18.01.2018 / Общество

Движение вверх?

Новый фильм - лидер кинопроката - не только порадовал, но и вызвал вопросы

Фото: Фото с сайта kinopoisk.ru
Владимир Машков в роли главного тренера.

С удовольствием посмотрел «Движение вверх» - сам от себя такого не ожидал, очень уж озадачила чрезмерная реклама ленты едва ли не по всем центральным телеканалам. Нечто подобное было с бездарным «Викингом», да и не только. Как-то у нас вошло в традицию: чем хуже фильм, тем больше шума вокруг. Но здесь другой случай. Отличное кино, на мой взгляд. Клюквы, конечно, много и довольно развесистой, но кино это не отменяет, а, напротив, делает интереснее. Только не относитесь к картине, как к документу.

Но обо всем по порядку. Имена режиссера, сценариста и оператора мне ни о чем не говорят, да и вам, я полагаю, тоже ничего не скажут. Однако с задачей эти молодые люди справились отменно - картину сделали крепкую, увлекательную, смотрится «Движение вверх» на одном дыхании, хоть и немаленький это фильм, больше двух часов идет.

Одна из причин успеха помимо прочной сценарной основы (те самые «три секунды» олимпийского Мюнхена-72 стали для нее лишь отправной точкой) - прекрасные актеры. Хороши и Владимир Машков, сыгравший главного тренера сборной СССР, и звездная троица спортивных чиновников всех рангов - Андрей Смоляков, Марат Башаров и Сергей Гармаш. Особенно выделил бы Башарова. Замечательный негодяй у него получился, редкостный!

Не подвела и молодежь: ребята и сыграли прилично, и в основном похожи на тех, чьи роли довелось исполнять. Исключение разве что Кузьма Сапрыкин - ну никак не тянет этот пухлый мальчик из песочницы на Ивана Едешко. Тот был в ту пору сухим, поджарым, резким, да и лет автору того самого, решившего дело исторического паса через всю площадку было уже порядком - 27. А тут не мастерюга, которому сам черт не брат, а сырковая масса какая-то.

В целом, повторюсь, кино хорошее. Но... Если по правде, если вспомнить, как все было в Мюнхене-72 на самом деле, то абсолютно верным, воссозданным с документальной точностью (не придерешься!) останется лишь момент с бессмертными тремя секундами - это в равной степени касается и того форменного безобразия, что творилось тогда за судейским столиком (трижды переигрывать концовку финального матча - это, знаете ли, абсолютный бардак), и, собственно, легендарных паса Едешко и броска Александра Белова.

Все остальное в фильме - выдумка, фантазия авторов. Их можно понять. Из трех секунд, пусть и столь драматичных и сверхэмоциональных, «Войну и мир» не слабаешь, будь ты хоть трижды Сергей Бондарчук. По-просту материала, его протяженности не хватит. Три секунды, они и есть три секунды - не слишком разбежишься.

Иван Колесников в роли Александра Белова.

Однако из этой вроде бы тупиковой ситуации создатели «Движения вверх» нашли, на мой взгляд, достойный, совершенно киношный, сценически верный выход. Они попытались рассказать не о трех секундах, но о людях - о тогдашней сборной - ее стартовой пятерке и тренере. Конечно, сделали они это, как бы помягче выразиться, не совсем правдиво. Но - интересно, даже увлекательно! А по-следнее, наверное, главное, если мы, понятное дело, о кино говорим. Художественном. Ничуть не документальном.

Сразу скажу, почти все, рассказанное нам с экрана об игроках и их наставнике, - неправда.

Ну какой антисоветчик Паулаускас (Джеймс Тратас)?! Весь фильм поносящий страну, в которой живет, и народ, являющийся в ней коренным, государствообразующим. Он еще и сбежать хочет, остаться в ФРГ. И это перед финалом олимпийского турнира! Как такое возможно, если знать, что в реальности Модестас Паулаускас пять лет был капитаном сборной СССР, а на его прощальный матч в 1976 году эта сборная приехала в полном составе? Он тогда по тайму сыграл за родной «Жальгирис» и не менее родную главную советскую команду.

С 2005 года Модестас Феликсович два раза в неделю тренирует мальчишек в калининградском Краснознаменске. Зачем? Как он сам говорит, «сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам...» И это антисоветчик и русофоб, каким он явлен в фильме?

У Сергея Белова (Кирилл Зайцев) тоже беспрестанный конфликт с остальными игроками, он, как и Паулаускас, пусть и не столь явно, но, как раньше говорили, противопоставляет себя коллективу. Так на экране. Но Белов, напомню, многократный чемпион - и в сборной, и в ЦСКА он выиграл все. И как, доложите мне, такое возможно, если человек, играя в команде, не считает себя ее частью? Кстати, в том мюнхенском незабвенном финале Сергей набрал 20 наших очков из 51! Да кто бы ему пас-то отдал, если бы не прочные, многолетние игроцкие и человеческие взаимоотношения с каждым из остальных парней, что вышли в тот вечер биться за Советский Союз на баскетбольной площадке?

Алжан Жармухамедов (Александр Ряполов), которому всемогущий тренер дарит спасительные контактные линзы. У Жармухамедова действительно была сильная близорукость. Но играть это не мешало - Алжан обладал удивительно точным броском с 4-5 метров. Говорят, его как-то спросили: «Ты как забиваешь-то с таким зрением?» Он ответил: «На ощупь». В контактных линзах Жар - Туркестанский змей успел поиграть, но в самом конце карьеры. В Мюнхене он выступал без них.

Наконец, Саша Белов, автор победного мяча (в кино его играет Иван Колесников, знакомый многим по фильму «Конец прекрасной эпохи», где он сыграл Лентулова-Довлатова). Он действительно был неизлечимо болен, умер в 26 лет. Но на Олимпиаде-72 об этом еще никто не знал, даже он сам. Разумеется, и о лечении в США речи идти не могло.

У тренера Владимира Кондрашина (в фильме он Гаранжин) действительно сын был болен детским церебральным параличом, но лечить его за границей тренер не собирался и деньги на это не копил. А ведь на эту историю, по сути дела, нанизан весь сюжет «Движения вверх» с эффектной концовкой в раздевалке, уже после тех самых трех секунд. На деле, к слову, американцы опротестовали результат, и нашим ребятам тогда в раздевалке пришлось (до трех утра!) ждать решения судей.

Как видим, в центре каждой человеческой истории в фильме конфликт, зачастую ничего общего с реальностью не имеющий. Только с Саканделидзе и Коркия не вполне получилось, ну что с них возьмешь - грузины и грузины! Но создатели картины вышли из положения, мимоходом пришпилив Зураба и Михаила к теракту палестинцев против израильской сборной.

Что еще? Дико расстроила сама игра - ее показ. Ну не забивали тогда сверху - ни наши, ни американцы (в студенческой лиге Штатов с 1967 по 1976 такие броски были запрещены)! Вообще. Да, умели, но в официальной игре такие вещи считались пижонством, ненужным и вредным трюкачеством. Вообще обратите внимание на счет финала: 51:49. Даже по счету видно, что это был апофеоз защиты. Две команды уперлись лбами и каждое очко буквально выцарапывали - подчас долго и нудно. Игра в целом, традиционно для финалов, получилась не слишком красивой - куча потерь и неточностей, много штрафных и борьбы под щитами, все просто, без цирковых финтифлюшек. Образец - победный мяч: двухходовка через все поле, бросок - и мы чемпионы.

Ну а в фильме чуть ли не каждый второй бросок - слэм-данк, сверху, эффектно, временами ломая щиты. И тут кинематографистов можно понять и простить. Хотели, чтобы было зрелищней, чтобы - шоу!

Как бы ни было, кино, конечно, хорошее, спору нет. И настроение поднимает, и праздник создает. Большая победа - пусть только в кино - это всегда здорово. Но оглянешься вокруг и невольно загорюешь. Вы видели, как играет наша нынешняя баскетбольная сборная? Когда она в последний раз в призах-то была на крупных турнирах? Лет так десять назад (кстати, решающий мяч тогда, в финале ЧЕ-2007, за нас забил некто с очень русским именем Джон Роберт Холден). И просвета ведь нет. Об игроках и не говорю. У нас сейчас и в хоккее, судя по последнему молодежному чемпионату мира, с этим проблемы. О футболе промолчу: накануне домашнего чемпионата мира не хочется говорить под ногу…

Гаранжин в фильме успехи американцев объясняет просто: «Да у них же корзина баскетбольная в каждом дворе!» Но это, замечу, он говорит в начале семидесятых, когда и у нас в Советском Союзе коробки и корты были повсюду, спорт был по-настоящему массовым… И потому сейчас движение вверх, по крайней мере в спорте, пожалуй, трудно представить без внимательного, изучающего взгляда назад. Помнить былые победы надо, их красота не увядает. Но главное - вернуть их фундамент. Для созидания побед будущих. 

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.01.2018

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня