05.02.2005 / Общество

НО НЕ ВЫПЛЕСНУТЬ БЫ РЕБЕНКА...

Похоже, в отечественном образовании грядет очередная реформа. И это при том, что и предыдущая не завершена, ее окончание планировалось на 2010 год. Одна из причин преобразований видна невооруженным глазом - в министерское кресло сел другой человек, у него и концепции иные. Вместе с тем растут требования к школе, в том числе к профессиональной, высшей и средней. То есть настал момент, когда сошлись вместе субъективные и объективные факторы.

Однако любая реформа - это перестройка, прежде всего в сознании людей. Реформа образования затрагивает интересы многих. Недаром новый министр Андрей Фурсенко, выступая перед главами региональных образовательных комитетов, задался вопросом - проводя новую реформу, систему мы раскачаем, но не выплеснем ли ребенка?

Какие же революционные преобразования ждут нашу школу? Что ожидает учащихся и студентов, педагогов, родителей? На эти вопросы мы попросили ответить председателя областного комитета по образованию Василия Костюкевича.

- Концепция, которая принималась на 2001 - 2010 годы, преследовала благородные цели: доступность, качество и экономическую эффективность образования. И хотя выполнена она примерно на одну треть, многое в школе уже изменилось к лучшему. Этому способствовало, конечно, и увеличение финансирования. Однако остались и серьезные проблемы, которые надо решать силами общества. Сегодня образование живет отдельно от него, как бы само по себе. Вузы не озабочены тем, какие кадры нужны производству, соответственно и студентов это не волнует. Главное - получить корочки, а кем ты будешь потом - дело десятое.

Сегодня у нас выпускников школ в стране на 200 тысяч меньше, чем мест в вузах. То есть фактически всех можно посадить на студенческие скамьи. Но количество выпускников и специальностей никак не связано с потребностями регионов. К примеру, у нас в области 80 процентов в вузах составляют гуманитарные специальности. Куда столько, если регион-то промышленный!

И второе, мы на одного рабочего готовим 4 начальника. Предприятия вынуждены готовить сами для себя рабочие кадры.

- На днях прошла информация по радио о том, что в Оленегорск скоро привезут шахтеров из Республики Коми, у них там на шахтах большие сокращения. Будто у нас безработной молодежи мало.

- Но их учить надо. И наши профучилища, техникумы винить нельзя. Им никто не делает заказы. Хотя первые шаги в этом направлении, безусловно, есть. "Колэнерго" и "Арктикнефтегазразведка" плодотворно работают с Мурманским техническим университетом, завязывает контакты с МГТУ и Кольская ГМК.

- Думаю, что такой перекос в подготовке кадров вызван и появлением большого количества вузов у нас в области. Они дают образование без учета специфики и потребностей региона.

- Система платного образования (обилие частных вузов, филиалов даже в небольших городах) привела к тому, что получить диплом сегодня могут все, кто имеет деньги. А бедные не могут. На 63 процента высшее образование нынче платное, и это нарастающий процесс. Хорошо, если у молодого человека есть способности и желание учиться. А если нет - какой из него специалист получится? Результаты ЕГЭ показали, что примерно 30 процентам выпускников со спокойной душой "двойки" можно ставить, а им, пока идет эксперимент по единому госэкзамену (таковы условия), выводят "тройки". С таким аттестатом одна дорога - на производство, пока не поумнеют. А они в вузы наперегонки бегут, какие из них инженеры, менеджеры, филологи?

Одним словом, чтобы поднять качество, престиж образования, надо в корне менять к нему отношение в обществе, принимать серьезные меры.

- Адекватные тем, что планируются сегодня Министерством образования и Правительством? Кстати, когда стартует реформа, какие на этот счет есть документы?

- Первые законопроекты уже на днях, как сказал Фурсенко, должны быть представлены в Госдуму. В течение 2005-2006 года планируется принять более десятка законов, которые принципиально будут реформировать систему образования. Это и введение двухуровневого высшего профессионального образования (бакалавры и магистры) в большинстве вузов, и развитие непрерывного профессионального образования, привлечение работодателей к участию в образовательной политике, повышение доступности вузовского образования для военнослужащих, отслуживших по контракту не менее 5 лет, развитие процессов интеграции науки и образования и др. Думаю, реформы могут принципиально изменить правовое поле российского образования.

- Василий Филиппович, если не ошибаюсь, начиная с 2006 года, ЕГЭ выйдет из стадии эксперимента. Куда пойдут выпускники, получившие на едином госэкзамене неудовлетворительные оценки?

- В профессиональные училища получать рабочие специальности, которые сегодня необходимы. Кстати, обучение там будет длиться от 3 до 9 месяцев. Общеобразовательные предметы - прерогатива школ, в том числе и вечерних. Выпускники девятых классов, не получившие свидетельства, вправе готовиться к пересдаче с репетитором или идти в вечернюю школу. Если, подчеркиваю, они этого хотят. Ребята, хорошо сдавшие ЕГЭ, могут быть приняты в профильные 10-11-е классы, туда будет конкурс, с тройками не возьмут. А ленивым путь - в профессиональные училища или техникумы. Не как сейчас - почти сто процентов выпускников девятых классов идут прямиком в десятый и еще два года "достают" учителей и родителей.

После окончания 11-летки ЕГЭ предстоит повышенной трудности, с учетом профильной направленности. То есть уже в девятом надо будет определиться, кто ты - технарь или гуманитарий.

- Я правильно понимаю: вечерние школы ожидает второе рождение?

- Да, поэтому и муниципальным образованиям надо думать об их укреплении: подыскивать для них помещения, кадры.

- А не кажется ли вам, что такая реформа приведет к определенной "сортировке" молодых?

- Да, но не по социальному признаку, а по степени образованности. Высшее, причем качественное образование станет доступно тем, кто хорошо учился в школе, а не бил баклуши. Далее. Мы все знаем, что в профучилищах ребята учатся плохо, за исключением единиц. И не в педагогах тут причина - в нежелании учиться. И это хорошо показали результаты ЕГЭ: 70 процентов учащихся сдали его на двойки. Зачем тратить громадные средства, чтобы держать за партами лодырей? Кто желает, получит образование во ВСОШ.

Однако надо думать и о завтрашнем дне. Если зарплата рабочего будет маленькой, то непременно возникнет социальная проблема.

- Что можно сказать о новых стандартах образования?

- Очень немного - их пока никто не видел. Известно, что планируется, например, процентов на 25 сократить учебную нагрузку школьников. За счет чего? Возможно, пойдут по пути сокращения каких-то программ, а может, к примеру, в гуманитарных классах естественные науки будут объединены в один сокращенный блок.

- Сейчас много говорят и спорят о нулевых классах. Что это?

- Предполагается начать обучение с 5 лет. В нулевом классе ребят будут готовить к школе - ведь не все дети посещают детсад, где есть такая подготовка. Сегодня в России в детсады ходит 55 процентов малышей, у нас в области - 73 %. Занятия в нулевом классе будут идти в виде игры.

- Где будут заниматься "нулевики"? В школах для малышей нет условий: ни побегать, ни отдохнуть. К тому же наши учителя, да и родители сумеют превратить игру в муштру вкупе с иностранным языком, информатикой и т. д. Да еще и уроки на дом зададут, и отметки в виде зверьков или звездочек придумают. Кто все будет контролировать? Да и многие школы до сих пор мучаются в две смены. Детсадов сегодня не хватает. Родители звонят и жалуются, что заведующие занялись откровенным рэкетом: вымогают взятки. Не хочешь ждать в очереди, плати от полутора и больше тысяч. Причем, эти "добровольные" взносы никакими документами не оформляются.

- Уверен, детсады надо забрать у арендаторов и отдать детям. Процесс сложный, но реальный. Школы же сегодня заняты не полностью - опять же играет свою роль демография. Поэтому нулевые классы, очевидно, посадят в школы.

- В связи с новой реформой есть ли надежда на то, что государственная поддержка образования значительно улучшится?

- Вряд ли это произойдет. Следовательно, деньги надо искать в другой сфере. Для этого и задуманы новые организационно-правовые реформы. Будут выделены некоммерческие организации, например, в ряде вузов. Они могут иметь государственный заказ на подготовку специалистов. В управлении возможна смешанная собственность. Государство при этом по финансовым обязательствам отвечать не будет. Вузы могут развивать разные формы образования, заниматься научной и производственной деятельностью. Это может быть завод-втуз или что-то еще. В Москве подобное я уже видел: завод-НИИ-вуз, он и кадры готовит, и оборудование изготовляет и поставляет в другие страны. Очень толковое предприятие и одновременно учебное заведение. Но часть высших учебных заведений, безусловно, останется в госуправлении.

Ожидается закон об обязательном создании при учебных заведениях попечительских советов. В них войдут представители власти, учебного заведения, общественных организаций, бизнеса. Образование должно стать заботой всего общества. В обязанности попечительского совета войдут также задачи контроля за финансовой деятельностью учебного заведения и даже участие в назначении директора школы.

- Надеюсь, что мы еще вернемся к разговору о проблемах новой реформы образования. Ведь любая коренная перестройка не проходит безболезненно и вызывает множество вопросов.

Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.02.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня