10.03.2016 / Политика и власть

Севморпути нужен оператор

Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин провел в Мурманске выездное заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики. В нем приняли участие чиновники федеральных органов исполнительной власти, главы арктических субъектов РФ, представители бизнеса и научных организаций.

В повестке дня значились обсуждение проекта новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», вопросы формирования единой транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортными средствами Арктической зоны страны, а также итоги осуществления северного завоза в 2015 году. С докладами выступили представители Минэкономразвития и Минтранса РФ, эксперты делового и научно-экспертного советов Госкомиссии.

Свой визит в Мурманск Дмитрий Рогозин назвал насыщенным.

- Мы посетили два боевых корабля - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и фрегат «Адмирал Горшков», поговорили о судьбе двух судоремонтных заводов - 35-го и 82-го. Они крайне важны для жителей Мурманской области. Будущее у заводов есть, - сообщил вице-премьер, открывая заседание.

- Мурманская область - регион со стратегическим статусом. Здесь находится уникальный атомный ледокольный флот. Наш порт - начало Северного морского пути. Он остается базовым и исключительным, - подчеркнула в ответном слове губернатор Марина Ковтун.

Глава региона также напомнила о проекте развития Мурманского транспортного узла, реализация которого, несмотря на все имеющиеся трудности, идет в соответствии с графиком.

Нынешнее заседание президиума Госкомиссии - первое в этом году. Напомним, Государственная комиссия по вопросам развития Арктики образована правительством в марте 2015-го в соответствии с указом президента. В ее состав вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов РФ, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны, полномочные представители президента в отдельных федеральных округах, представители аппарата Совета безопасности, администрации президента, других государственных органов, научных и общественных организаций. Возглавляет комиссию вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Задача Госкомиссии - координировать работу федеральных и региональных властей и других госорганов для решения социально-экономических задач в Арктике, развития транспорта, охраны окружающей среды, международного сотрудничества и обеспечения национальной безопасности. В этом году, как подчеркнул Дмитрий Рогозин, надо приблизить ее работу непосредственно к арктическим регионам страны.

В апреле 2015 года, напомнил Рогозин, комиссия приняла решение до 1 декабря разработать новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Потом срок продлили до марта. Но целостной программы пока все еще нет. Минэкономразвития предложен новый подход к ее построению - территориальный, включающий создание ряда опорных точек.

Подробнее об этом доложил заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский. В рамках госпрограммы, отметил он, сформировано пять подпрограмм, включающих в себя экологические вопросы, поддержку коренных малочисленных народов Севера и так далее. Подобный отраслевой принцип позволяет улучшить ситуацию с формированием программы. Но для достижения максимальных результатов необходимо применить территориально-кластерный принцип.

Промышленное освоение Севера неравномерно, напомнил докладчик. А значит, и развивать территории необходимо очаговым

принципом, сосредоточившись на опорных точках. Таковых выделено восемь - по одной в каждой из входящих в Арктическую зону территорий. Плюс поддержка промышленных предприятий, которые находятся вне Арктической зоны, но производят продукцию для освоения высоких широт. Также предлагается расширить временные рамки программы до 2025 года и выполнить ее в три этапа.

О развитии единой транспортной инфраструктуры Арктической зоны страны доложил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Основной составляющей, необходимой для решения этой задачи, является Северный морской путь, который требует своего развития, включая береговую инфраструктуру. Увеличение портовых мощностей связано со строительством портов на Ямале в связи с освоением местных запасов углеводородов и развитием Мурманского транспортного узла. Проблемы с финансированием, конечно, имеются, но они решены за счет банковских кредитов.

Все порты Арктики, отметил докладчик, кроме разве что Мурманска, замерзающие. Поэтому требуется развитие ледокольного флота. И ледоколы строятся, в том числе атомные. Зашла речь и о развитии железнодорожной и автомобильной сетей, а также авиационных линий северных территорий.

- Нужен оператор для Севморпути, который будет работать с потенциальными грузоперевозчиками, - подчеркнул Дмитрий Рогозин.

При грамотной организации работы результаты могут быть весьма впечатляющими. Потенциально, как подчеркнул в своем выступлении заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев, можно переключить на трассу Севморпути ныне идущие по другим маршрутам перевозки с общим грузооборотом до 60 миллионов тонн в год. Впрочем, это, конечно, пока перспективы. Для их реализации нужно обеспечить круглогодичную навигацию, построить контейнеровозы ледового класса и так далее.

Коснулись на заседании и результатов северного завоза. Объемы перевозок здесь, если говорить о морской составляющей, не так и велики. Но, как подчеркнул Дмитрий Рогозин, снабжение наших отдаленных северных территорий всем необходимым не снимается с повестки дня.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.03.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,476260,453568,620163,8454
Куда пойти?
Если бандитов заменить на драконов
Гороскоп на сегодня