18.05.2005 / Общество

ТРИ ДЕВИЦЫ... ЗНАЧИТ, "НА ТРОИХ"? Школа ищет тропинку, чтобы вести детей к истокам отечественной культуры

"Три девицы под окном пряли поздно вечерком" - памятные нам с детства пушкинские строки. Однако так ли они памятны и понятны нынешней детворе? Может ли современный ребенок воспринять смысл, вложенный в эту фразу ее гениальным автором, ощутить переданную им в немногих словах задушевную атмосферу девичьих посиделок, когда под скрип прялки да жужжанье веретена велись неспешные разговоры, пелись негромкие песни, думались тихие, сокровенные думы?

Пойдем по порядку: "три девицы". Слово "девицы" сегодня имеет ярко выраженный негативный оттенок. Да их еще к тому же и три - явный намек на выпивку, тем более что дело происходит "под окном" и "поздно вечерком". Ну а глагол "пряли" абсолютному большинству современных школьников мало что говорит. Да чем они там вообще занимались?..

В общем, если не наши дети, то наши внуки могут просто перестать понимать язык русской культуры. Чтобы этого не случилось, - надо не допустить разрыва культурной традиции, вернуться к истокам. "Истоки" - именно так называется предмет, который с не столь давних пор преподается в школах нашей области.

"Истоки" родом из Вологды. Создатель этого предмета, автор программ и учебных пособий по "истоковедению" профессор Вологодского педагогического университета, известный историк и этнограф Александр Камкин. Накануне майских праздников он в очередной раз приехал на Кольский полуостров. Читает лекции в педуниверситете, ездит по области, встречается с учителями. Нашел время и для меня.

- Александр Васильевич, что из себя сегодня представляют "Истоки"?

- Это образовательная программа, которая взята на вооружение в 21 регионе России от Екатеринбурга до Калининграда. Правда, везде по-разному. Где-то это уже обязательный предмет, где-то, как и в Мурманской области, к программе пока присматриваются, опробывают.

- Для чего предназначены "Истоки"?

- Не так давно я побывал на международной конференции в Австрии по теме "Московский центр и периферия в ХV-XVII веках". И задумался, почему европейцам настолько интересен именно этот вопрос, что они организовали весьма дорогостоящий форум? Чем больше размышлял, наблюдал за реакцией зарубежных коллег, тем яснее сознавал: Европу интересует то, каким образом России в прошлом удалось создать монархическое государство с жесткой, как теперь принято говорить, вертикалью власти, не разрушив при этом самобытность регионов, окраин... Европа сейчас переживает процесс интеграции, идет глобализация. С одной стороны, налицо культурная интервенция Америки, с другой - идет миграция и есть вероятность того, что коренные нации - немцы, французы когда-то окажутся однажды в своих государствах меньшинствами или вовсе растворятся, превратившись во что-то иное. А этого, оказывается, вовсе не хочется - несмотря на всю толерантность и открытость европейского сообщества. И в этих условиях исторический опыт России за рубежом оказался востребован. А у нас в стране такая ситуация: школа уделяет повышенное внимание информационным технологиям, иностранным языкам, экономике - чему угодно, но только не отечественной культурной традиции. И частенько дети вырастают и уезжают. Вот и выходит, что система образования работает "на эмиграцию". "Истоки" призваны вернуть в школу традицию, полнее раскрыть для учеников понятие Родины.

По решению областного комитета по образованию около 20 образовательных учреждений нашего региона стали экспериментальными площадками, на которых опробуется вологодский проект. Кроме того, некоторые учебные заведения сами выразили желание ввести у себя "Истоки". По окончании следующего учебного года будут подведены итоги эксперимента и сделано официальное заключение. Если оно окажется положительным - предмет будет рекомендован для преподавания в школах Мурманской области. А пока идет подготовительная работа: проводятся обучающие семинары, разрабатываются программы, в централизованном порядке закупаются учебники со второго по восьмой класс.

- В этом году, - сообщает мне Александр Камкин, - у нас вышли учебники для семи- и восьмиклассников. Первый посвящен различным видам человеческой деятельности и отношению к ним на Руси. Во втором мы пытаемся размышлять над тем, что такое творчество, исследуем это понятие... Сегодня в школе очень многие предметы носят информативный, или, как говорят методисты, "знаниевый" характер, идут от знания к жизни. То есть предлагается строгая система: надо помнить цифры, имена, события, учить определения. А что при этом происходит в душе ребенка, остается за кадром. Мы же идем от жизни к знанию - рассматриваем окружающий мир и пытаемся научить ребенка видеть его духовное ядро. Ну вот, скажем, в седьмом классе идет разговор о деятельности, о деле вообще и разбирается такое понятие, как "сословие". Сословие - это большая группа людей, к которой человек принадлежит от рождения, - так обычно определяется на уроках истории. Мы же пытаемся дойти до сути понятия, до истоков. Со-словие - не только социальная группа, но еще и жизнь в согласии со словом, то есть со своим предназначением. Это служение делу, для которого человек предназначен. В общем, главная задача - докопаться до духовного зерна. "Истоки" - ценностно ориентированный предмет, и разговор о вечных ценностях мы ведем, преломляя их сквозь призму культурной традиции, опыта наших предков.

Вспоминаю известную притчу. На каком-то острове жили два праведника. Один из профессоров духовной академии (дело было до революции) решил, зная славу этих старцев, к ним съездить. Приехал: а у них молитвы неканонические, икон нет, священное писание толком не знают. Он прожил у них какое-то время, долго их учил, все им рассказал, что и как правильно делать, и, очень довольный, что вразумил и образовал праведников, отправился обратно. Плывет на пароходе и вдруг вечером при закате солнца видит, как по морю, прямо по волнам бегут за судном эти старцы. Спрашивает: "Что вам надо"? - "Мы плохо записали молитвы, повторите еще раз вот эту фразу, мы, наверно, опять неправильно молимся". Профессор махнул рукой и сказал: "Идите, вы все делаете правильно". Это к вопросу о том, что любая самая современная технология, не оживотворенная духом, традицией, культурой, будет бесполезна, мертва. К сожалению, поле нравственного, ценностного воспитания сегодня остается практически нетронутой целиной.

- Да, это поле почти непахано, - соглашается со мной Александр Камкин. - Хотя в последнее время потихоньку-полегоньку и тут начинают появляться сеятели. Помимо наших "Истоков" есть еще программа Марины Новицкой "Народоведение", есть московская программа "Путь к истокам". Как видите, даже названия похожи. И между разработчиками этих программ нет соперничества, нет жесткой конкуренции. Пусть где-то будет одно, где-то другое, где-то третье. Главное, чтобы воспитательное поле, о котором мы говорили, было в конце концов засеяно.

Дмитрий ИЛЬИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.05.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня