03.02.2007 / Общество

Сложно быть хозяином

По данным государственной жилищной инспекции Мурманской области, в последнее время жалоб населения на качество жилищно-коммунальных услуг стало значительно меньше, зато больше обращений по поводу ремонта и содержания жилья. Сегодня соотношение этих претензий соответственно 19 и 63 процента от общего, количества.

Главный жилищный инспектор Юрий Дунин на прошедшей вчера пресс-конференции объяснил это отчасти тем, что в прошлом году рост стимулировался за счет возросшего числа обращений по поводу перепланировок квартир. Многие из нас хотят видеть свои квартиры более комфортными, современными, и те, у кого возможности есть, пытаются что-то делать.

Но по новым правилам любая перепланировка, переоборудование требуют разрешения специалистов городских служб. Для этого надо написать заявку, собрать подписи-разрешения, обойти массу кабинетов, заплатить энную сумму. В одних населенных пунктах такое хождение занимает минимум времени. Зато в Мурманске бюрократическая машина проворачивается медленно и со скрипом. И поэтому люди, не дожидаясь получения разрешения, нередко приступают к так называемому евроремонту, не задумываясь о последствиях. Отсюда жалобы соседей, тяжбы в судах и прочие неприятности.

Мурманчане, жители дома по ул. Хлобыстова, 28, корпус 2, попытались жаловаться на качество горячей и холодной воды, обратились еще в ноябре прошлого года в Роспотребнадзор, который направил соответствующее предписание в ММУП «Жилищная сервисная компания». И - ничего, вода до сих пор не соответствует СанПиНу.

Жители дома по ул. Чумбарова-Лучинского, 24, областного центра постоянно, включив горячую воду, вдыхали запах протухших яиц. Теперь же, после установки модулей в подвале, вынуждены чистить сантехнику от ржавого налета. Вода сейчас не только пахнет, она еще приобрела оранжево-грязный оттенок. Правда, до Роспотребнадзора жильцы пока не дошли, пытаясь решить свою проблему в «низших» инстанциях.

Мини-опрос, который я провела среди знакомых, показал, что многие просто приспособились к качеству оказываемых жилищно-коммунальных услуг: приобрели электрообогреватели, устройства для очистки воды, водонагреватели и пр. Благо купить все это сегодня не проблема. А вот добиться элементарного, ходя по инстанциям, - весьма хлопотно. Да и не у каждого хватает настойчивости и элементарной грамотности.

Грамотности надо, конечно, всем нам учиться - это факт. Вчерашняя пресс-конференция Юрия Дунина еще раз это подтвердила. Анализируя жалобы на качество жилищно-коммунальных услуг, Юрий Григорьевич не мог не назвать их причины. По его мнению, это: нехватка квалифицированных кадров в жилищно-коммунальном комплексе (начиная с ЖЭУ и заканчивая руководством ЖКХ на местах), небольшая зарплата и то, что формирование тарифов сегодня идет не по потребности, а с учетом индексов предельного уровня платежей.

Федеральная служба по тарифам никак не может уяснить, что мы с вами живем на Крайнем Севере. И Мурманская область (по крайней мере включительно до Кольского района) - это абсолютно дискомфортная зона, а потому и затраты буквально на все у нас иные, чем в Вологде, Липецке и т. п. К нам с другими мерками надо подходить: топлива больше сжигаем, электричеством чуть ли не весь год вынуждены пользоваться.

Ну а то, почему население все активнее жалуется на содержание домов и на ремонт (точнее сказать, его отсутствие), ясно почти всем, живущим в жилфонде, которому исполнилось 15 и более лет. Разруха налицо, капремонт - понятие нереальное.

Второй вопрос, которого коснулся главный жилищный инспектор, - это переход на новую систему оплаты ЖКУ в новом году. Сразу оговорюсь, облегчения большинству населения в материальном отношении она не принесет до тех пор, пока мы «не возьмем власть в свои руки». Власть в своих домах. Все новые правительственные документы в сфере ЖКХ рассчитаны именно на это. Или жильцы станут настоящими собственниками своих многоквартирных домов (для этого нужно или объединиться в ТСЖ, или выбрать управляющую компанию) и будут активно сами решать все коммунальные проблемы (заключать договоры на ремонт и содержание, учиться экономно тратить деньги и решать самостоятельно многие из тех проблем, которые возложены сегодня на жилищные органы). Или же сегодня нам придется жить по указке тех, кто далек от реальной жизни.

Посудите сами. Новый Жилищный кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года, механизм его в то время разработан не был. Соответствующие документы, расшифровывающие его статьи (да и то не все), появились гораздо позже, последнее постановление - в августе 2006 года. Новые документы рассказывают о нормативах ЖКУ, правилах содержания общего имущества и порядке платы за жилье и услуги ЖКХ. Большинство населения обо всем этом имеет лишь самое смутное представление.

Теперь нам предлагают оплачивать весь ресурс, который коммунальные предприятия предоставляют каждому дому. И если в подвале текут трубы, в чьих-то квартирах подтекают краны, на лестничных площадках горит свет даже в светлое время, деньги за все это возьмут с нас со всех. Те, кто обзавелся квартирным водомером, будет также платить «за места общего пользования», за убытки, которые происходят не всегда по нашей вине. Потому что у хорошего хозяина, говорят нам, убытков не бывает. Значит, всем нам надо учиться быть хозяевами не только своих «крепостей», но и всего нашего дома. Иного, по-видимому, не дано.

Людмила ЛОПАТКО.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.02.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,900673,134576,815870,9195
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня