02.11.2016 / Политика и власть

Задача сложная, но неотвратимая

Бюджетные средства на оказание социальных услуг будут распределяться на конкурсной основе

Предприниматели и некоммерческие организации вскоре станут полноценными участниками рынка социальных услуг. Предполагается, что уже в 2018-м они будут оказывать населению пятую часть таких услуг, сегодня предоставляемых практически исключительно госучреждениями. Оказывать на конкурсной основе. Это позволит повысить качество ряда услуг, приблизить их характеристики к потребностям населения. Переход на новые рельсы и связанные с ним проблемы стали темой семинара, организованного региональным минэкономразвития при участии профильных органов госвласти для руководителей и специалистов администраций муниципальных образований.

Как отметила перед началом семинара министр экономического развития Елена Тихонова, идея по форме проста, однако ее реализация потребует кардинального изменения не только организации работы, но и взглядов работников администраций и бюджетных учреждений. Предстоит решать задачу непростую, но, как констатировала министр, неотвратимую. Необходимо создать конкурентную среду и уйти от госмонополизма.

В других отраслях такой подход давал разный результат. В торговле много лет назад позволил решить проблему дефицита всего и вся, в жилкомхозе получилось не совсем так, как намечалось. Впрочем, речь о полном отказе государства от оказания социальных услуг сегодня не идет. Органы власти, как и прежде, остаются операторами процесса, контролируют качество и определяют исполнителей. Только если раньше их выбирали из числа подведомственных учреждений, то сейчас круг расширяется. При этом качество услуг не должно пострадать, а эффективность использования бюджетных средств необходимо повысить.

- Мы долгое время считали, что никто лучше, чем государство, не обеспечит предоставление социальных услуг, - отметила в своем докладе начальник управления минэкономразвития Наталья Иванова. - Но в большинстве стран пошли по другому пути: государство выбирает их поставщика.

И действительно, для пожилого человека вряд ли важно, кто поможет ему по дому - сотрудник госучреждения, НКО или частной организации. Если кто-то готов за ту же цену предложить дополнительные услуги, задержаться подольше, прийти в выходные и вечернее время, получатель услуги выберет именно его.

Новые веяния позволят негосударственным структурам претендовать на казенные средства - конечно, на конкурсной основе. Их получит тот, кто оказывает более качественные услуги. Правда, если дело касается сферы образования, то претендент должен иметь соответствующую лицензию.

- Когда, например, речь шла об открытии частных детских садов в ЗАТО, где в государственных малышам не хватало мест, их организаторам пришлось подтвердить соответствие ряду очень строгих требований, - отметила министр образования и науки Наталия Карпенко. - В ходе реализации второго этапа реформы, на мой взгляд, речь должна прежде всего идти о тех образовательных услугах, которых недостаточно или вовсе нет. Повторюсь, опять же при наличии у претендента лицензии.

Чтобы получить лицензию, как известно, необходимо доказать, что учреждение способно обеспечить качественный образовательный процесс: имеет соответствующие помещения, оборудование, кадры и так далее. А уже потом включаются механизмы доступа к бюджетным средствам на конкурсной основе. При этом должны быть разработаны четкие критерии отбора. К примеру, оборудование у претендентов на оказание той или иной услуги не должно быть устаревшим. И конкурсная комиссия все должна тщательно проверять.

Вопрос усложнится, если на рынок такого рода услуг придут претенденты из соседних регионов, где цены в силу их географического положения могут быть ниже. Вероятность этого, как прозвучало на семинаре, небольшая, но ее также необходимо учитывать при разработке критериев выбора поставщика и соответствующей документации.

Министр социального развития Сергей Мякишев посвятил свое выступление нишам и возможностям для частных структур на рынке социального обслуживания населения.

- Понятно, что государству не под силу отслеживать все проблемные точки в оказании социальных услуг, есть готовность предоставить возможность участвовать в этом сегменте представителям негосударственного сектора.

Передача бюджетных средств негосударственному сектору с целью компенсации расходов за оказанные услуги осуществляется при соблюдении ряда условий. Одно из них - включение в реестр поставщиков социальных услуг. В него уже вошли и пять негосударственных поставщиков. Они предоставляют социальные услуги на дому, один намерен осуществлять полустационарное обслуживание. Двое уже получили компенсацию из бюджета за оказанные услуги.

Председатель областного комитета по культуре и искусству Сергей Ершов сфокусировал внимание на качестве услуг в этой сфере. Ведь нововведение естественным образом вызывает и опасения по поводу сохранения созданного в регионе единого культурного пространства.

- Мы провели мониторинг ситуации на нашем рынке услуг: их оказывают 153 учреждения и организации, - отметил он. - 48 из них - негосударственные. Это субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, структурные подразделения крупных предприятий. В перечень не вошли библиотечные и музейные организации, которые являются специфическими подразделениями наших крупных ведомств. В целом сфера культуры более чем на треть состоит из негосударственных организаций. Они, естественно, самостоятельно выбирают приоритеты, формируют проекты и ищут источники финансирования.

Госучреждения проводят мероприятия на бесплатной основе, которые, как подчеркнул докладчик, направлены на формирование системы ценностей, воспитание, сохранение исторического и культурного наследия, обеспечивают доступ к знаниям и информации для всех возрастов. Сегодня поставлена задача выведения государственных и негосударственных организаций на один уровень и развития конкуренции за право оказания услуг. Чтобы те и другие имели одинаковый доступ к госсредствам, органам местного самоуправления необходимо пересмотреть механизмы финансирования сферы культуры. При этом не должны измениться ни общий объем средств, ни доступность услуг для населения - бесплатные так и останутся бесплатными. Однако необходимо понимать, что при передаче части денег в негосударственный сектор на этот же объем сократится финансирование муниципальных учреждений, которым необходимо будет адаптироваться к новым условиям.

А негосударственным бюджетные средства позволят расширить перечень своих мероприятий и услуг. По идее, муниципалитеты должны в итоге получить более дешевые и качественные услуги и мероприятия. Но это при идеальных результатах, требующих неимоверной добросовестности и скрупулезности при подготовке конкурсной документации.

Действовать, по мнению Сергея Ершова, надо крайне продуманно и осторожно, чтобы сохранить годами создававшееся культурное пространство региона. Первым шагом комитета в этом направлении станет организация выездных выставок на конкурсной основе. Организатором является сам комитет, а не музеи. Субсидии пойдут на оплату права использовать экспонаты, работы сотрудников, аренды транспорта и помещений, художественно-оформительских и иных работ. Пока речь о конкурсе только среди некоммерческих организаций. При положительном опыте состав участников будет расширен.

Руководители ведомств, оказывающих соцуслуги, запланировали подобные семинары уже на своей базе и только по своим направлениям.

Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.11.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,594572,182675,815170,1764
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня