22.04.2016 / Политика и власть

Отчет Губернатора Мурманской области о результатах деятельности Правительства Мурманской области в 2015 году

Фото: Сергей Ещенко

Уважаемый Михаил Васильевич!

Уважаемые депутаты, участники заседания!

Сегодня я представляю отчет о результатах деятельности правительства региона в прошедшем году.

Считаю этот отчет знаковым, поскольку нынешнему составу думы он представляется в последний раз.

Коллеги! Этот непростой год, потребовавший принятия стратегических решений, мы прошли вместе, и я благодарна вам.

Для нашей страны настало время новой реальности, назрела необходимость существенных структурных преобразований. В этих сложных условиях мы смогли сохранить курс на развитие.

Прежде всего наши совместные усилия были направлены на обеспечение социальной и экономической стабильности в регионе.

Важнейшим инструментом ее достижения стал антикризисный план. Я могу смело заявить, что он сработал. В рейтинге антикризисной устойчивости регионов, составленном Фондом развития гражданского общества, по итогам 2015 года мы в десятке лидеров.

Об этом также говорят и цифры.

В основных отраслях экономики области наблюдались позитивные тенденции. Почти на 7% увеличились объемы промышленного производства. В значительной мере это произошло за счет металлургии и судоремонта. Показала рост и добывающая промышленность, в немалой степени благодаря нашей поддержке проектов по развитию рудной базы, модернизации действующих и вводу новых мощностей. Хорошо отработали рыбопромысловые компании.

Экспортная ориентированность наших предприятий на фоне девальвации рубля вместе со значительным ростом федеральных вложений позволили нарастить объем инвестиций в основной капитал. Он впервые превысил 100 млрд. рублей с темпом роста к 2014 году в сопоставимых ценах на 2,5%.

Существенно возросла прибыль организаций-экспортеров, что положительно сказалось на доходной части консолидированного бюджета области. Это позволило нам не только сократить его дефицит, но и направить дополнительные средства на решение первостепенных задач. Прежде всего - на исполнение майских указов президента.

Наш регион в числе немногих смог проиндексировать зарплату бюджетникам - на 5,5% с октября прошлого года. Несмотря на внушительный размер госдолга, мы осознанно пошли на это, чтобы смягчить последствия инфляции и снижения реальных доходов населения.

Кроме того, благодаря продуктивному взаимодействию с лидерами профсоюзных организаций и Союза работодателей с 1 января прошлого года на 12% был повышен размер минимальной заработной платы.

По итогам года среднемесячная заработная плата в области составила 45 600 рублей и увеличилась на 5%. Это пусть и ненамного, но превышает среднероссийский темп прироста.

Наша область по-прежнему входит в десятку субъектов с наиболее высоким размером оплаты труда. Среди регионов Северо-Запада мы уступаем лишь Ненецкому автономному округу.

В это трудное время дорого каждое рабочее место, поэтому я считаю важным, что нам удалось обеспечить согласованность действий с крупными компаниями при проведении ими оптимизационных мероприятий. Благодаря этому в целом мы сохранили стабильность на рынке труда.

В то же время сложной остается ситуация в моногородах.

Универсальных «рецептов» ухода от монозависимости, особенно в Заполярье, пока нет. Мы видим один из выходов в создании территорий опережающего социально-экономического развития. Существенные налоговые льготы, предусмотренные для их резидентов, могут стать дополнительным импульсом для развития экономики моногородов и создания рабочих мест.

Мы уже подали заявку на создание такой территории в Кировске. Кроме того, мы подготовили предложения по формированию 7 управленческих команд развития всех моногородов области для обучения в Сколкове в текущем году.

Всем известно, что основным источником появления новых рабочих мест, развития производства и сферы услуг являются инвестиции.

В прошлом году в область пришел крупный инвестор - компания «НОВАТЭК», в планах которой - создание в селе Белокаменка уникальной верфи по производству высокотехнологичных морских сооружений, таких как плавучие терминалы сжиженного природного газа и буровые платформы. Верфь станет центром локализации таких производств и импортозамещения техники и технологий в области судостроения и судоремонта. На данный момент компания ведет изыскательские работы.

С учетом масштабности запланированного объема инвестиций - а это более 25 миллиардов рублей - и создания трех тысяч рабочих мест проекту «НОВАТЭКа» присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области.

Еще трем инвестиционным проектам в прошлом году присвоен статус приоритетных. Это реконструкция АНОФ-3 компании «Апатит», строительство пассажирской подвесной канатной дороги гондольно-кресельного типа в Кировске и организация добычи торфа и производства торфяных и торфодревесных гранул и брикетов для теплоэнергетики Мурманской области. Двум инвесторам, реализующим проекты, - АО «Апатит» и АО «Канатная дорога» - предоставлены налоговые льготы.

Все это пусть небольшие, но системные шаги, которые уже сказываются на инвестиционном климате и активности в регионе.

Уважаемые депутаты, хочу сказать вам отдельное спасибо за понимание этого важного направления деятельности и поддержку при принятии регионального закона, который позволил предоставлять в аренду земельные участки для реализации стратегических и приоритетных проектов без проведения торгов. Это еще один серьезный шаг в установлении дополнительных преференций для инвесторов.

Много разговоров было вокруг проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Думаю, точку в этом вопросе поставил президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному собранию, определив МТУ как «мощный логистический центр» страны.

В соответствии с графиком в прошлом году начаты работы по строительству железнодорожной инфраструктуры. В них задействовано 400 человек, в этом году их численность возрастет до тысячи.

В том, что работы ведутся по плану, можно убедиться, съездив в поселок Молочный.

Необходимым условием успешной реализации инвестпроектов является надежное энергообеспечение.

Наши долгие и упорные переговоры с Минэнерго России и Федеральной сетевой компанией наконец увенчались успехом. Нам удалось доказать необходимость ввода в эксплуатацию подстанции на 330 киловольт «Мурманская» до конца 2018 года. Уже в декабре 2017 года Федеральная сетевая компания планирует сдать первую очередь - один автотрансформатор на 250 мегавольт-ампер.

Также принято решение о начале в этом году проектных работ по продлению сроков эксплуатации 2-го энергоблока Кольской АЭС.

Стоит упомянуть еще некоторые инструменты улучшения инвестклимата в регионе. Так, налаживанию эффективной коммуникации между бизнесом и органами власти способствуют внедренные региональный и муниципальный инвестиционные стандарты. Заработала Корпорация развития, в инвестиционном портфеле которой находятся более 40 проектов.

Таким образом, могу констатировать, что нам удалось существенно продвинуться в создании благоприятных условий для инвесторов, и результаты говорят сами за себя.

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата наш регион отнесен к территориям с благоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности.

Как и в целом для страны, нашим долгосрочным приоритетом является импортозамещение.

С прошлого года для инвесторов, вкладывающих средства в импортозамещающие проекты, на федеральном уровне запущены специальные механизмы поддержки. В перспективе же претендовать на федеральную поддержку смогут только те инвесторы, чьи проекты будут способствовать реализации региональных и федеральных планов содействия импортозамещению. Нами совместно с Экспертным советом такой план уже сформирован и направлен на согласование в Минпромторг России. В него вошли ключевые региональные проекты по созданию новых промышленных предприятий.

Отмечу, что хорошим потенциалом импортозамещения обладает рыбохозяйственный комплекс области.

В прошлом году объем господдержки аквакультуры в регионе был увеличен в четыре раза и составил более 180 миллионов рублей с учетом федеральных средств. Кроме того, Фондом развития промышленности поддержан проект компании «Русское море - Аквакультура» по созданию рыбоводческого комплекса законченного цикла. Правда, финансовая поддержка еще не получена по причине длинной очереди за деньгами фонда.

Но, как показала практика, далеко не все зависит от денег. Предприятия аквакультуры столкнулись с серьезными трудностями - недопоставкой в августе 2014 года крупной партии малька семги из Норвегии, а также массовым заболеванием и гибелью рыбы, что не позволило им достичь желаемых результатов. Объем выращенной рыбы - атлантического лосося и морской форели - снизился на 40% к уровню 2014 года.

В то же время ввод в эксплуатацию в прошлом году новой фермы по выращиванию атлантического лосося мощностью 5 тысяч тонн на участке «Червяно Озерко» и продолжение реализации рыбоводами своих инвестпрограмм с участием государства дают надежду на исправление ситуации.

Общий объем произведенной в море и на берегу рыбопродукции остался практически неизменным. При этом более чем на 4% возросло производство мороженой рыбы. А благоприятная ценовая конъюнктура позволила увеличить поступления в бюджет области почти в 1,5 раза.

В прошлом году за счет перераспределения неиспользованных остатков научных квот и квот на вылов трески и пикши на 600 тонн была увеличена часть общего допустимого улова для прибрежников. Но, к сожалению, даже этого не хватило для роста поставок рыбы на берег.

Стоит признать, что сегодня полномочий региона по регулированию прибрежного рыболовства недостаточно. Поэтому мы намерены добиваться передачи области таких полномочий. Это необходимо для стимулирования развития береговой переработки и обеспечения занятости жителей прибрежных поселков.

Еще одной сферой региональной экономики, обладающей потенциалом импортозамещения, является туризм.

Яркий пример - Кировск. Не один год правительство области, муниципалитет и компания «Апатит» вкладывались в развитие туристической инфраструктуры, вели работу по формированию в Кировске туристско-рекреационного кластера «Хибины». И вот результат - турпоток в 2015 году вырос на четверть.

Но это лишь один пример. В прошлом году мы расширили географию формирования туристических кластеров в регионе.

К этой работе подключились 4 муниципальных образования: Кандалакшский и Терский районы, создающие кластер «Беломорье», а также Печенгский и Ловозерский районы, подписавшие меморандумы о создании своих туристско-рекреационных кластеров.

Принимаемые нами меры приносят ощутимые плоды. В прошлом году наша область заняла 30-е место в Национальном туристическом рейтинге, причем среди регионов Арктической зоны России мы - первые. А согласно исследованию, проведенному порталом Travel.ru, Мурманск - единственный из арктических городов - вошел в двадцатку популярных туристических направлений для путешествий с детьми в новогодние праздники 2016 года.

Не столь радужным был 2015 год для организаций агропромышленного комплекса региона.

Агропрому был предоставлен 21 вид субсидий на общую сумму 331 миллион рублей. Несмотря на это, объемы производства сельхозпродукции снизились на 24% к уровню 2014 года.

Основная причина - сокращение производства мяса птицы и свинины в связи с банкротством крупнейших производителей по инициативе собственников.

Мы приняли меры по стимулированию производства мяса птицы и свинины в текущем году в отношении всех сельхозпредприятий: взамен прежней субсидии на реализованную продукцию животноводства введен новый вид поддержки - возмещение части затрат, связанных с приобретением комбикормов.

Такой подход позволит предприятиям получать поддержку уже в процессе производства, а не после реализации продукта.

Теперь что касается молока. В прошлом году, несмотря на введение процедуры наблюдения в предприятии «Тулома», нам удалось полностью сохранить дойное стадо нашего ведущего производителя молока. Было получено согласие регионального антимонопольного органа на предоставление «Туломе» поддержки на приобретение комбикормов в 2015-2017 годах.

Сейчас, прилагая все возможные усилия, мы выходим на мировое соглашение с кредиторами «Туломы» на условиях, дающих возможность предприятию не только работать, но и развиваться.

Традиционно особое внимание нами уделяется северному оленеводству.

Из областного и федерального бюджетов на эти цели в 2014 году было направлено 24,4 миллиона рублей, а в прошлом году - уже более 30 миллионов. Это позволило не только сохранить, но и увеличить поголовье домашних северных оленей более чем на 3%.

Фермерство, несмотря на свою малую долю в общем объеме продукции сельского хозяйства, играет важную роль в обеспечении занятости сельчан и дает возможность жителям области приобретать качественные натуральные продукты.

Благодаря государственной поддержке здесь есть маленькие победы.

По результатам 2015 года производство молока нашими фермерскими хозяйствами увеличено на 9% к уровню предыдущего года.

А за последние три года в фермерских хозяйствах на 12% возросло поголовье крупного рогатого скота и в 5 раз - численность овец и коз. Значительно расширен ассортимент выпускаемой ими мясной и молочной продукции, в том числе из козьего молока.

Нам удалось договориться с Минсельхозом России об упрощении порядка получения грантов на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств с учетом специфики нашего региона, что позволит получать гранты в том числе и фермерам, живущим в поселках городского типа.

Отмечу, что фермерство - перспективное направление развития малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство - важнейший инструмент обеспечения занятости людей и формирования конкурентной среды в экономике. Поэтому поддержка малого бизнеса в непростой экономической ситуации - одна из приоритетных задач, поставленных нами при реализации антикризисного плана.

В 2015 году субъектам малого и среднего предпринимательства оказывались все виды господдержки, в том числе с помощью региональной сети институтов поддержки, реализующих специальные проекты и программы. Мы не урезали объемы прямой финансовой поддержки за счет средств регионального бюджета - 24 миллиона рублей, а с федеральными средствами она составила более 105 миллионов рублей.

С учетом снижения доступности кредитов, особенно для малого бизнеса, нами была усилена линия самой востребованной поддержки - льготного микрофинансирования.

В результате субъектам малого и среднего бизнеса было предоставлено 135 льготных микрозаймов от 500 тысяч до одного миллиона рублей под 9-10% годовых, что существенно ниже средних банковских ставок.

Кроме того, были предоставлены 24 гарантии, с помощью которых предприниматели привлекли 240 миллионов рублей кредитных ресурсов.

В результате этих мер в прошлом году удалось сохранить почти 450 рабочих мест и создать 362 новых. На 6,2 % повысилась и налоговая отдача от получателей поддержки.

В прошлом году заметно выросло участие субъектов малого и среднего бизнеса в госзакупках. По итогам года доля их участия в общем количестве конкурентных процедур увеличилась до 33% против 20% в 2014 году, объем заключенных контрактов превысил 1,3 миллиарда рублей, тогда как в 2014-м он не дотягивал до миллиарда. 77% контрактов заключены с региональными поставщиками.

Расширению возможности участия в закупочных процедурах способствует созданная в 2015 году региональная торговая интернет-площадка «Малые закупки». На ней предприниматели могут представлять свои предложения по закупкам до 100 тысяч рублей.

Путем привлечения средств Фонда Бортника удалось поддержать наших инноваторов. Пусть их и немного - всего 5, но это прямая поддержка передовых научно-исследовательских работ.

Активно велась в прошлом году законотворческая деятельность по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес. Хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за плодотворное сотрудничество в данной сфере. Мы обязательно продолжим эту работу.

Новое для области направление развития предпринимательства - социальный бизнес.

Мы приступили к внедрению Стандарта развития конкуренции, в котором в том числе предусмотрено системное увеличение объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором.

Основной целью является создание конкурентного, открытого рынка социальных услуг, позволяющего человеку обратиться за услугой к частному поставщику и получить ее за счет бюджетных средств. В то же время это хороший стимул для создания бизнеса именно в социально значимых сферах.

Первые реальные шаги в этом направлении уже сделаны. Среди них - передача частной компании «Баренцлайн» права на оказание услуги «Социальное такси», открытие новых групп присмотра и ухода за детьми, включение частных поставщиков в работу государственной системы соцобслуживания пожилых граждан.

Вовлечение негосударственного сектора в оказание социальных услуг - это реальная возможность обеспечить поддержкой всех нуждающихся.

Кроме того, это один из резервов повышения эффективности наших бюджетных расходов, большая часть которых традиционно направляется на социальную сферу. В 2015 году она составила 46 миллиардов рублей, или почти 68% от общего объема расходов бюджета.

В прошлом году нам удалось более чем на 9 процентных пунктов снизить уровень долговой нагрузки, на 10,3% - объем коммерческого долга, и в 6,5 раза, или на 8,3 миллиарда рублей, уменьшить дефицит консолидированного бюджета.

В результате наш регион по отдельным показателям вошел в группу субъектов Федерации с высокой долговой устойчивостью.

Мы намерены и дальше не «раздувать» бюджетные расходы и обеспечить сбалансированность регионального бюджета.

В связи с этим соблюдение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки - назревшая необходимость. Сегодня критерий нуждаемости, то есть зависимость права на получение мер соцподдержки от уровня дохода семьи, учтен в 10 из 59 видов социальных выплат. Поэтому в прошлом году мы вели работу по повышению адресности мер соцподдержки.

Думаю, сегодня уже ни у кого нет сомнений, что помогать необходимо именно нуждающимся.

Для этого пороговый размер доходов, дающий гражданам право на бесплатное соцобслуживание, установлен и сохранен нами на уровне двукратной величины прожиточного минимума. Замечу, что федеральный норматив - полуторакратная величина.

Особое внимание уделяется нами сокращению очередности граждан на получение социальных услуг.

Нам удалось существенно, более чем на 22%, сократить очередь в дома-интернаты. Мы добились этого за счет развития замещающих служб, таких как «Надомные сиделки» и «Мобильные социальные бригады», а также благодаря вводу в строй второго спального корпуса спецучреждения в Апатитах и выводу на плановую мощность Алакурттинского интерната. Кстати, впервые на это были привлечены средства Пенсионного фонда России - 26 миллионов рублей. Третий спальный корпус в Апатитах мы завершим в этом году.

В нашем регионе проживают более 32 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из них должен иметь условия для активного участия в жизни общества. Такова наша цель. В рамках программы «Доступная среда в Мурманской области» ведется обустройство 99 приоритетных социальных объектов.

За 4 года в каждой пятой школе созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Мурманской специализированной школе-интернате № 3 созданы все необходимые условия для обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом детей с нарушениями слуха и зрения. Таких школ, полностью соответствующих требованиям стандарта, в России всего две, одна из них - наша.

Повышена доступность профессионального образования: в 5 из 17 колледжей создана «безбарьерная» среда. В этом году мы продолжаем работу в этом направлении еще в двух колледжах - Кандалакшском и Ковдорском.

Кроме того, у северян с ограниченными возможностями здоровья появляется все больше возможностей трудиться. В прошлом году создано 80 специально оснащенных рабочих мест, госуслуги в сфере занятости получили свыше тысячи человек, трудоустроено 43% обратившихся в службу занятости инвалидов.

В текущем году мы планируем привлечь дополнительные средства федерального бюджета на возмещение работодателям затрат на создание доступных рабочих мест для инвалидов.

В Мурманской области сохраняются позитивные демографические тенденции. Чем мы действительно гордимся, так это тем, что четвертый год подряд у нас отмечается естественный прирост населения. В прошлом году на свет появилось еще 9 тысяч малышей - на 82 ребенка больше, чем в 2014 году.

Безусловно, большое влияние на рост рождаемости оказала введенная правительством России программа материнского капитала. Мы на своем уровне тоже не остались в стороне, введя региональный материнский капитал и ряд иных денежных выплат при рождении третьего и последующих детей.

Кроме того, с прошлого года многодетным семьям дополнительно предоставлено право использования маткапитала на оплату медицинских услуг с полутора лет.

С этого года семьям также предоставлено право использовать средства регионального семейного капитала на улучшение жилищных условий сразу после рождения третьего и последующих детей. Решается вопрос о возможности его использования на неотложные нужды.

Это далеко не все меры поддержки материнства и детства в нашей области, о многих я еще скажу.

Но особенно важно, чтобы каждый рожденный ребенок жил и воспитывался в семье.

Хочу отметить, что у нас ежегодно снижается численность детей, оставшихся без попечения родителей. Все больше таких ребятишек воспитывается в замещающих семьях.

Одна из важнейших мер демографической политики - повышение доступности дошкольного образования.

Еще в 2014 году мы ликвидировали очередь в детские сады для детей старше трех лет. Сейчас работаем над тем, чтобы все малыши до трех лет также были обеспечены местами в садиках.

Вместе с введенным в строй детским садом в Североморске нам удалось создать более 250 мест для дошколят.

В этом году очередь в дошкольные учреждения должна быть нами полностью ликвидирована.

Наша область гордится своим прекрасным человеческим капиталом. Ведущую роль в его формировании играет образование.

Поэтому мы не опускаем планку качества нашего образования и поддерживаем любые инновационные проекты образовательных организаций, в том числе и учреждений дополнительного образования.

Об эффективности этой работы говорят результаты ЕГЭ, превышающие общероссийские показатели по всем предметам. Средний балл на ЕГЭ по математике в Мурманской области составил 50,6, что выше общероссийского более чем на 5 баллов; по русскому языку - 68,6 балла, что превышает общероссийский на 3 балла.

Есть и другие успехи. Так, в прошлом году две школы области - Мурманский политехнический лицей и североморская гимназия № 1 - вошли в Топ 500 лучших школ России.

Команды наших школьников награждены Большим научным кубком России «Шаг в будущее», двумя золотыми медалями на Всероссийской робототехнической олимпиаде. Наши ребята стали победителями на V Международном фестивале детского и молодежного научно-технического творчества и призерами в двух номинациях на Всемирной робототехнической олимпиаде в Пекине.

Чтобы сохранить эти прекрасные тенденции, мы стараемся устранить все факторы, негативно влияющие на качество образования. Например, такие, как сменность режима обучения. Сейчас в регионе около 4% учеников занимаются во вторую смену. Для перехода на односменный режим и вывода из эксплуатации зданий школ, имеющих высокий процент износа, мы включились в федеральную программу модернизации школ. Нами утверждена региональная программа, в рамках которой уже в этом году начнется строительство школы в Краснощелье на 50 мест. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 32 млн. рублей. Завершить ее строительство планируется в 2018 году.

И не случайно жители области дают самую высокую оценку нашей деятельности именно в этой сфере: в 2015 году 72,7% от числа опрошенных удовлетворены состоянием общего образования региона (в 2014 году - 69,3%). Это 25-е место среди субъектов Федерации.

Большое внимание мы уделяем профессиональному образованию как источнику кадров, отвечающих запросам экономики. Считаю, что в этой сфере за последние годы мы совершили настоящий прорыв.

Во-первых, в профессиональных образовательных организациях региона начата подготовка по 17 новым специальностям в соответствии с потребностями рынка труда.

Во-вторых, внедряется практико-ориентированная (дуальная) модель обучения.

В-третьих, создан Центр арктических компетенций. Его основой являются многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры профобразования на базе областных колледжей.

В-четвертых, мы вступили в движение WorldSkillsRussia - систему национальных соревнований для рабочих кадров, которая является ориентиром для школьников при выборе будущей профессии. Наши ребята заняли 1-е и 3-е места в финале I открытого чемпионата профмастерства Северо-Запада в Санкт-Петербурге.

И наконец, мы инициировали принятие на федеральном уровне решения о создании Мурманского арктического государственного университета.

Главная задача, стоящая перед МАГУ, - подготовка кадров по 20 укрупненным группам специальностей и новым актуальным направлениям подготовки, ориентированным на реальные потребности экономики области. Наши лучшие выпускники должны оставаться в регионе!

От образования перейдем к еще одной важнейшей сфере социальной политики - здравоохранению.

В прошлом году продолжено укрепление материально-технической базы медицинских организаций: закуплены медицинская мебель, 29 единиц оборудования, 26 автомашин. На 27 объектах выполнен капитальный ремонт. После реконструкции введена в строй основная часть здания главного корпуса городской больницы в Кировске, где будет размещена детская поликлиника. Заканчивается реконструкция комплекса зданий и сооружений Мурманского областного противотуберкулезного диспансера. Завершен ремонт кардиологического отделения сосудистого центра, дополнительно открыты три школы для больных с инсультом и их родственников.

В прошлом году мурманчан взбудоражила предстоящая передача учреждений здравоохранения на уровень региона. Но тревоги не оправдались. Сегодня система здравоохранения области работает без сбоев, как единый слаженный механизм.

По-прежнему остро стоит в здравоохранении кадровая проблема, но и здесь есть определенные успехи.

Благодаря региональным мерам поддержки в 2015 году укомплектовано 44 рабочих места врачей-специалистов «дефицитных специальностей». А участие в проекте «Земский доктор» позволило привлечь в сельскую местность 6 врачей.

Ежегодно растет число бюджетных мест в двух наших медицинских колледжах - Кольском и Мурманском. Это наш ресурс среднего медицинского персонала. Сегодня там учатся более тысячи студентов, из них 82% - за счет средств областного бюджета.

В целях ранней диагностики и профилактики заболеваний проведена диспансеризация отдельных категорий граждан. Осмотрено более 80 тысяч северян. Для раннего выявления злокачественных новообразований более 11 тысяч пациентов прошли анкетирование.

Хорошие отклики получила наша инициатива «Поезд здоровья». Жители «отдаленки» с нетерпением ждут приезда специалистов. В прошлом году обследовано и проконсультировано более 10 тысяч жителей 33 населенных пунктов региона.

Благодаря увеличению бюджетных ассигнований почти 6 тысяч северян получили высокотехнологичную медицинскую помощь.

Организована система передачи данных с использованием телемедицинских технологий. Проект по созданию единого архива медицинских изображений признан победителем в номинации «Лучший телемедицинский проект» на II Всероссийском форуме «Приоритеты-2015: Информатизация образования и здравоохранения в России».

В двух медицинских организациях Мурманска начата реализация проекта «Открытая регистратура».

Нам удалось почти полностью обеспечить потребность льготных категорий граждан в лекарственных препаратах. 99,6% - это очень хороший результат. Нам удалось его достичь благодаря росту помощи федерального центра на 208 миллионов рублей, увеличению наших расходов на 158 миллионов рублей и, главное, усилению ответственности всех участников программы льготного лекарственного обеспечения.

Подтверждением действительно качественного результата нашей деятельности в данной сфере является рост удовлетворенности населения медицинской помощью до 44% (в 2014 году - 42,2%). И это 21-е место среди регионов России.

На текущий год у нас довольно серьезные планы.

Во-первых, создание Мурманской областной станции скорой медицинской помощи.

Во-вторых, развитие сельской медицины, в частности, строительство ФАПов в селах Минькино, Чапома, Варзуга и проектирование ФАПа в Ура-Губе.

В-третьих, совершенствование системы телемедицины, в том числе создание маммографической сети.

В-четвертых, продолжение реализации проекта «Открытая регистратура».

И наконец, открытие медицинского центра женского здоровья «Белая роза» для проведения комплексной диагностики онкологических заболеваний у женщин.

Говоря о здоровье северян, мы не можем обойти стороной оздоровительную кампанию. Бесплатные путевки для оздоровительного отдыха в прошлом году получили более четырех тысяч северян, имеющих на это право.

Больше 40 тысяч детей отдохнули в теплых краях. У 92% отдохнувших детей отмечен выраженный оздоровительный эффект.

Общеизвестно, что лучшей профилактикой многих заболеваний являются систематические занятия физкультурой и спортом.

Без ложной скромности хочу подчеркнуть наши успехи в развитии спортивной сферы.

В прошлом году введен в эксплуатацию легкоатлетический манеж в Мурманске и завершена реконструкция спортивного комплекса «Долина Уюта».

Спортплощадки для занятий и сдачи норм комплекса ГТО установлены в Мурманске, Мончегорске, Ревде, Мурмашах, Африканде и ЗАТО Александровск.

Закуплены искусственные покрытия для футбольных полей спортивных школ в Оленегорске и Ковдоре, их установка планируется летом этого года.

Созданы необходимые условия для занятий физкультурой и спортом в 22 школах области: отремонтированы спортзалы, приобретено оборудование и инвентарь для создания 18 спортивных клубов, 9 спортивных площадок оснащены необходимым оборудованием.

В результате уже более 30% населения региона систематически занимаются физкультурой и спортом. В 2014 году эта доля составляла чуть больше 26%. А доля учащихся, отдающих спорту свое свободное время, возросла почти до 63% против 54,4% в 2014 году.

И здесь деятельность региональной власти отмечена достаточно высокой оценкой населения, которая возросла с 48% до 53,7% от числа опрошенных.

И это 18-е место среди субъектов Федерации.

Формирование здорового образа жизни и возрождение массового спорта напрямую отражается и на спорте высоких достижений: 53 наших спортсмена вошли в прошлом году в сборные команды России.

Как вы знаете, коллеги, 2015 год был объявлен в нашей стране Годом литературы. В рамках его проведения в регионе организовано более 300 культурно-просветительских мероприятий.

Особое внимание было уделено доступности театрального и музыкального искусства и выставочного пространства для жителей области. В населенных пунктах силами творческих коллективов областных учреждений проведено более 250 выездных мероприятий.

За этими сухими цифрами - творческий труд работников культуры, настоящих подвижников, чей вклад в украшение нашей жизни, в совершенствование духовной атмосферы Заполярья невозможно переоценить.

Не менее важной миссией является сохранение культурного наследия и этнической самобытности нашего коренного малочисленного народа - саами.

На эти цели в 2015 году выделено более 10 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов.

Средства направлены в основном на издание литературы на саамском языке, выпуск теле- и радиопередач, проведение культурных мероприятий.

Теперь позвольте от духовного перейти к самому насущному.

Жилищно-коммунальная сфера - наиболее чувствительная для населения. Прежде всего это касается повышения коммунальных платежей.

Поэтому начисление платы за жилищно-коммунальные услуги взято нами на жесткий контроль.

Это позволило в ряде населенных пунктов, таких как Полярные Зори, Гаджиево, Умба, Африканда, Пушной, пресечь нарушения при проведении корректировки размера платы за отопление. Только в Гаджиеве отменена корректировка за отопление более чем на 3 миллиона рублей. В Мурманске и Кильдинстрое решена проблема высоких начислений на общедомовые нужды за электроснабжение.

Несмотря на то, что тарифы на электроэнергию и без того оставались у нас в 2015 году самыми низкими и доступными по сравнению с другими регионами Северо-Западного федерального округа, нам удалось добиться минимального роста тарифа на 2016 год. Так, со второго полугодия этого года прирост составит лишь 1%, или 2 копейки за киловатт-час. Это самый малый рост тарифов на электроэнергию, установленный в регионах.

В целом же, по данным официальной статистики, рост цен на коммунальные услуги в среднем по региону составил в прошлом году около 8% к декабрю 2014 года и не превысил уровень инфляции - 13,4%.

Нам пришлось «встряхнуть» менеджмент регионального Фонда капитального ремонта, после чего эффективность его работы значительно повысилась.

За счет средств собственников жилья, а также средств федерального и местных бюджетов почти 14 тысяч жителей области в прошлом году улучшили условия проживания. В 116 многоквартирных домах выполнены работы капитального характера.

С увеличением взноса до шести рублей за квадратный метр в месяц можно сделать значительно больше. И хотя это в 2,5 раза меньше, чем необходимо для проведения капремонта всех включенных в региональную программу домов в течение 30-летнего срока ее реализации, понятно, что никого не радуют эти «платежки».

Поэтому для отдельных категорий граждан мы предусмотрели предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт. Оперативное принятие регионального закона позволило произвести первую выплату за счет областного бюджета - около пяти миллионов рублей - более чем 15 тысячам пожилых граждан.

В нашем регионе пять ЗАТО. Жилищный фонд, в котором проживают военнослужащие, из ведения Минобороны России в большей части передан в собственность муниципальных образований. В результате по ряду ЗАТО весь жилищный фонд принадлежит одному собственнику - муниципалитету, а значит, и обязанность по уплате взносов на капремонт в полном объеме возложена на местный бюджет.

Поэтому совместно с депутатским корпусом нам необходимо обеспечить продвижение наших инициатив, направленных на изменение федеральных норм и привлечение средств федерального бюджета на субсидирование расходных обязательств ЗАТО, связанных с уплатой взносов на капремонт муниципального жилфонда.

Уверена, что вместе мы сможем этого добиться, как совсем недавно добились права не вводить в регионе социальную норму потребления электроэнергии и воспользовались им.

Большинство обращений граждан в правительство области - около 40% - связано с плохой работой управляющих компаний, содержанием общедомового имущества и дворовых территорий.

Для усиления контроля в этой сфере в 2015 году введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

В результате с этого рынка ушли «худшие» управляющие организации. Определились основные «игроки», что увеличило прозрачность деятельности управляющих организаций.

Кроме того, нам удалось избежать проблемы «брошенных» многоквартирных домов. А ужесточение требований к исполнению предписаний органов жилнадзора улучшило ситуацию в сфере устранения нарушений жилищного законодательства. Доля устраненных нарушений к приезду инспектора на проверку возросла с 18 до 52%.

Считаю хорошим результатом работы в сфере ЖКХ то, что еще один отопительный сезон прошел без аварий, а нагрузку на областной бюджет по предоставлению субсидий ресурсоснабжающим организациям удалось снизить почти на 1 миллиард рублей.

Тем не менее она все еще велика. Первым шагом в решении этого вопроса стала разработка Комплексного инвестиционного проекта модернизации системы теплоснабжения области. В нем намечены пути развития нашей теплоэнергетики. Доминирующим видом топлива станет уголь. Наряду с переходом на долгосрочное регулирование тарифов реализация этого проекта позволит повысить инвестиционную привлекательность теплоэнергетики и в перспективе снизить бюджетные расходы.

А в целом оценка населением наших усилий в этой непростой для региона сфере имеет позитивную динамику. Доля населения, положительно оценивающего ситуацию в сфере ЖКХ, увеличилась на 5,9 процентного пункта и составила 30,7%. В соответствующем рейтинге мы переместились с 60-го места на 39-е.

Отдельно хочу отметить удачную практику электрификации удаленных поселений с применением альтернативных источников энергии.

В прошлом году завершилась электрификация сел Тетрино и Чаваньга с помощью комбинированных солнечно-ветро-дизельных установок. В результате обеспечена работа мобильной связи в «отдаленке» Терского района, что весьма важно не только для самих жителей, но и для развития туризма.

Работы по электрификации села Чапома и окончание проекта электрификации удаленных поселений запланированы на второй квартал текущего года.

По итогам Всероссийского конкурса этот проект был отмечен наградой Министерства энергетики Российской Федерации.

В прошлом году почти на 40% увеличились объемы ввода жилья, общая площадь введенного жилья - более 33 тысяч квадратных метров.

Свой вклад в этот рост внесла и реализация программы по переселению из аварийного фонда.

В ее рамках в 2015 году введено в эксплуатацию 8 жилых домов площадью свыше 13 тысяч квадратных метров, что более чем на 8% превышает уровень 2014 года. За весь же период реализации программы построено 34 дома, переселено из аварийного жилья почти 2,5 тысячи человек.

На протяжении ряда последних лет растет активность строительства индивидуального жилья. Этому, безусловно, способствуют принимаемые меры по сокращению числа административных процедур в строительстве и сроков их прохождения.

Семьям, имеющим трех и более детей, на безвозмездной основе предоставляются земельные участки для строительства жилых домов.

Всего на предоставление земельных участков заявилась почти половина наших многодетных семей - 2483. Из них уже воспользовались своим правом 770 семей - более 30%. В 2015 году получили участки 354 семьи.

За счет средств бюджета участки не только формируются, но и обеспечиваются объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры. Оказывается и финансовая помощь при строительстве домов.

Мы помогаем в улучшении жилищных условий наиболее незащищенным категориям наших граждан - ветеранам и инвалидам, а также молодым семьям.

За 2015 год с помощью социальной поддержки в объеме более 110 миллионов рублей улучшили свои жилищные условия 177 семей.

Безусловно, важным элементом качества жизни является транспортное обслуживание.

В прошлом году все виды пассажирского транспорта у нас работали стабильно. Общий объем средств, направленных на обеспечение пассажирских перевозок, почти на 100 миллионов рублей превысил уровень 2014 года и составил 813 миллионов рублей.

Перед нами стоит задача повышения эффективности как отрасли в целом, так и мер государственной поддержки.

В текущем году предусмотрено внедрение автоматизированной системы учета и оплаты проезда на пассажирском транспорте. Это позволит получать данные по фактически выполненному объему перевозок пассажиров, оптимизировать бюджетные расходы на компенсацию транспортным предприятиям и повысить качество обслуживания за счет формирования расписания движения, исходя из статистики пассажиропотока.

Своевременно отремонтировано более 66 километров региональных дорог, восстановлено 34 километра асфальтобетонного покрытия, выполнен ремонт более 120 тысяч квадратных метров покрытия местных автомобильных дорог в Мончегорске, Мурманске, Апатитах, Заполярном, Ревде, Ковдорском районе, Североморске и Зеленоборском.

В 2015 году впервые из федерального бюджета нам удалось привлечь средства на реконструкцию региональных дорог в сумме почти 230 миллионов рублей, которые направлены на завершение работ на участке автодороги «Салла».

На дорожную деятельность в муниципалитеты в текущем году выделено 290 миллионов рублей, что почти в 3 раза больше, чем в прошлом. Впервые конкурс был проведен раздельно для «больших» и «малых» муниципальных образований, чтобы предоставить им равные шансы на получение средств.

Большое внимание уделяется нами вопросам экологии и охраны окружающей среды.

Ни для кого не секрет, что у нас есть целый ряд экологических проблем, прежде всего связанных с прошлой хозяйственной деятельностью. Существует острая необходимость ликвидации источников радиационного загрязнения и особо опасных отходов, брошенных и затопленных останков кораблей и судов на побережье.

Для решения проблемы утилизации атомных подводных лодок и других опасных отходов в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом» и нашими партнерами из Германии в ноябре был введен в эксплуатацию уникальный высокотехнологичный Центр кондиционирования и длительного хранения радиоактивных отходов в Сайда-Губе.

Совместно с зарубежными партнерами продолжена реализация крупномасштабного проекта по реабилитации объектов губы Андреева.

Хочу отметить, что эти проекты в сфере радиационной безопасности - прекрасные примеры плодотворного международного сотрудничества, активным участником которого является наш регион.

Также нам удалось привлечь средства федерального бюджета на разработку программы очистки Кольского залива от затопленного и затонувшего имущества, реализацию пилотного проекта по ликвидации несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива. Работы начнутся в этом году.

В текущем году после получения положительного заключения государственных экологической и строительной экспертиз начнется строительство современного полигона твердых коммунальных отходов, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций для нужд региона.

Не осталась без внимания и проблема угольной пыли, многие годы беспокоящая мурманчан. Создана рабочая группа, ведущая постоянный надзор за соблюдением Мурманским морским торговым портом природоохранного законодательства.

Кроме того, мы изыскали возможность профинансировать из областного бюджета установку в районе торгового порта уникального прибора непрерывного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это позволит уже с мая получать точные данные о причинах и виновниках загрязнения.

Наконец-то мы нашли компромисс между экологами и туристами и создали в заказнике «Сейдъявврь» экотуристический маршрут, оборудованный информационными знаками, указателями и деревянным настилом общей протяженностью почти два километра. Это позволило обеспечить сохранность ценных природных комплексов, редких и исчезающих видов растений и животных на основных туристических маршрутах.

Важнейшим фактором, определяющим благополучие региона, является не только комфорт, но и безопасность среды проживания.

Для обеспечения необходимого уровня комплексной безопасности в регионе было продолжено построение системы «Безопасный город».

В результате слаженной работы всех организаций, от которых зависит безопасность на наших дорогах, почти на 20% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий. На 32% сократилась численность погибших и на 22% - пострадавших.

Безусловно, мы и далее должны стремиться к максимальному снижению печальной дорожной статистики. Именно с этой целью с привлечением внебюджетного финансирования будет реализован проект по созданию аппаратно-программного комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Не зря Мурманская область была признана лучшей в России по итогам всероссийского конкурса «Безопасность на дорогах - общая забота».

Эффективно отработали в прошлом году наши службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности - увеличилось число спасенных жизней, снизился материальный ущерб.

И вполне закономерно, что до 44,7% выросла доля жителей, положительно оценивающих деятельность властей по обеспечению безопасности населения (в 2014 году - 39,5%). Это 26-е место среди субъектов Федерации.

Сохраняется стабильная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Этому способствует реализация совместно с органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти комплекса мер, направленных на противодействие идеологии экстремизма, предупреждение межнациональных и религиозных конфликтов, укрепление гражданского единства.

Деятельность органов государственной власти, как и органов местного самоуправления, требует постоянного совершенствования. Прежде всего это касается предоставления государственных и муниципальных услуг.

Считаю, что в вопросе повышения их доступности и качества нам удалось добиться хороших результатов.

В прошлом году завершен трехлетний проект по созданию сети многофункциональных центров. Созданы 18 МФЦ и 10 территориально обособленных структурных подразделений, которые обеспечили доступ к получению услуг по принципу «одного окна» 92% наших граждан.

Оценкой нашей работы служат не только положительные отклики граждан, но и то, что уже второй год подряд областной многофункциональный центр становится лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ».

Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и собираемся далее расширять спектр услуг, оказываемых в режиме «одного окна».

Мы постарались сделать так, чтобы открытость и доступность власти в нашем регионе не были пустыми словами.

Сегодня для жителей области созданы все необходимые условия, чтобы каждый человек имел возможность быть услышанным, получить ответ, разъяснения по интересующим вопросам и, конечно, помощь в решении наболевших проблем.

К традиционному каналу письменных обращений добавилась возможность использовать для этих целей официальные интернет-сайты правительства области, общественные приемные губернатора, открытые в Терском и Печенгском районах, ЗАТО Заозерск и городе Полярные Зори. В прошлом году в правительство региона поступило почти 10 тысяч обращений граждан. Смею заверить - ни одно из них не осталось без внимания.

Многие вопросы удается решать в ходе рабочих поездок в муниципальные образования и во время личных приемов граждан, проводимых на постоянной основе мною, моими заместителями и руководителями исполнительных органов государственной власти.

В сентябре впервые был организован региональный единый день приема граждан. Он проводился с 15 до 20 часов, чтобы каждый работающий гражданин имел возможность личного обращения. Такую практику мы продолжим и в этом году.

Для повышения информационной открытости и вовлечения населения в принятие решений в прошлом году введен в эксплуатацию региональный интернет-портал «Открытый электронный регион». К нему подключены все исполнительные органы государственной власти региона и 15 муниципальных образований. С его помощью проведено обсуждение 350 проектов нормативных правовых актов и 12 опросов.

Наши усилия по созданию в регионе элементов «обратной связи» по достоинству оценены Минэкономразвития России: интернет-портал правительства области стабильно удерживает 1-е место в рейтинге открытости среди субъектов Федерации.

Результаты соцопросов показывают стабильную положительную динамику удовлетворенности населения деятельностью исполнительной власти, которая за последние четыре года существенно возросла: почти на 15 процентных пунктов. И мы по этому показателю поднялись с 59-го на 24-е место среди субъектов Федерации. Это говорит о росте доверия граждан к нашей работе. А значит, мы на правильном пути!

В завершение хочу отметить, что все освещенное мной в сегодняшнем отчете - это результаты целенаправленной плановой работы, прежде всего в рамках государственных программ, проводимой нами для реализации целевого сценария развития региона, в соответствии с которым Мурманская область должна стать стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевое значение в достижении столь амбициозной цели имеет активная поддержка арктических территорий на федеральном уровне.

Поэтому я считаю знаковым событием года начало работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Хочу отметить, что моя работа в Госкомиссии дает мне право регулярного и продуктивного общения с руководителями федеральных ведомств, входящими в ее состав, и возможность донести до них свою точку зрения по ключевым для региона проблемам. Такое тесное взаимодействие приводит к синхронизации наших позиций по многим вопросам, и прежде всего в части понимания роли и значения региона в развитии АЗРФ.

Для нас очень важным явилось то, что именно в Мурманске на первом в этом году заседании президиума Госкомиссии была рассмотрена новая редакция государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны. В ней Мурманской области отводится роль «пилотного» региона по формированию на его территории «Кольской опорной зоны».

Можно лишь приветствовать решение Госкомиссии о возврате к разработке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

Мы с вами понимаем, что без государственного протекционизма в Арктике ускоренное развитие заполярных территорий невозможно. Именно поэтому большие надежды мы связываем с этим документом, от внутреннего содержания и наполнения которого во многом будет зависеть будущее нашего региона.

Учитывая предыдущие «неудачные» попытки разработки закона, считаю необходимым объединить усилия всех ветвей и уровней власти, науки, бизнеса, общественности для того, чтобы закон об Арктике состоялся.

Уважаемые депутаты!

2015 год стал особым как для всей страны, так и для области. Это был год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Мы с честью встретили этот праздник. В городах и населенных пунктах было организовано множество запоминающихся мероприятий.

Не могу не отметить вклад в подготовку и проведение юбилея Победы волонтерского движения региона, которое насчитывает более полутора тысяч человек. Наша молодежь помогала проводить всероссийские патриотические акции «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», благоустраивать памятные места и воинские захоронения.

Эти молодые ребята делают очень полезное, нужное, благородное дело, и такие гражданские инициативы заслуживают всяческой поддержки. Особенно сегодня, когда попытки исказить историческое, нравственное сознание нашего народа стали объективной реальностью.

На примере работы наших юных добровольцев мы еще раз убедились: именно патриотизм, уважение к своей истории и традициям являются тем прочным фундаментом, на основе которого мы должны строить наше будущее и укреплять единство страны.

Спасибо за внимание!

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,086167,298872,129470,1778
Афиша недели (16+)
 Российская космическая одиссея
Гороскоп на сегодня