11.08.2016 / Политика и власть

Борьба за место на полке

Местным товаропроизводителям трудно пробиться на прилавки магазинов

Фото: www.duma-murman.ru

Приход в сферу торговли крупных сетевых компаний, безусловно, поднял культуру обслуживания покупателя. Обратная сторона медали - монополизация отрасли и, как следствие, диктат владельцев торговых точек в отношении производителя. Полки бесчисленных супер- и гипермаркетов забиты. Но чем? Молоком с полугодовыми сроками реализации, которое к тому же произведено какими-то подмосковными фирмами. И есть причина подозревать, что в тетрапаке и не молоко вовсе, а некий молочный продукт с добавлением пальмового масла.

Что еще? Сосиски и колбасы из далекого далека, в которых сои больше, чем мяса, несъедобные рыбные консервы...

Я понимаю, что не может быть отечественных бананов и ананасов. Но мы уже привыкли глодать покрытые воском аргентинские яблоки, покупать израильский картофель, египетский лук и даже... бразильские тыквы!

Да, аграрный сектор России находится не в лучшем состоянии. Но неужели лук, морковку и картошку мы не можем вырастить сами? Вырастить можем, но попасть со своей продукцией на прилавок магазинов очень трудно. Получается замкнутый круг, когда сельхозпроизводство сокращается из-за невозможности реализовать произведенное. Ведь сетевой торговле гораздо выгоднее держать на полке менее свежие и натуральные, но зато имеющие длительные сроки реализации товары. Это снижает риски.

И государство решило вмешаться в ситуацию. В июле внесены изменения в федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Они призваны поддержать отечественного товаропроизводителя. Ход реализации закона в нашем регионе, а также вопросы взаимодействия торговли и товаропроизводителей в целом обсудили в областной думе на рабочем совещании. Кроме самих депутатов в дискуссии приняли участие представители бизнеса, а также ряда региональных министерств.

- Мы все являемся покупателями и заинтересованы в том, чтобы на прилавках наших магазинов были товары высокого качества, по справедливой цене и в широком ассортименте. Для этого у всех должны быть равные возможности, - подчеркнула, открывая совещание, заместитель председателя областной думы Ирина Захарова.

Итак, какие же изменения внесены в упомянутый выше закон? Они, в частности, предусматривают сокращение с 10 до 5 процентов максимального размера вознаграждения, которое торговые сети могут получать от поставщика за приобретение у него продовольственных товаров. Уменьшены и сроки отсрочки оплаты за поставленные товары, ужесточены антимонопольные правила. Как видим, все изменения внесены в пользу производителя. Впрочем, обойти их для торговли не представляет особых сложностей.

- А размер торговой наценки будет регулироваться? - ехидно интересовались одни товаропроизводители.

- Да ряд сетей вообще готовы отказаться от вознаграждения, но требуют, чтобы мы дали им скидку в те самые 10 процентов. А иначе на полку не попадешь, - вторили им другие.

- Закон непростой, сложный для реализации. Он касается как производителей, так и представителей торговли. Это первый робкий шаг в попытке оказать помощь отечественным, на региональном уровне - местным производителям, создать равные условия между производителем и продавцом ради покупателя, - отметил председатель комитета областной думы по законодательству и государственному строительству Владимир Мищенко.

Но с равными условиями, как видим, пока есть проблемы. Представитель одной из мурманских компаний, производящих рыбопродукцию, рассказал о том, как на практике приходится работать. Если с местными торговыми сетями диалог худо-бедно налажен, то большинство федеральных продукцию мурманчан брать отказываются. По-прежнему острой остается проблема возврата, когда торговцы возвращают производителю качественный, но не реализованный в срок товар. А требования сетевиков поражают своей изощренностью: то им нужны этикетки строго оговоренного вида, то развезти продукцию по 25 магазинам необходимо в течение двух часов, то... В общем, фантазия владельцев прилавков не знает границ.

У последних, конечно, свои аргументы. И главный из них - финансовый. Бизнес не терпит альтруизма. А работать со скоропортящимся товаром сложно. Гораздо проще закупить «нечто в брикетах», с чего потом еще год можно раз в месяц сдувать пыль, ожидая, что покупатель на вечное, как и скаредность продавца, молоко все же найдется.

В общем, некий антагонизм существует. И понятно, что сотрудничество товаропроизводителей с торговыми сетями не отрегулировать на одном совещании. Да такой задачи и не ставилось. Важно выработать алгоритм взаимодействия всех участников продовольственного рынка, включая, конечно же, и самих покупателей. И хочется надеяться, что шаг в этом направлении был сделан.

- В обсуждение вопроса качества продовольственных товаров должны быть вовлечены и производители, и продавцы, и общественность. Ведь речь в конечном счете идет о нашем с вами здоровье. Мы проинспектировали ряд сетевых магазинов, встретились с нашими товаропроизводителями. Задача не в том, чтобы применять какие-то административные санкции, а в том, чтобы выработать пошаговую стратегию взаимодействия, от которой должны выиграть покупатели, то есть все мы, - выразил свое мнение председатель комитета областной думы по вопросам местного самоуправления Юрий Шадрин.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.08.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня