Тропою тайной - в никуда
 
Неизвестное об известном
 
 

Тропою тайной - в никуда

 
 
Радиостанция «Kyynel».
Радиостанция «Kyynel».
В сюжете 3 фото

1. Ставка на «дальние патрули»

   

29 июня 1941 года на Кольском полуострове началось крупномасштабное наступление группы армий «Норвегия». Одновременно по двум основным направлениям: Мурманскому и Кандалакшскому. Но между ними было еще одно, Рестикентское. Интересно, что здесь не было регулярных частей противника. Наступали финские пограничники из отряда Er. Os. P под командованием майора Антти Пеннанена. На моторных лодках по реке Лотта финны скрытно подошли к границе, а 29 июня начали движение в направлении поселка Мурмаши.

Из показаний пленного финского капрала известно, что конечной целью похода была Кировская железная дорога. Финнам здесь удалось продвинуться вглубь нашей территории на 55 км, до поселка Усть-Лотта. Из-за неблагоприятных обстоятельств здесь сделали вынужденную остановку.

В финских архивах есть рапорт командира роты, в котором он указывает причину задержки: не успели подвезти продукты и боеприпасы. Эта остановка финнам обошлась дорого. Наши пограничники 82-го погранотряда под руководством начальника штаба майора Немкова Я.А. провели перегруппировку и разгромили финский отряд.

Наша область, как и все прифронтовые территории, в это время бросила все силы на эвакуацию людей и материальных ценностей. В первые дни наступления немцев было непонятно, смогут ли наши 14-я и 52-я дивизии остановить врага.

Руководство области и Государственный комитет обороны СССР считали, что часть Кольского полуострова враг может оккупировать. Близость вражеских частей к Кировской железной дороге заставляла руководителей края и страны принимать срочные меры. Обком партии начал формировать партизанские отряды и готовить базы с продовольствием, одеждой и боеприпасами.

Одновременно полным ходом шла эвакуация: и оборудования, и населения. Всего область покинули более ста тысяч человек.

Защитники Советского Заполярья летом и осенью 1941 года смогли сдержать вражеское наступление на Кольском полуострове, восстановить грузоперевозки по Кировской железной дороге.

Все попытки немецкого 5-го военно-воздушного флота нанести по ней мощный бомбовый удар не давали желаемого результата. Погода осенью на Кольском полуострове неустойчивая, авиацию можно было использовать далеко не всегда. И противник сделал ставку на диверсантов абвера, которых готовили в разведшколе в Рованиеми: «Разведывательную работу на Мурманском, Кестеньгском и Кандалакшском направлениях ведет Лапландское отделение фингенштаба, дислоцируемого в Рованиеми. Возглавляет отделение разведки капитан Паатсало, он же известен агентуре как капитан Карра и капитан Райло...».

Нужно сказать, капитан Харри Паатсало руководил еще одним подразделением: «Osasto Paatsalo» (Os.P) - отрядом Paatsalo. Это одно из четырех финских диверсионно-разведывательных подразделений «дальних патрулей», подготовленных специально для работы в глубоком советском тылу. При подготовке этих диверсантов учитывалось, что им придется противостоять войскам НКВД. Основное направление их действий - Кировская железная дорога, северная Карелия и наша область.

В Рованиеми абвер держал и свое немецкое диверсионное подразделение: 15-ю роту четвертого батальона полка «Бранденбург-800». Командир 15-й роты - 30-летний немецкий лейтенант Тромсдорфф из Берлина. Рота не имела тяжелого вооружения и называлась «легкая». Специализация данного подразделения - минно-подрывное дело. Основное направление: подрыв сложных железобетонных конструкций на территории противника: мосты, дамбы, промышленные здания и сооружения.

Была одна проблема - бойцы из этого элитного подразделения родом не с Севера: украинцы, белорусы, немцы с Поволжья и немцы с Балкан, из Тироля, австрийцы. На лыжах ходить они, конечно, умели, но выжить в безлюдной тундре зимой для них было непросто. Поэтому с первых дней прибытия в финскую Лапландию бойцов 15-й роты начали обучать финские специалисты. Немцам на Кольском полуострове нужно было хорошо подготовленное диверсионное подразделение. Осенью 1941 года бойцы 15-й роты полка «Бранденбург-800» прошли хорошую подготовку в своем учебно-тренировочном лагере под Берлином и на базе финских «дальних патрулей» под Рованиеми, в поселке Курсункиярви.

В январе 1942 года в Финляндию вылетел начальник управления «Абвер-заграница» при штабе Верховного командования Германии адмирал Канарис. Его сопровождали начальник разведки (отдел «Абвер-1») генерал-лейтенант Ганс Пиккенброк и начальник отдела контрразведки генерал-лейтенант Франс Бентивеньи. В Финляндии руководители Абвера согласовали с финским военным руководством планы совместных действий.

Сразу после этого визита больших начальников 15-ю роту «Бранденбурга-800» решили усилить финскими спецами диверсионной работы: в их базовый лагерь возле Рованиеми с фронта из-под Ростова-на-Дону привезли шестерых финнов-добровольцев из состава 6-SS Gebirgs-Division.

Кроме этого в состав 15-й роты полка «Бранденбург-800» передали взвод финских дальних патрулей из «Osasto Paatsalo».

Большие возможности немецкой армейской разведки позволили в кратчайшие сроки из бойцов «Бранденбурга» сделать мощное диверсионное подразделение, укомплектованное самыми новейшими техническими разработками, которые были на вооружении немецкой и финской разведок.

Для связи использовалась финская радиостанция «Kyynel» М-4 (передатчик), М-7 (приемник) (на снимке). На тот период она считалась одной из лучших в мире. Имела большую степень секретности и была на вооружении только в спецчастях. Наши радиостанции, да и оружие, которым пользовались пограничники и партизаны «Севера», были намного хуже.

Диверсионные группы противника для минирования железной дороги применяли мины с вибрационными и часовыми взрывателями. Для отрыва от преследования диверсионные группы использовали прыгающие мины Sprengmine 35. У нас их обычно называли либо «мина-лягушка», либо на немецкий манер «шпрингмина», финны называли их «мины для лыжни»: закопанная мина выбрасывалась из земли на высоту до 1,5 метра через 4,5 секунды после срабатывания взрывателя. При взрыве 365 стальных шариков шрапнели и осколки корпуса разлетались в стороны и поражали все живое на 15-20 метров вокруг.

У нас ничего подобного не было. Разминировать такие мины было сложно. Они могли использоваться как мина нажимного или натяжного действия с двумя взрывателями.

У диверсантов «Бранденбурга-800» было много спецсредств: жидкость для обработки следов (собаки не могли по запаху взять след), газовые горелки для обогрева и приготовления пищи, самовоспламеняющийся порошок (для диверсий на складах), приборы бесшумной и беспламенной стрельбы, оптические прицелы и приборы ночного видения и даже снегоступы.

Для перевозки грузов были подготовлены 40 ездовых собак и необходимое оборудование. То, что диверсант очень хорошо одет и обут, видно на фотографии из журнала. Лыжи не «на валенках», как у наших пограничников, думаю, тоже видно.

В феврале 1942 года бойцы «Бранденбурга-800» вместе со своими финскими друзьями из «дальних патрулей» пошли в дальний разведывательный рейд до Колы. Отрабатывали маршрут предстоящей диверсионной операции.

В наших архивах сохранились документы, подтверждающие, что весной 1942 года готовилась крупномасштабная немецко-финская наступательная операция на Рестикентском направлении. В «Боевой характеристике боевой и оперативно-служебной деятельности 82-го пограничного стрелкового полка войск НКВД по охране тыла Карельского фронта на Рестикентском направлении» сказано:

«В начале апреля месяца 1942 года немецкое командование усилило шестой отдельный погранбатальон батальоном отборных немецких войск, имело намерение внезапным ударом, используя почти тройное превосходство сил, уничтожить подразделения полка и своим продвижением вдоль реки Лотта, Нот-озеро, реки Тулома, демонстрируя угрозу гор. Мурманску, отвлечь часть сил Красной Армии с других направлений».

Шестой отдельный погранбатальон - это финские «дальние патрули».

Командование Карельского фронта об этом знало. «… 21.01.1942 г. Получили из Центра разведывательные данные о том, что немцы готовят наступление на Мурманск и Кандалакшу. Чтобы перерезать Кировскую железную дорогу и организовать наступление, перебрасывают 5-ю и 7-ю горно-егерские дивизии и дивизию (СС)...» - читаем в дневнике главы областного комитета партии Максима Старостина.

После пяти дней упорных боев с 8 по 12 апреля 1942 года трехтысячная немецко-финская группировка противника не смогла сломить оборону бойцов 82-го пограничного полка войск НКВД по охране тыла Карельского фронта, хотя их было всего 997 человек.

По нашим данным: « В результате боев с 8 по 12.4. 42г. потери противника - убитыми и ранеными до 340 человек. Потери полка - убито 87 чел. Ранено - 48 чел., пропали без вести 5 человек».

Однако в своих отчетах командующий 19-м горнострелковым корпусом генерал-лейтенант Шернер, который лично готовил эту операцию и руководил ею, все свои просчеты переложил на командиров подразделений и погоду: «7 апреля 1942 г. выпал снег, а 8 апреля 1942 г. наступила оттепель…»

Не буду подробно описывать события, происходившие в апреле 1942 года на реке Лотта, скажу лишь, что 15-я рота полка «Бранденбург-800», усиленная финскими «дальними патрулями», численностью 108 человек под командованием лейтенанта Тромсдорффа, задание по блокированию Кировской железной дороги не выполнила. За что в конце апреля 1942 года была отправлена на фронт, а лейтенант Тромсдорфф навсегда покинул это элитное подразделение с формулировкой: «по состоянию здоровья».

18 мая 1942 года ГКО принял решение восстановить никелевое производство на Кольском полуострове. Это стало вторым рождением и города Мончегорска, и комбината «Североникель». Начали возвращаться эвакуированные металлурги, горняки, проектировщики. Тогда же в город прибыл зенитно-артиллерийский дивизион. Орудия и пулеметы были установлены вблизи цехов, рудника и в самом городе. На временном аэродроме разместили эскадрилью истребителей.

Немецкое командование тут же на это отреагировало. Уже в июне 15-я рота «Бранденбурга-800» снова появилась в финской Лапландии в городе Рованиеми. Теперь ее возглавил лейтенант Хеттингер, хорошо говоривший по-русски. Новый командир знал не только язык, но и нашу армейскую структуру.

Теперь в роте было много диверсантов с русскими корнями (бывшие белые эмигранты и военнопленные). Это позволяло им находиться на советской территории в относительной безопасности, так как, в зависимости от обстановки, можно было переодеться в гражданскую одежду (лесорубов, железнодорожных ремонтников и т.д.) или в форму бойцов Красной Армии. Для усиления данного подразделения абвер ввел в состав роты почти всю национальную эстонскую сборную команду по стрельбе из мелкокалиберной винтовки, победившую в 1939 году на чемпионате мира в Швеции.

Первоначально планировали сбрасывать диверсантов к железной дороге на парашютах, а после выполнения задания забирать гидросамолетами. Технически это возможно, малозаселенная территория Мурманской области и Карелии для этой цели очень подходила. Однако возникла проблема, к которой немецкое руководство было не готово. Финские диверсанты отказались прыгать с парашютом. Предложили использовать водный транспорт - моторные лодки. На том и остановились.

Гитлер требовал от командующего немецкими частями в финской Лапландии генерал-полковника Эдуарда Дитля провести совместно с финнами крупномасштабную военную операцию по блокированию железной дороги. Дитль предложил провести одновременно наступление на Кандалакшу и Беломорск, чтобы большой участок Мурманской железной дороги оказался оккупированным.

Операция получила название Lachsfang - «Ловля лосося». 21 июля 1942 года Гитлер директивой № 44 утвердил план мероприятий. Согласно договоренности между Германией и Финляндией в операции должны были участвовать силы обеих стран. С немецкой стороны войска 19-го горнострелкового корпуса - шли на Кандалакшу, с финской стороны 5-я горная дивизия - на Беломорск. Операцию наметили на осень.


(Продолжение следует.)

Виктор БОЧАРОВ.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 05.08.2014


Другие материалы темы "Непридуманая история"
  • Покрывало скорби и надежды  (04.02.2015)
  • Борьба за живучесть  (13.01.2015)
  • Последний рейс легенды  (20.12.2014)
  • Дела небесные  (13.12.2014)
  • Дела небесные  (29.11.2014)
  • «Перед нами рос ядерный гриб»  (15.11.2014)
  • Дела небесные  (15.11.2014)
  • Прадед - с Седовым, дед - на «Седове»   (11.11.2014)
  • Об огнях-пожарищах  (07.11.2014)
  • Дела небесные  (01.11.2014)
  • Родился праздник в Заполярье  (01.11.2014)
  • Дела небесные  (25.10.2014)
  • Море жизни втекает в бассейн  (15.10.2014)
  • Исполнившим долг возвращаем долги  (14.10.2014)
  • И море загорелось...  (10.10.2014)
  • Слово о полку оленном  (03.10.2014)
  • Мурманские страницы легендарного крейсера  (27.09.2014)
  • Победа у нас одна  (18.09.2014)
  • Стыдно терпеть беспамятство  (17.09.2014)
  • Батальон вернули из забвения  (05.09.2014)
  • Из последнего адреса - в вечность  (29.08.2014)
  • Ордена как вехи  (15.08.2014)
  • Рассказать обо всех разлученных  (09.08.2014)
  • Развязать врагу язык...  И так, чтобы он об этом не узнал  (25.07.2014)
  • Вести с далекой войны  (26.06.2014)
  • Хочу сражаться за Родину!  Минобороны открыло данные о наградах, не дошедших до героев  (21.06.2014)
  • Живая вода крымской весны  (07.06.2014)
  • Мурманск слезам поверит  (31.05.2014)
  • «Как скрутили злодея - не помню»  (24.05.2014)
  • «И словно обрела здесь новую семью...»  (13.05.2014)
  • Чтобы память жила в веках  (13.05.2014)
  • Реквием первым  Война пытала их на прочность - огнем и льдом, ветром и морем  (08.05.2014)
  • И в страшном сне присниться не могло  (07.05.2014)
  • Удостоверение героизма  Увидел свет «Дневник войны» Максима Ивановича Старостина  (26.04.2014)
  • Радость вдали от мира  (19.04.2014)
  • Встречая льды косности, сам становился ледоколом  110 лет назад погиб создатель «Ермака» адмирал Макаров  (18.04.2014)
  • Девятнадцатиглавый!  Впервые историки документально установили, как выглядел Воскресенский собор Колы  (05.04.2014)
  • «Здесь ветер - без выходных»  16 марта исполнилось бы 130 лет со дня рождения писателя-фантаста Александра Беляева  (15.03.2014)
  • Мурманские дороги тянутся из глубины веков  (08.02.2014)
  • Журналист и философ  (05.02.2014)
  • И тогда нам коллектив семья   (05.02.2014)
  • Судьбы не тускнеют  (01.02.2014)
  • «Немецкий летчик-убийца за мной охотился…»  К 70-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады  (28.01.2014)
  • Лишенные детства  (18.01.2014)
  • Голову - долой  (28.12.2013)
  • За Сталина!  (28.12.2013)
  • С флагами и револьверами  (28.12.2013)
  • Прямая речь  (28.12.2013)
  • Штирлиц светотени  (28.11.2013)
  • Наш земляк Иван Лапшин  Мурманск с вологодским да архангельским говорком  (14.11.2013)
  • Обаяние гения  (13.11.2013)
  • Первый храм - на костях мучеников  Археологи нашли древнейшую церковь Кольского полуострова  (07.11.2013)
  • Они еще рядом, они еще с нами  (06.11.2013)
  • По любви к родному краю  (30.10.2013)
  • Таймырская драма  (25.10.2013)
  • Из песни слов не выкинешь  (04.10.2013)
  • И Ленина, и покорителей глубин  Их довелось лепить создателю главного символа Гаджиева  (26.09.2013)
  • Вещи нашего века  (10.09.2013)
  • Искупление кровью  (28.08.2013)
  • «Приезжаем - а там кости белеют...»  Поисковики восстановили за лето десяток разрушенных захоронений  (31.07.2013)
  • Война и мир Василия Галкина  (05.06.2013)
  • Строитель - это звучит гордо!  (05.06.2013)
  • Главная песня судьбы  (01.06.2013)
  • Отчаиваться не надо!  (31.05.2013)
  • Троллейбус в Арктику не ходит  (30.05.2013)
  • Оказалось - едем на войну…  (29.05.2013)
  • Чужие здесь не летают  (24.05.2013)
  •  
     
     

    Ваше сообщение
    Представьтесь, пожалуйста:
    Ваш e-mail:
    и (или) другой вид связи:
    Скрыть контактную информацию
    (будет доступно только редакции).

    Ваше сообщение:

    Введите защитный код:
    Правила комментирования
    Запрещается:
    • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
    • Употребление нецензурных слов и брани
    • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
    • Спам и реклама других сайтов
    • Комментарии не по теме материала
    • Обсуждение действий администрации сайта

    Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.


    Житейские истории
    Поначалу вышло, как в песне: «Вот и встретились два одиночества, разожгли у дороги костер...». Разожгли, шашлыков нажарили... А потом... Но обо всем по порядку....
    Какой русский не знает «прелести» общественных, обычно привокзальных и придорожных туалетов? Особенно в глубинке, на маленьких железнодорожных станциях и автотрассах....
    Листаю двухтомник уголовного дела, возбужденного по частям 1 и 2 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество) в отношении мурманчанина Валерия Мироненко, и картина вырисовывается такая......

    Loading...
    Этот день в истории
    1923
  • Совет труда и обороны утвердил «Положение о колонизации Карело-Мурманского края». Согласно этому документу Мурманская железная дорога получила право вести хозяйственную деятельность на территории, прилегающей к дороге, осваивать и разрабатывать полезные ископаемые, воды и лес. Так был создан транспортно-промышленный и колонизационный комбинат, в ведении которого находился также мурманский порт. Первым председателем являлся Арон Матвеевич Арнольдов, один из новых поселков на южной стороне Мурманска назывался по его имени - Арнольдовка.
  • 1928
  • Дирижабль "Италия" под руководством генерала Умберто Нобиле стартовал со Шпицбергена и достиг Северного полюса. На обратном пути дирижабль разбился, часть экспедиции спасли моряки советского ледокола "Красин".
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров