06.10.2004 / Общество

ОНА, КАК ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК...

Училась в нашем пединституте Ирина Тимофеева. Умная, веселая, душа компании. Когда кому-то было грустно - помогала советом. Карманы ее брюк всегда оттопыривались от конфет, которыми щедро всех угощала. Она могла растопить любое застывшее сердце. И еще - очень любила детей, поэтому-то и пошла работать в школу.

- Слушайте, вы тут учительница? - толстая седая старуха пробирается к нам, отпихивая в сторону детей. - Скажите ей, если она и далее будет получать двойки по математике, я запрещу ей заниматься танцами. - Женщина подталкивает к нам худенькую девочку лет десяти. Девочка молчит, и только глаза выдают ее беспокойство.

- Оставьте нас одних, - просит учительница.

Вскоре обе, улыбающиеся, вышли из кабинета.

- Все в порядке? - спрашиваю Ирину Юрьевну. Она утвердительно кивает головой, и мы продолжаем разговор.

- Еще студенткой целый год совмещала учебу с преподаванием в школе, и потому вопрос, куда идти после вуза, передо мной не стоял: в школу, конечно. И вот уже два года я учитель русского языка и литературы.

- Какие проблемы оказались самыми сложными?

- Самая большая - общение с родителями. Допустим, ребенок слабенький, а как сказать об этом - не знаешь. В институте не учат ставить оценки, умению предотвращать конфликты (и с детьми, и с родителями, и с администрацией школы). Когда на старших курсах выходим на практику, нас "охраняют" (на задней парте сидит учитель и дисциплинирует своих сорванцов). А когда один, ты для них просто молоденькая училка, и если дать слабинку - ребята тебя вмиг раскусят и урок сорвут. Образно говоря, попадаем из тепличных условий в дикие джунгли. Бывает, сталкиваешься с грубостью учеников - не знаешь, как защититься. Теперь поняла: услышу обидное - молчу (тогда они удивляются и замолкают). С девочками, особенно старшеклассницами, сложнее, чем с мальчиками. Смотрят свысока, могут на уроке подкрашивать губки, песни петь.

- Почему, на ваш взгляд, молодые специалисты не идут в школу?

- Денег здесь много не заработаешь, времени, чтобы создать семью, нет. И, как ни странно покажется, сложно устроиться на работу - нет мест. Преподаватели набирают по несколько ставок, вынужденно, конечно, а молодым дорога закрыта. Снизился престиж профессии. Помню, как мы боготворили своих учителей - теперь такого почти нет.

- Но вы-то пошли в школу. Как встретили здесь?

- Сначала разочаровалась. Девчонки-однокурсницы, довольные, убежали мобильники продавать, советовали и мне резюме отправить во все телефонные офисы. Зашла как-то в гости к подруге-учительнице, а она все про своих ребят истории рассказывает. Весь вечер прохохотала. Стала собираться домой, смотрю, подруга тетрадки и учебники в сумку складывает, у меня аж сердце ойкнуло. Не выдержала - пошла проситься в школу. Так и попала в 21-ю. А через полтора месяца раздался звонок от сотового "барона ", честно ему призналась: "Я нашла себя".

Встретили меня солнечно. Очень душевная школа. Здесь учителя, директор стараются, чтобы школа была доброй. Это так важно.

- Какие приятные слова вам доводилось слышать от своих воспитанников?

- Самые приятные, наверное, для любого учителя слова: "А помните, вы говорили на прошлом уроке?" Это западает в душу, значит, есть отдача.

- Чувствуете, успехи есть?

- Участвовала в прошлом году в конкурсе "Учитель года". В литературно-музыкальном конкурсе, который проходил в школе, мои заняли первое место. На каждых каникулах - чаепития, конкурсы, на праздники готовим художественную самодеятельность, проводим с ребятами игры, конкурсы. Помню, как затянули "Очи черные...", весь зал рукоплескал стоя. Вот такие они у меня артисты. Сами - аршин с шапкой, а какие держат речи о литературе, поэзии! Пишут книги, согласно любимому жанру - фэнтези в духе "Гарри Поттера". Ребята приносят любимые фильмы, книги, чтобы обсудить со мной. У них есть своя стенгазета, рукописные журналы (сами придумали). Посвящают и мне опусы. Однажды в очередном номере стенгазеты прочитала о себе такие строки: "Мы ее очень любим, потому что она, как взрослый ребенок... Она понимает нас, и в то же время она - наш учитель". За что мне такое счастье? - подумала я тогда.

Урок - это импровизация, игра, мистификация, но никак не затверженная из года в год программа. Стоит почувствовать настроение ребят, уловить нерв, определяющий доминанту данного урока, и - рождается действо, в котором все участвуют на равных. Часто задним числом я пытаюсь осмыслить, что побудило сделать или сказать то или иное, и вдруг с какой-то необыкновенной яркостью вижу перед собой детские глаза и понимаю, что именно они спровоцировали меня на данный поступок или фразу.

У них сама многому учишься. Они любознательные, атакуют бесчисленными вопросами. Приходится, что называется, марку держать: вечерами зачитываюсь энциклопедиями.

Напоследок я спросила Ирину Тимофееву о планах на будущее. Она ответила, что мечтает довести своих ребят до выпускного бала. Но не знает, получится ли - приглашают работать в 6-ю гимназию: "И хочется, и боязно". Вчера мы узнали, что накануне Дня учителя Ирина Юрьевна стала преподавать в гимназии. Поздравляем! И не только молодую учительницу, но и ее учеников. Думается, любовь у них будет взаимная.

Анна СОЛОВЬЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня