«Аврора» - это надежда
 
Взгляд
 
 

«Аврора» - это надежда

 
 
Александр Покровский, писатель.
Александр Покровский, писатель.
Автор фото: Федосеев Л. Г. В сюжете 2 фото

Аврора - богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Она же - первые лучи восходящего солнца, начало нового дня, новых надежд, предрассветный ветерок, ветер благостных перемен.

Крейсер «Аврора» не зря назван в честь этой богини. Этот крейсер почти ровесник правлению императора всея Руси Николая II Александровича.

Коронация императора и его супруги состоялась 14 (26) мая 1896 года, а работы по формированию корпуса «Авроры» начались на Балтийском заводе в октябре того же года - вот и получается, что они почти ровесники. Так что название крейсеру Николай II выбрал неслучайно. Случилось это 31 марта 1897 года. Он выбирал из одиннадцати вариантов и выбрал - ветер благостных перемен.

А спустили ее на воду в мае 1900 года - в год перемен - императорская чета присутствовала на этом событии. Начало нового века - все надеялись на лучшее.

Но не только император и его семейство относились к «Авроре» с любовью, старались все - строители, морское министерство, команда. Команда крейсера «Аврора» участвовала в постройке крейсера, в установке на него оборудования и машин, в ходовых испытаниях. Для них это был не просто корабль - это было их дорогое детище. Общее дело роднило матросов и офицеров.

Вот, что писал о команде крейсера в своем дневнике судовой врач надворный советник Владимир Семенович Кравченко: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания».

Это был живой организм, и в нем умело сплавились и выучка, и технические особенности. И главное - матрос доверял офицеру, а офицер во всем полагался на матроса - это было прочно впаяно в ее борта.

В Цусимском сражении за 5 часов и 40 минут боя «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. В нее попало 18 снарядов и множество осколков. Шесть раз сбивали кормовой флаг и его шесть раз возвращали на место. При этом потери составили: один офицер и девять матросов убиты (пятеро позже умерли от ран); восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. За весь бой погибло 15 человек, бой был сложный, видимых повреждений было много, но и команда, и «Аврора» выстояли, не посрамив флага – можно сказать, корабль выстоял сам и защитил людей.

Все это предстояло испытать в войне. И - в русско-японской, и в Первой мировой, где «Аврора» действовала последовательно успешно.

Потом - Санкт-Петербург, постановка в док, ремонт.

Участие крейсера в Октябрьском перевороте, нападение на офицеров, стрельба на палубе, убийство старшего офицера штыком в горло, ружейная пуля в голову командира - все это можно отнести к тем несчастьям, которые предстояло испытать команде, крейсеру и стране. Они все время связаны - удачи и бедствия крейсера и страны.

Любое отклонение от традиций - и вот уже налицо беды и легендарного корабля, и Отечества.

С началом Великой Отечественной войны крейсер, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С крейсера сняли орудия, вместе с ними на фронт ушли и матросы «Авроры».

«Аврору» бомбила немецкая авиация, расстреливали сухопутные пушки. Крейсер получил повреждение, сел на грунт, но флаг над ним развевался. Флаг сбивали и его тут же поднимали снова. «Аврору» расстреливали на протяжении всей ленинградской блокады - она выстояла.

После Великой Отечественной, до 1948 года, «Аврора» имела работоспособные двигатели и была на ходу.

С 1984-го по 1987 год длился капитальный ремонт крейсера, во время которого кораблю вернули его первоначальный облик. И сейчас более 80 процентов оборудования «Авроры» подлинное.

Все беды «Авроры» начались в июне 2009 года. На «Авроре» с размахом отметил свой пятилетний юбилей журнал «Русский пионер» - музыкальное шоу, танцы, выпивка, ныряние за борт - все это происходило в самом центре Петербурга на глазах потрясенных горожан.

После этой вечеринки наказали… Военно-морской флот. Был уволен командир «Авроры» Анатолий Бажанов, понижен в должности командующий Балтийским флотом Виктор Мардусин, а через полтора года выяснилось, что разрешение на «праздничный коктейль на 150 VIP-персон» дал лично главком Владимир Высоцкий - потом уволили и его.

Но и «Аврору» тоже наказали - ее отобрали у флота и отдали ЦВММ - Центральному военно-морскому музею, что в городе Петербурге помещается. Таким образом «Аврора» вроде бы осталась в ведении министерства обороны, но ВМФ покинула.

То есть статуса «корабль № 1» у нее теперь нет, хотя на «Авроре» до сих пор незаконно находятся матросы - 14 человек. Поднимают военно-морской флаг, участвуют в парадах и вообще осуществляют представительские функции, то есть изображают флот. А заодно охраняют от вандалов, а то уже и пиратский флаг поднимали, и из орудия стреляли...

Но «Аврора» все еще корабль, и стоит он на воде, а не на «бетонном основании», и в любой момент на нем может возникнуть аварийная ситуация, и кто-то должен бороться за живучесть корабля. И этот «кто-то» не должен быть матросом срочной службы, проходящим здесь курс молодого бойца. На «Авроре» находятся и эксплуатируются действующие оборудование и механизмы, обеспечивающие его пожаробезопасность и непотопляемость. Обслуживать такие механизмы может только квалифицированный персонал (судовые механики, техники, электрики). И только такой экипаж может обеспечить безопасность его стоянки, которая включает не только швартовные бочки и штанги крепления к берегу, а в первую очередь безопасность пребывания и эвакуации людей с борта корабля в экстремальных условиях.

Вот и родилось во флотской среде предложение оставить «Аврору» в составе ВМФ, переведя ее во вспомогательный флот. Это позволит ей на законных основаниях нести флаг и гюйс, участвовать в ритуалах и парадах.

С этим предложением и вышли на Главнокомандующего В. В. Путина. Письмо от петербургского клуба подводников, в составе которого немало офицеров Северного флота, служивших в Заполярье, передал губернатор Санкт-Петербурга. На письме немедленно появилась резолюция Путина министру обороны разобраться и доложить.

С тех пор ждем. Пока все по-старому.

История России неотделима от флота. Гибнет флот - умирает Россия, возрождается флот - поднимает голову и Россия.

Сегодня мы у последней черты, мы никак не может отойти от пропасти, мы балансируем в опасной близости к краю. Все, что создано на Флоте СССР, доживает свой век, все, что создано новой Россией, все никак не обретет свое тело.

Надежду внушает только «Аврора» - она не собирается сдаваться. Дух флотский на ней неистребим. На флоте должен быть правофланговый. Флоту нужен пример отношения к долгу. Без него все технические достижения просто груда металла.

«Аврора» - это надежда флота, его мечта. Мечту нельзя сдавать в музей.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 29.09.2012
 
 
 

Ваше сообщение
Представьтесь, пожалуйста:
Ваш e-mail:
и (или) другой вид связи:
Скрыть контактную информацию
(будет доступно только редакции).

Ваше сообщение:

Введите защитный код:
Правила комментирования
Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта

Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.


Житейские истории
«Любви все возрасты покорны» - сказал классик почти двести лет назад. Он прав и сегодня. А тот, кто думает, что дама «за 60» не может любить и быть любимой, очень...
Легкие наркотики обернулись отлучением от профессии
Свой человек и хороший парень. Так говорили на судне «Белореченск» о матросе Александре Сухинове*. Теперь не говорят. Потому что море, похоже, для 27-летнего парня закрыто надолго, если не навсегда...
Вечер в баре закончился преступлением
«Там, где любовь, там всегда проливается кровь», - поется в известной песне. Но в этом уголовном деле любовью и не пахло. А вот кровь пролилась...

Loading...
Вверх
© «Мурманский вестник» 1991-2014
Мурманское областное издание

Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

Яндекс.Метрика
Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров