01.03.2017 / Общество

Оформляй, тяни, толкай

Народная дружина «Заполярье» - что такое и как работает

Фото: Сергей Ещенко
Максим Иващенко и Андрей Овчинников за работой.

Составить схему ДТП, разогнать пробку, подтолкнуть забуксовавшую машину - для добровольцев народной дружины «Заполярье» привычное дело. Эта общественная организация правоохранительной направленности по обеспечению безопасности дорожного движения в Мурманске представляет собой группу единомышленников, взявшихся за важную миссию - помочь ГИБДД поддерживать порядок на дорогах города.

Почти все дружинники - сотрудники Госавтоинспекции в отставке. Те, кто занимается непосредственно «дорожной» работой, - так стопроцентно бывшие гаишники. Андрей Овчинников, с которым мне удалось отправиться на несколько столкновений, проработал в ГИБДД пятнадцать лет, а председатель организации Евгений Шумский - тридцать. Добровольцы не просто люди с активной гражданской позицией, а настоящие профессионалы с внушительным опытом. Причем денег за свой труд они не берут. Живет организация за счет членских взносов и помощи от партнеров, например компаний по ремонту автомобилей. И, конечно, от пожертвований не отказывается. 

- Здравствуйте, это народная дружина «Заполярье». Где вы стоите, чем вам помочь? - чуть ли не первые слова, которые я услышала, сев в машину к помощникам Госавтоинспекции.
Звонки поступали постоянно. Машины то слегка «поцеловались», выезжая из двора на дорогу, то случалось столкновение немного другой масти - «задним вариантом» его называют. В принципе, в таких случаях автомобилисты обычно сами договариваются, кто виноват, фотографируют место ДТП, рисуют схему - чаще всего вызывают дружинников именно для этого - и едут в ГАИ для дальнейшего разбирательства. Но у «Заполярья» бывают случаи и посерьезнее...
- Загруженность на дорогах большая, люди могут часами ждать сотрудников ГАИ. Вот мы посмотрели на это все и решили, что можем помочь. Собрались вместе, нашли машину, она принадлежит одному нашему дружиннику. Он еще и бензином помогает, благо возможность есть. И в мае прошлого года зарегистрировались официально, - начал рассказывать Андрей Овчинников.
Дружина имеет право оформлять ДТП, в которых не было пострадавших. Но приезжает и на «кровавые» вызовы, чтобы, например, регулировать движение, пока гаишники разбираются с аварией. Еще добровольцы проверяют потенциально аварийные участки - ямы на дорогах.
- По ГОСТу дыры могут быть пять сантиметров в глубину, пятнадцать в ширину и шестьдесят в длину. Если хотя бы один из этих параметров превышен, то мы можем составить акт и отдать рапорт начальству ГАИ, - пояснил дружинник Максим Иващенко. - Но на практике у нас почти в любой яме все три параметра превышены. Летом это часто становится причиной ДТП.
Также дружинников зовут на помощь для обеспечения безопасности дорожного движения во время массовых мероприятий. Совсем недавно наши «заполярники» работали на «Лыжне России». Могут они и в качестве патрульно-постовой службы выступать.
- Нас всего восемь человек. Одна половина трудится на дорогах, а вторая разбирается с бумажками, ведет аккаунты в соцсетях. В принципе, пенсии у нас хорошие, у многих есть и другая работа. Но свои выходные посвящаем дружине, - продолжил Андрей Овчинников.
Так вот в свободное время и ездят с восьми до восьми. Время это, конечно, условное. Бывает, и припоздниться приходится, ведь не откажешь людям, что просят помощи. Понедельник у дружинников обычно самый легкий день, столкновений мало, а вот в пятницу чаще всего завал. В целом за день добровольцы реагируют на 14 - 20 дорожно-транспортных происшествий.
- Сейчас, например, на улице Трудовые Резервы постоянно бьются, там наледь. Еще аварийные места - спуск с Семеновского озера, «Молодежка», новая объездная дорога, - добавил Андрей.


Ленинградку дружинники называют взлетной полосой, там довольно часто водители не соблюдают скоростной режим. Набирают обороты и летят...
- Недели три назад вызвали нас на столкновение с участием трех машин на этой объездной. Мы подъехали аккуратно, свой автомобиль поставили подальше. Не успели и замеры сделать, схему нарисовать, в одну из уже пострадавших машин врезалась еще одна, - улыбнулся дружинник. - Солнце слепило в тот день, водители «на ощупь» ехали, но даже не притормаживали, скорость не снижали.
И только Овчинников закончил рассказывать эту историю, как телефон зазвонил снова. И не поверите, опять ДТП на той же дороге. Но приехали мы к месту аварии не сразу, по пути еще одно столкновение заметили. На остановке «Автопарк» образовалась пробка, маршрутка врезалась в проезжавшую мимо иномарку. Расположились автомобили на дороге так, что чуть ли не полторы полосы заняли. Дружинники, вооружившись рулеткой и планшетом с листами для зарисовки схемы ДТП, направились к виновникам затора. Ведь согласно пункту 2.6.1 Правил дорожного движения, который был внесен относительно недавно, водители должны зафиксировать столкновение и освободить проезжую часть, если их машины затрудняют движение.
Закончив бумажную работу, дружинники принялись за настоящую - пишу так, потому что именно в этот момент поняла суть дела, которым они занимаются. Андрей и Максим стали думать, как же убрать машины с дороги. Если маршрутка смогла отъехать своим ходом, то второй автомобиль сдвинуть было не так просто. Левое переднее колесо слезло со своей оси и стало выпадать. Они толкали машину в разные стороны, но она упрямилась и с места не трогалась. Как вдруг добровольцы заметили проезжающий рядом уазик.
- Мужик, у тебя трос есть? Поможешь машину оттянуть на обочину? Видишь, пробка какая, - обратился дружинник к водителю, показывая на еле-еле плетущийся за ним поток машин.
- Да, конечно, без проблем.
Максим вышел на дорогу, протянул ладонь в направлении к потоку машин, давая понять, что нужно немного постоять. Автомобиль второго участника ДТП быстро оттащили в сторону. Вот не прошло и десяти минут, как дружинники подоспели на помощь, а пробки уже не видать.
Потом и с тем случаем на Ленинградке разобрались да еще с десяток мелких аварий помогли оформить. Но все-таки впечатляет не «бумажная» работа дружинников. В принципе, водители и сами могут ей заняться, если разберутся в том, как правильно составить схему. А именно быстрота реагирования на звонок, обычно дружинники подъезжают к месту аварии в течение 15 минут, и та самоотдача, с которой добровольцы делают все, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию с минимальным ущербом. За это их и ценят автолюбители.
Телефон дружины - 75-33-00.

Комментарий врио командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Мурманской области майора полиции Якова Букреева:
- Основная задача дружины - оказание посильной помощи гражданам, попавшим в ДТП. В соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД водители в случае столкновения могут самостоятельно зафиксировать место и обстоятельства происшествия с помощью фото- и видеосъемки и составить схему. Однако не все автолюбители обладают даже элементарными знаниями алгоритма действий при ДТП. Особенно это касается начинающих водителей. С помощью дружинников участники аварии составляют грамотную схему дорожно-транспортного происшествия. Это позволяет сэкономить время и оперативно освободить проезжую часть. Тем самым работа дружинников позволяет уменьшить количество заторов на дорогах и дает Госавтоинспекции возможность бросить больше сил на контроль дорожной безопасности, профилактику и борьбу с тяжкими правонарушениями, в том числе с нетрезвым вождением.

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.03.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня