22.04.2006 / Общество

ЛОСКУТОК К ЛОСКУТКУ - БУДЕТ ОБЕРЕГ

Пасхальные дни считаются центром народного календаря. Евангельские мотивы Христова Воскресения переплетаются с древними представлениями о весеннем воскресении природы, пробуждении жизни. И трудно отделить религиозное чувство от генетической памяти, заставляющей соблюдать всем знакомые ритуалы - красить яйца и дарить друг другу тряпочные куклы-обереги. Эти куклы - белоснежные, раскинувшие руки, как крылья, - центр композиции "Пасха" петербургской художницы Марины Мишиной. Выставка, объединившая работы Мишиной и ее коллеги Елены Коноваловой, месяц работала в Мурманском художественном музее. На этой неделе Марина провела в нашем городе трехдневный мастер-класс по изготовлению крестьянской куклы.

Художница начала работать с народной игрушкой лишь пять лет назад, будучи научным сотрудником петербургского Музея кукол. О своем увлечении, ставшем судьбой, рассказывает так:

- В Музее кукол есть много авторских экспонатов, и только один, самый маленький, зал отведен крестьянской кукле. Но посетители задерживаются там дольше всего. За последние 15 лет экспозиция выросла: этнографы и мастера нашли и описали много новых образцов этого жанра. Меня увлекла символика игрушек, их значение. А толчок к практике дали ученики.

"Вы так интересно рассказываете, так покажите, как все это делается! Научите нас!" - постоянно слышала Марина. Пришлось обращаться к народным мастерам за помощью. Учителя - Ирина Агаева, Нина Осипова, Раиса Тарасова преподали Мишиной кукольную науку. А наука эта совсем не простая. Крестьянская кукла называется "бесшитьевой". Это значит: ни ниток, ни иглы в руках у мастерицы быть не должно. Ворох лоскутов превращается в симпатичное создание без единого шва. Как? Этот секрет перенимали у Мишиной художники, преподаватели и народные мастера со всей области, которых едва вместили аудитории музея и Центра ремесел. Марина ездит с подобными семинарами по всей России, так что интерес к кукле действительно велик.

- Интерес поддерживается тем, что кукла во все времена была отражением человека. Она уникальна: это единственный антропоморфный (то есть похожий на человека) рукотворный предмет. Кукла - это отражение человека в мире и мира в человеке.

Именно это свойство игрушек определило их разнообразие. В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская "люлька-лапоть" - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие "курочки" - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

- Например, - рассказывает Марина, - были куклы "на ухаживание парня". Если юноша долгое время ухаживает за девушкой, а предложения не делает, деревенские женщины на святки подбрасывали ему в сени куклу с запиской "Иван, не заморозь Марью!". Парень понимал, что получил последнее предупреждение: надо либо жениться, либо оставить девушку в покое.

Кукла и сейчас может многое, уверена Мишина:

- В поезде со мной ехала пятилетняя девочка, почти не умевшая говорить, - у нее врожденная патология речевого аппарата. Логопеды ей, наверное, уже надоели, а результата все нет. На ее глазах я сделала ей игрушку из лоскутов - "зайчика на пальчик", потом еще куклу. Завороженный ребенок, буквально на глазах которого рождались игрушки, тут же с новой энергией попытался заговорить, назвать их по именам. Сразу не получилось, но девочка старалась снова и снова. Мама была поражена: оказывается, малышка способна заговорить самостоятельно, освоить речь через игру.

Возможности куклы безграничны потому, что на нее человек переносит собственное внутреннее состояние, оживляя игрушку. Поэтому с ее помощью в реабилитационных центрах больным после инсультов разрабатывают руки. Но и это не главное, считает художница:

- Сейчас мы воспринимаем игрушку как принадлежность миру детства, а в древней культуре она наделялась способностью передавать энергию, настроение владельца, была символом. Полностью расшифровать древний символический язык куклы сейчас мы не сможем. Человек изменился, его душа наполнена иным. Но попытаться вернуть дух ушедших поколений нужно, чтобы осознать себя как нацию. С каждым годом восстанавливать прерванную связь все трудней. Кто-то пытается найти себя в религии, кто-то в народных обрядах. Но часто дело не идет дальше внешней формы. А найденная на чердаке старая кукла способна сотворить чудо. Возьмите ее в руки, и вы поймете, как играли наши бабушки, что переживали, на что надеялись. Вы почувствуете тепло их рук.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.04.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,681276,073779,580974,2346
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня