасль, как и всякая другая. В ней работают люди, они тоже нуждаются в поддержке. Существуют различные модели взаимодействия. Например, в ряде регионов созданы областные предприятия, где в единой структуре собраны телевидение, региональные и муниципальные газеты. И в большинстве регионов в соучредителях у муниципальных изданий представлены и региональная, и муниципальная власть. У нас такого предприятия нет. Поэтому вынуждены вступать в контрактные договоренности со СМИ. И, надо отметить, что со всеми ведущими средствами массовой информации области мы свои отношения выстроили. Разумеется, какая-то часть работы ведется на безвозмездной основе. Но есть контрактная работа, позволяющая гарантированно доводить важную информацию до жителей региона и, с другой стороны, как я уже говорил, поддерживать СМИ.

Эта работа совершенно прозрачна. Все заложенные на эти цели средства отражены в региональной государственной программе «Информационное общество». Она прошла через депутатский корпус. Там все абсолютно понятно. У нас вообще все скромнее, чем в других регионах, в том числе и подобные расходы. Особенно сейчас, когда есть потребность в экономии бюджета.

Так, если в прошлом году на взаимоотношения с органами исполнительной власти и СМИ было направлено немногим более 47,5 миллиона рублей, в этом году - 43,1 миллиона. Кстати, такое снижение вызывает напряжение и в журналистской среде. Поскольку, когда сокращается финансирование, это всеми воспринимается достаточно сложно.

- Не секрет, что разные редакции довольно пристально и ревностно следят за процессом распределения средств. И потом начинаются разговоры по принципу «а тому-то больше дали»... Чем руководствуется исполнительная власть в этом процессе?

- Несколькими параметрами. Прежде всего - зоной покрытия конкретного СМИ. Мы, как орган исполнительной власти, заинтересованы в том, чтобы наша информация распространялась среди как можно большего числа жителей региона. Вот почему один из наших ведущих традиционных партнеров - ГТРК «Мурман». Их охват составляет порядка 72-75 процентов населения. Но при этом мы учитываем, что есть зрители, которые не смотрят ГТРК, а смотрят другие местные каналы. И мы стараемся с ними также выходить на контрактные отношения. У всех СМИ есть свой читательский адрес, свои зрители, и наше стремление, чтобы у них также была возможность получать информацию о деятельности органов исполнительной власти из первых рук.

- Но именно по этому поводу сейчас довольно часто можно слышать мнение «власть занимается самопиаром». Давайте честно - это самопиар?

- Даже во время того круглого стола в ОНФ его участники не смогли найти какого-то единого подхода к пониманию вопроса, где проходит этот барьер. Но я тут могу апеллировать к своему личному многолетнему опыту работы и в качестве журналиста, и в качестве чиновника. В моем понимании, если любое сообщение содержит какой-то внятный информационный повод, внятные цифры, внятную фактуру, это полноценная новость, которая отражает реальное положение дел. Самопиар для меня - это когда что-то выдумывается, а к этому уже подтягивается реальность. Вот я считаю, что за основу надо брать реальность, пытаться ее понять, осмыслить и объяснить, а не иначе. Пусть даже иногда это бывает не очень позитивно. Но мы должны объяснять людям, почему так, а не иначе.

И, кстати, я хочу подчеркнуть, что наличие госконтрактов на информационное обслуживание никаким образом не может исключать конструктивную критику власти. Мы говорим вовсе не о лояльности телеканалов и газет. Нам, наоборот, важно, чтобы журналисты как представители интересов своей аудитории задавали власти любые вопросы. В том числе и неудобные. Ведь именно так мы сможем найти решения каких-то проблем, отвечающие общим интересам.

- Бытует мнение, что в последнее время правительство Мурманской области стало особенно активно сотрудничать с федеральными СМИ. Это так?

- Я бы не сказал. Мы делали как-то сравнительный анализ, и на самом деле работа в большей степени идет именно с местными СМИ и теми, у кого здесь есть свои региональные представительства. Скажем, «Комсомольская правда» или «АиФ», которые имеют здесь региональные вкладки. Как их считать - как региональные или федеральные? Для нас они, скорее, местные, потому что там работают наши коллеги, с которыми мы сотрудничаем.

Да, у нас представлены информагентства, которые имеют здесь своих собкоров, и, действительно, есть какой-то процент федеральных СМИ, с которыми мы сотрудничаем. Но опять же, перед органами исполнительной власти лежат обязанности по позиционированию Мурманской области в медиапространстве всей страны. Мы должны работать над вопросами повышения инвестиционной привлекательности региона, его туристических возможностей и так далее. Мы просто не решим такие задачи, если не будем рассказывать о регионе на федеральном уровне.

- Однако четких механизмов распределения средств пока не существует...

- Нет, почему же. Они есть. Мы действуем строго в рамках федерального законодательства. Нашу работу проверяла контрольно-счетная палата Мурманской области и серьезных замечаний не высказала. Другое дело, что мы постоянно совершенствуем этот механизм для того, чтобы он отвечал потребностям дня. Уверен, в этой работе заинтересованы и власть, и СМИ, и, самое главное, жители Мурманской области.

Компетентный комментарий:

Алексей ДОРОФЕЕВ, член штаба регионального отделения ОНФ:

- Народный фронт постоянно мониторит ситуацию с расходами органов власти на СМИ. При центральном штабе создана отдельная группа, которая занимается этим вопросом. В нее входят и профессиональные журналисты, и представители общественности. Могу сказать, что Мурманская область здесь не вызывает никаких вопросов и нареканий. Вот лишь некоторые цифры, которые звучали в ходе круглого стола. К примеру, на нынешний год в бюджете на СМИ Ямало-Ненецкого АО было запланировано 1 миллиард 798 миллионов рублей. У Татарстана - 1 миллиард 168 миллионов, у Санкт-Петербурга - 1 миллиард 241 миллион рублей. Как видите, Мурманская область с нынешними 43 миллионами и близко не стоит к таким тратам.

Причем это касается не только расходов на СМИ, а в принципе проекта ОНФ «Чистые закупки». Наоборот, мы отмечаем, что представители обеих ветвей власти всегда идут на контакт с нами и в случае каких-то выявленных недостатков тут же их ликвидируют. Вы помните, как это было, к примеру, в ситуации с фуршетом по поводу юбилея Мурманской областной думы. После нашего обращения новый спикер отреагировал моментально и все отменил.

Губернатор также всегда идет нам навстречу. Хочу добавить, что в этом году ОНФ проведет форум, где будет рассматриваться вопрос кардинальных изменений принципа госзакупок в СМИ. В нем также ожидается участие Владимира Путина. И есть идея на базе ОНФ и других общественных организаций, в том числе журналистских, проработать систему выделения грантов, чтобы эта сторона взаимоотношений власти и СМИ стала совершенно прозрачной.

Екатерина КОЗЛОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.03.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня