04.05.2006 / Общество

БЕЗ ОЧАГА ЖИЗНЬ НЕ В РАДОСТЬ

Хорошо, когда жизнь ребенка проходит в кругу семьи и, вырастая, от теплого родительского очага он уходит к другому, своему личному, который папа и мама помогли сложить. А если ребенок сирота? В детстве его опекают в замещающей семье или детдоме, но после 18 лет он остается один на один с окружающим миром. В такой момент для молодого человека крайне важна любая помощь, человеческое участие и особенно - поддержка государства.

Два года назад в одной из мурманских газет была опубликована статья, в которой поднимался вопрос предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ней описывались факты нарушения их прав, критиковалась ситуация, сложившаяся в области. В частности, говорилось о том, что средствами, которые были предназначены для приобретения квартир сиротам и поступали в муниципальную казну в виде дотаций, чиновники, используя лазейки законодательства, распоряжались по своему усмотрению, тратили на латание труб и починку крыш. А выпускники детских домов получали свои "гарантированные" койко-места в общежитии.

Прошло почти два года. За это время в соответствии со 122-м Федеральным законом изменилась система финансирования мер социальной поддержки определенных слоев населения, в том числе детей-сирот. Теперь эта задача легла на плечи регионов.

В Мурманской области в декабре 2004 года был принят закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Этот документ наделил органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению дополнительных гарантий права на жилое помещение. Финансирование осуществляется из областного бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам.

Каков же теперь путь сироты от постановки на учет на внеочередное получение жилья до заключения договора социального найма?

Начинается все с обработки информации, которую города и районы предоставляют в областной комитет по образованию, о количестве детей-сирот, нуждающихся в приобретении жилья в текущем году. На основании этих данных делается расчет субвенции, которая будет выделена муниципалитетам на эти цели. Так, в 2005 году на покупку квартир предусматривалось 58 миллионов рублей, в нынешнем - 52 миллиона. Чтобы субвенция была выделена, орган местного самоуправления направляет в департамент финансов заявку, согласованную с комитетом по образованию. Затем уполномоченные службы приобретают жилое помещение для детей-сирот и оформляют договор социального найма.

Отработав в прошлом году по данной схеме, специалисты пришли к выводу, что этот путь не только не близкий, но и не гладкий. Неожиданными препятствиями стали такие факторы, как слабая защита жилищных прав детей с момента их устройства в замещающую семью или образовательное учреждение, отсутствие четкости учета нуждающихся, не соответствующие действительности данные, подаваемые в комитет по образованию для расчета субвенции, сложности приобретения жилья муниципалитетами в сжатые сроки финансового года.

И вот результат. В 2005 году в жилье нуждались 205 сирот. На согласование к нам в комитет поступили документы только на 126 детей, приобретено 55 квартир для 57 сирот. Это составляет 27 процентов от изначальной заявки муниципалитетов.

Таким образом, из 58 миллионов рублей, предусмотренных в областном бюджете, выделено 45 миллионов рублей, освоено 16,6 миллиона, что составляет 37 процентов всего объема субвенции, предоставленной на данные нужды.

Лучше других в прошлом году отработали Кировск, Кольский район, Оленегорск, Мончегорск, Молочный, Териберка. Самая сложная обстановка была в Кандалакше и Мурманске. В Кандалакше приобрели 13 квартир, ждут своей очереди еще 74 человека. В Мурманске обеспечено жильем за счет субвенции 23 из 98 нуждающихся, освоено 10 355 тысяч рублей, что составило только одну треть от объема выделенной субвенции.

Комиссия областного комитета по образованию не согласовала документы 26 сиротам, из них 21 пакет документов возвращен в муниципалитеты для доработки. Цель согласования - это прежде всего контроль за соблюдением прав детей-сирот. Первый год работы комиссии выявил многочисленные нарушения прав, и не только жилищных.

Например, одному ребенку в течение 15 лет не был установлен статус сироты; устройство детей из Дома ребенка в детдома проходило без решения органов опеки и попечительства и, естественно, без гарантии предоставления жилья. Органы местного самоуправления неправомерно распоряжались первичным жильем; квартиры не предоставлялись вовремя в случае утраты закрепленного жилого помещения в результате пожара, сноса дома, признания ветхим и расселения жильцов. В таких случаях дети теряли возможность бесплатной приватизации квартир. Поэтому некоторые из них, достигнув 24-26 лет, жильем до сих пор не обеспечены.

Есть, конечно, объективные причины: до 1996 года не было нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения сирот жильем, не велось строительство.

В 2006-м, по информации муниципалитетов, должны быть обеспечены жильем 268 человек, для этого в областном бюджете предусмотрено 52 092 тысячи рублей.

Учитывая "препятствия" прошлого года, наш комитет запросил дополнительную информацию. И получилось, что, по данным муниципалитетов, 209 сирот состоят на учете для внеочередного обеспечения жильем, причем за счет субвенции - только 142 (вместо 268, заявленных ранее). Например, Мурманску субвенция рассчитывалась на основании сведений о 150 детях, а в марте мы получили уже иную информацию - 60 сирот, Полярные Зори сообщали о 16, а фактически должны получить 4.

Ну и что в итоге? Сколько будет израсходовано из предусмотренных 58 миллионов? В лучшем случае 30 миллионов рублей, т. е. половина расчетного объема субвенции. Интересная арифметика.

В то же время сирот старше 23 лет, не получивших своевременно жилье, - 20 человек. 12 из них кандалакшские специалисты жилотдела уже несколько лет просто не могут найти, семеро ждут квартир в Мурманске, один - в Апатитах.

Конечно, порядка в данном вопросе стало больше, но и проблем еще немало, И последняя новость: за три первых месяца работы комиссии в 2006-м согласование прошли 84 заявки. А это значит, что еще у 84 сирот скоро появится свой очаг. Пожелаем им удачи.

Наталья ЗАХАРЧЕНКО, Федор СЕЛЬДИМИРОВ, специалисты областного комитета по образованию.

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.05.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня