14.10.2005 / Общество

ПУТЬ К ЭТАЛОНУ КАЧЕСТВА

Для государственной системы стандартизации России нынешний год юбилейный - ей исполнилось 80 лет.

Ради исторической справедливости стоит сказать, что первым законодателем стандартов (с английского - "норма", "эталон") в России был Петр I. В первой четверти XVIII века, когда создавался российский флот, по образцам, утвержденным императором, были построены серии судов с одинаковыми размерами, якорями, вооружением и снаряжением. Впереди всех оказалась Россия и в организации производства взаимозаменяемой продукции металлообрабатывающей промышленности (на основе стандартизации), в частности, на Тульском императорском оружейном заводе.

Первая попытка обобщить и создать стандарт как единую систему была сделана профессором Московского высшего технического училища И. И. Куколевским в 1914 году. Появление системы управления стандартами относится к сентябрю 1925 года, когда был создан Комитет стандартизации при Совете Труда и Обороны, затем преобразованный в Госстандарт СССР, функции которого ныне переданы Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии России.

СТАНДАРТ - ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

Качество жизни в государстве впрямую зависит от развития его экономики. Поэтому для большинства стран цели стандартизации имеют единую основу - стратегическую.

В советское время без стандартизации было трудно представить какую-либо стройку или промышленное предприятие. Пропуском на конвейер массового производства был незыблемый ГОСТ (теперь ГОСТ Р - государственный стандарт России), который и по сей день остается барьером для низкопробной продукции. Но надежное наследие советского времени, хоть и преследующее благие цели, оказалось настолько забюрократизировано (это касается в основном механизма присвоения ГОСТа), что с наступлением экономических преобразований не стало поспевать за потребностями новой России, на рынок которой хлынула продукция со всего мира. В забеге на выживание отечественные предприятия могли рассчитывать на успех, только наращивая выпуск современной продукции и развивая новые виды услуг.

Стандартизация явно не успевала за темпами развития российского рынка и потребностями изготовителей. Да и приоритеты на заре реформ были несколько иными, тогда было не до стандартов - с собственностью бы разобраться, финансами. У предприятий была одна задача - выжить любой ценой. В целях экономии заводы и фабрики, имевшие в штате специалистов по стандартизации, стали их сокращать в первую очередь. В то же время в условиях хронического недофинансирования государственной системы стандартизации в год разрабатывалось порядка 400 новых стандартов, а потребность в них была на порядок выше. Чтобы не утонуть в потоке "необмеренных" новинок, на которые еще не были разработаны стандарты, было принято решение разрешить предприятиям разрабатывать собственные нормативные документы - технические условия.

- Дело в том, что на разработку нового госстандарта уходит год, а то и два - это очень емкая работа, - объясняет начальник отдела технического регулирования и информации ФГУ "Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Наталья Починкова. - А технические условия разрабатывались по инициативе самих предприятий, научно-исследовательских институтов. Можно было приобрести готовые ТУ у разработчиков. Но нужно иметь в виду, что система введения технических условий так же, как и ГОСТа, предусматривает соответствующие экспертизу и испытания, только процесс этот более оперативный, - подчеркивает Наталья Николаевна.

- Не кажется ли вам, что, возможно, в силу традиций доверие к ГОСТам больше, чем к современным ТУ?

- Действительно, многие специалисты признают, что продукция, выпускаемая по ТУ, зачастую уступает по качеству гостовской. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. Вместе с тем есть предприятия, продукция которых, изготовленная по ТУ, превосходит по качеству требования ГОСТа, - констатирует Наталья Починкова.

ОТ ХАОСА К ГАРМОНИЗАЦИИ

Все-таки годы преобразований дали свой результат, иначе вряд ли бы мы могли рассчитывать на вступление во Всемирную торговую организацию. Ее членами являются 147 государств, на долю которых приходится девяносто пять процентов мирового рынка. Но быть признанными "благородным семейством" - все-таки не самоцель, а скорее средство для укрепления экономических позиций России в мире, признание конкурентоспособности нашей продукции и услуг. Без принятия правил игры мирового торгового сообщества наши усилия по отстаиванию собственного достоинства, понятного только нам, вряд ли сможем доказать, что мы дорогого стоим. Учась и ошибаясь, путь к мировому рынку мы проторить все-таки смогли. Сегодня Россия уже является членом Совета ИСО (Международная организация по стандартизации). Это признание того, что мы восстанавливаем свои позиции в международной стандартизации. В области национальной стандартизации мы преуспели - прилежный ученик уверенно расправил плечи. Но предстоит еще многое преодолеть, чтобы стать одним из ведущих в экономическом отношении государств.

1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который перевел государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные. С этого момента в стране началась очередная реформа в области стандартизации.

- Не слишком ли часто за такое короткое время у нас менялись подходы к вопросам стандартизации?

- Не нужно этого бояться, по сути, мы от советской системы стандартизации переходим к рыночным условиям ее развития и совершенствования. Полный срок введения в действие закона - семь лет. Данным законом государство разделяет сферу безопасности и сферу качества. Обязательные требования к продукции устанавливаются в технических регламентах, которые будут иметь самый высокий государственный статус. В них будут заложены минимально необходимые требования с учетом уровня потенциального риска продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для достижения целей безопасности. Стандарты как нормативные документы, обеспечивающие доказательную базу соблюдения требований технических регламентов, а также решающие задачи повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, становятся добровольными для применения.

- Предоставление такой свободы - не откат ли это назад?

- Как раз наоборот. Стандартизация становится добровольной для применения. Она приобрела новую правовую основу, отвечающую требованиям рыночной экономики, и стала важнейшим элементом в системе технического регулирования. Принятые Правительством РФ нормативные правовые акты в области технического регулирования требуют более широкого и активного участия заинтересованных кругов, в первую очередь бизнес-сообщества, в процессах создания современных стандартов. Ведь именно эффективность и качество национальных стандартов в конечном итоге будут определять качество жизни.

- В России привыкли - раз добровольно, значит, не обязательно.

- Жизнь заставит идти к тому, что лучше добровольно выполнить требование, иначе вылетишь с рынка. Это общепринятый мировой подход. Все международные стандарты добровольные, тем не менее каждый стремится им соответствовать, - продолжает комментировать Наталья Николаевна. - Серьезные предприятия это очень хорошо понимают. Все промышленные гиганты нашей области имеют сертификат на систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000. У Мурманского морского пароходства есть сертификат на интегрированную систему качества - это уже более развернутый уровень сертификации системы качества. Кольская ГМК готовится к сертификации на стандарты ИСО 1400 - это стандарты на охрану окружающей среды. Наше стремление вступить в ВТО не прихоть, а необходимость, чтобы жить в едином мировом пространстве. Но для того, чтобы мы могли выходить на другие рынки с продукцией, а не только с электроэнергией и сырьевыми ресурсами, мы обязаны соблюдать общие правила. Поэтому технические регламенты - это обязательные требования, все остальное - требование рынка.

- Похоже, что производители действительно выиграют от такой реформы, а потребители?

- Приведу такой пример. Несмотря на то, что у нас все проверялось, в том числе и качественные характеристики, результат это приносило слабый: до 80 процентов проверок надзорных инстанций из года в год давали отрицательный итог. Закон о техническом регулировании направлен на дальнейшую дебюрократизацию экономики, он создает реальные условия для добросовестной конкуренции, лучше защищает права потребителя.

"Стандарты для более безопасного мира" - лозунг Международного дня стандартов этого года. Надеемся, и у нас произойдут изменения, которые позволят ближе подойти к заветной мечте - к качественно новому уровню жизни.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.10.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня