Евгений Миронов: «Я впрягся в телегу…»
 
Час звезды
 
 
Евгений Миронов: «Я впрягся в телегу…»
 
 
Автор фото: Антонов Михаил

На канале «Россия» завершается показ 8-серийного телефильма «Достоевский» режиссера Владимира Хотиненко, главную роль в котором сыграл народный артист России Евгений Миронов. Наш обозреватель встретился с Евгением Витальевичем.

   

- Почему вы далеко не сразу согласились на роль великого писателя, хотя до этого не раз играли любимых героев Достоевского в кино и театре?

- Просто меня не устраивал сценарий, казался схематичным (автор сценария - Эдуард Володарский. - Прим. авт.). Мы с Володей Хотиненко фактически круглосуточно в течение восьми месяцев были обложены книгами, материалами - все о Федоре Михайловиче. Ходили в музей Достоевского, музейщики нам очень помогали. Тем не менее стержень остался тот же, что и в сценарии, - это личная драма. Понятно, что это интересно зрителю, тем более фильм телевизионный - восемь серий. Но мне хотелось все-таки объять что-то большее…

Я очень долго внутри себя искал характер Федора Михайловича - он настолько разнообразный - как ртуть. Ведь он вмещает в себе все свои образы - и Раскольникова, и папаши Карамазова, и Рогожина. Это все у него было. Один художник ищет вокруг своих персонажей, высматривает, а герои Достоевского, прежде всего, были внутри его самого. Можете представить себе, какая это была сложная натура. Необходимо было все объединить, смешать. К тому же в фильме Хотиненко мне пришлось сыграть Достоевского начиная с молодости до самой кончины. Столько же событий вместил сам фильм: с момента разгрома кружка петрашевцев до написания «Братьев Карамазовых». Это и ссылка в Сибирь, и роман с Аполлинарией Сусловой, и смерть от чахотки первой жены Марии Исаевой, и «неизлечимая болезнь рулетки», смерть сына Алеши… Жизнь Федора Михайловича была покруче любого его собственного романа, и все жизненные коллизии так или иначе преломлялись в творчестве. В фильме играют замечательные актеры: Чулпан Хаматова, Алла Юганова, Валентина Талызина, Ольга Смирнова, Дарья Мороз, Дмитрий Певцов, Елизавета Арзамаскова и многие другие.

- Фильм получился серьезный, глубокий… Но ведь ни одна съемка не обходится без курьезов!

- В Баден-Бадене и Висбадене я сыграл в рулетку и выиграл. Хотиненко говорил, что глаза мои выкатились из орбит. Но я очень быстро «сдулся», азарт меня не захватил… Где бы мы ни появлялись с камерами, как только люди узнавали, что снимается фильм о Достоевском, вокруг образовывалась немыслимая толпа из туристов, местных жителей. Достоевского знают все. Он просто звезда! Был любопытный эпизод в Баден-Бадене: мы отсняли сцену, я в гриме поднимался по крутой лестнице и услышал разговор двух русских туристов. Жена говорила мужу: «Господи, мы в таком замечательном месте, здесь ходил Достоевский! У меня такое ощущение, что я повернусь - и он войдет!» И в этот момент появляюсь я: «Вызывали?»

- Вот уже два года, как в московском Театре наций вас зовут Евгением Витальевичем, потому что как иначе величать художественного руководителя прославленного коллектива. Завершается реставрация здания театра, вы упорно движетесь к своей цели - созданию самой большой театральной площадки в России.

- В сентябре «стройка века» должна завершиться. Пока мы в Театре наций без дома, вынуждены арендовать репетиционные помещения и различные сцены. Но это не мешает нам бурно развиваться. У нас нет труппы. И не будет. Зато у нас будет самая большая открытая театральная площадка в России. Уже молодое поколение приходит со своими идеями, своими режиссерами, и мы их принимаем, если это нас трогает, заводит, выпускаем премьеры. Проводим несколько фестивалей: «Территория», «НЕТ» («Новый европейский театр»), фестиваль французских малых городов, фестиваль малых городов России, и сейчас вдохновились новой идеей - сделать первый российский шекспировский фестиваль. Денег государственных хватает на оплату коммунальных услуг… К счастью, у театра есть друзья, и эти добрые люди нам здорово помогают.

Очень быстро - за пять-десять лет - театрального зрителя испортили, и ждет он только одного - три попы голые, и чтобы в конце поклоны под движения, под танцы, и чтобы разъехались после спектакля и забыли... Катастрофа с театром! Мы хотим не просто собирать аншлаги, но и влиять на зрителя, который уже давно привык к «культурному попкорну».

- Правда, что, готовясь к премьере спектакля «Рассказы Шукшина», вы вместе с режиссером Алвисом Херманисом и актерами специально ездили на родину Василия Макаровича Шукшина?

- Мы всей творческой группой полетели на Алтай на восемь дней, где живы-здоровы земляки Шукшина, с кого, собственно, и писал он свои рассказы. Мы оказались первым театром, что приехал в Сростки. Приехали не на экс-курсию: жили, репетировали, набирались впечатлений, душевно общались с местными жителями. В декабре этого года непременно вернемся, чтобы сыграть там спектакль.

Знаете, я давно с таким желанием не бежал, не летел в театр, как на «Рассказы Шукшина»…

- А кинопродюсерством не хотели бы заняться?

- Продюсер не продюсер, но если все будет нормально, возможно, создам еще и такую мини-компанию, что будет отвечать за один-два кинопроекта в год. Просто в какой-то момент появляются люди, которые мне приносят хорошие идеи, сценарии, истории. Раз их приносят именно мне, то возникает мысль попробовать довести до конца хорошее дело.

- Сами-то отчего почти не снимаетесь?

- У меня пятнадцать спектаклей в месяц как у актера, на мне огромный театр. До съемок просто руки не доходят. Ума не приложу, как сумел вырваться на съемки «Достоевского».

- В «Достоевском» вы опять играете вместе с Чулпан Хаматовой. С ней вы давно дружите, а в последнее время просто неразлучны - играете в театре и кино, участвуете в благотворительных проектах!

- Я бесконечно рад нашему творческому и душевному общению с Чулпан, потому что она и актриса прекрасная, и человек очень чистый, неравнодушный. Вокруг нее всегда такие люди, что собираются для больших и хороших дел. Помню, когда она пригласила меня выступить в концерте фонда «Подари жизнь» в Доме музыки. Я спросил, не забыла ли она, что уже на следующее утро мы должны с ней сидеть в самолете и лететь в Вену на гастроли с «Рассказами Шукшина»… Она улыбнулась и сказала, что концерт будет долгий, завершится как раз к тому моменту, когда надо будет ехать в аэропорт. Что ж, мы так и поступили. Я счастлив, что Чулпан играет в Театре наций не только в «Рассказах Шукшина», но и в хореографической новелле «Бедная Лиза». Ее партнер, премьер Большого театра Андрей Меркурьев-то с трудом выдерживает, уже не говоря о Чулпан. У них замечательное проникновение друг в друга: Меркурьев в актерскую среду, а Чулпан - в движенческий спектакль, в балет. Это отважный поступок - пойти в неведомое, а не играть то, что удобно, что съедят зрители… Российский театр всегда был просвещенным, умел делать еще что-то, кроме развлечения.

- У вас ведь тоже есть свой фонд «Артист»?

- Три года назад мы с Машей Мироновой (однофамилица Миронова, она тоже много играет в Театре наций. - Прим. авт.) заговорили о такой проблеме - ветераны театра и кино. Среди них есть и знаменитые артисты, и незнаменитые, что честно проработали в театре 40-50 лет, а сейчас оказались никому не нужными. У них много проблем - и медикаменты, и продукты, но главная проблема - ненужность. Даже те, кто находится в домах престарелых, чувствуют себя глубоко несчастными. Артисты всегда на виду, а тут вдруг - глухое забвение. А ощущение ненужности - это смерть. Даже не физическая, а какая-то другая. А это очень гордые, достойные люди. Они не будут просить, козырять былыми званиями и заслугами. Если бы я оказался на их месте, я бы скорее умер, чем сказал, что нуждаюсь в хлебе или анальгине…

И мы создали благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист». На данный момент в картотеке фонда около 1500 ветеранов сцены, 180 из них - участники Великой Отечественной войны. По данным Гильдии киноактеров, сегодня около 600 человек входят в список особо нуждающихся. Я считаю, что если у вас есть хоть какая-то финансовая возможность помогать другим, то надо отдавать детям и старикам.

- Правда, что вы фиксировали на бумаге «состояния» принца датского, готовясь к роли Гамлета?

- Да, и таких записей было огромное количество. Я пытался определить эти изменения, зафиксировать для себя его эмоциональные состояния.

- Наверное, и за собой вы все записываете?

- Нет. Мне больше интересно копаться в психологии моих героев.

- Актуален ли для вас гамлетовский вопрос «быть или не быть»?

- Конечно, даже в мелочах, каждую минуту. На самом деле вопрос выбора - это вопрос совести. Иногда хитришь сам с собой, но потом тебе же это аукнется...

- Если вернуться в вашу молодость, скажите: изменилось ли с тех пор ваше представление о профессии актера?

- Мое представление было несколько романтическим. На самом деле это тяжелая, но безумно интересная профессия.

- Согласны с теми, кто называет вас «полетным» актером?

- Настоящий полет случается редко - как в жизни, так и в театре. В жизни это происходит в момент влюбленности. А на сцене? Трудно объяснить… Я читал дневники многих великих артистов, мне самому было интересно разобраться. Но никто не может определить, когда это приходит, когда проходит, а в какой момент и вовсе отнимается навсегда. Но если такое состояние наступает, то сразу ощущаешь некую свободу, что дает возможность совершать неожиданные, даже для себя самого, поступки. Это редко бывает, но бывает.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 02.06.2011
 
 
 

Ваше сообщение
Представьтесь, пожалуйста:
Ваш e-mail:
и (или) другой вид связи:
Скрыть контактную информацию
(будет доступно только редакции).

Ваше сообщение:

Введите защитный код:
Правила комментирования
Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта

Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.

Житейские истории
Фото с сайта www.uznayvse.ru
Все чаще люди становятся жертвами слепой жестокости близких и знакомых
Помнится, в апреле мы писали о кировском убийце, который лишил жизни свою мать, утопив ее в ванне. Пили-пили и допились. Совсем уж «за рамками», даже по меркам...
Фото с сайта http://ic.pics.livejournal.com/
В тесноте и в обиде Какая-то странная слепота и глухота, кажется, нападает на взрослых членов большого семейства в иных ситуациях. «И не видела, и не знала, и...
Фото с сайта http://eesun.ru
Словно цепляясь за подножку уходящего поезда, ведут себя иные женщины, пытаясь удержать ускользающего из их жизни мужчину. И не замечают при этом, что под колесами...
Этот день в истории
1801
  • День рождения Михаила Францевича Рейнеке (1801-1859), российского гидрографа, члена-корреспондента Петербургской академии наук, вице-адмирала, мореплавателя, исследователя Севера. В 1826-1832 годах руководил экспедициями по описи северных морей, берегов Мурмана и Кольского залива. По собранным материалам издал «Атлас карт Белого моря и Лапландского берега», двухтомный труд «Гидрографическое описание северного берега России», книгу «Описание города Колы в Российской Лапландии».
  • 1877
  • День рождения Н. И. Прохорова (1877-1930), ботаника, почвоведа. С 1920 года возглавлял Северную научно-промысловую экспедицию, создал Хибинскую опытную агрономическую станцию.
  • другие события





    Вверх
    Реклама
    © «Мурманский вестник» 1991-2014

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    реклама   подписка   реквизиты   контакты   наши авторы   закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация