05.12.2007 / Общество

КАКОЙ УЧИТЕЛЬ - ТАКОЙ И УЧЕНИК

Будет ли наша область участвовать в конкурсе субъектов федерации, реализующих комплексные проекты модернизации образования, на этот раз? Первая попытка, как известно, успеха нам не принесла. Есть ли шансы сейчас войти в десятку лучших регионов, и что это нам даст? Среди прочих этот вопрос стоял на последнем заседании коллегии комитета по образованию области.

Победа может принести дополнительные федеральные средства, и немалые, подчеркнул председатель комитета Василий Костюкевич. Причем если регионы, ставшие призерами первого такого конкурса, вынуждены были полученные деньги потратить в основном на повышение зарплаты учителям - до 30 процентов. То у нас есть возможность отдать предполагаемые 22 миллиона рублей на создание ресурсных центров. Потому что в будущем году учительская зарплата в области вырастет в среднем на 40 процентов по сравнению с 2005-м. Рывок значительный.

Для примера. В Мурманске средний размер начисленной заработной платы в 2006 году был 12 тысяч рублей, в нынешнем - 13,4 тысячи, а в 2009 году достигнет 19 200 рублей. В Снежногорске через два года ожидается зарплата более 22 тысяч.

По признанию Василия Костюкевича, даже он не ожидал, что за столь короткий срок можно сделать так много. А все потому, что, по его словам, педагоги прониклись идеей модернизации образования.

Правда, прониклись не все. Одних пугает возможное сокращение, других - спрос за качество знаний, которые получают воспитанники. Но уж коль введено так называемое подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником, а количество детей за партами ежегодно падает, то без оптимизации педколлективов вряд ли удастся обойтись. Кое-где штаты естественно уменьшатся, произойдет и реорганизация учебных заведений. В городах и поселках появятся ресурсные центры профильного, углубленного обучения ребят, которые будут создаваться на базе лицеев, гимназий, наиболее продвинутых школ.

В Мурманске, например, они уже есть. По словам председателя городского комитета по образованию Бориса Когана, подобный эксперимент уже идет на базе четырех образовательных учреждений (политехнический лицей, гимназия № 9, школы № 31 и 36), к 2009 году их станет девять. Помимо этого при школах №№ 13 и 23 созданы экспериментальные площадки - предшколы, то есть на их базе ведется подготовка малышей к новому этапу в их жизни. Но при этом, как сказал Борис Семенович, нельзя допустить повторения ошибок 90-х годов, когда освобождающиеся здания детских садов были отданы всевозможным коммерческим структурам да так у них и остались. Ну прямо как в сказке про зайца, наглую лисицу и лубяную избушку. У демографии свои законы: и если вчера рождаемость падала, то сегодня она на подъеме, и через 6-7 лет, быть может, все школьные здания вновь будут востребованы. И потому они должны оставаться в областной собственности, в системе образования.

Не секрет, что некоторые учителя, напугавшись грядущих преобразований, настраивают соответственно и родителей, которые искренне верят, что ребенку лучше все одиннадцать лет учиться в одной школе, где их знают, понимают, любят. И перевод ребят в старших классах в другую школу воспринимается нередко в штыки. А думать надо о том, какой аттестат получат их дети. В этом корень вопроса. ЕГЭ, как бы его не ругал кое-кто, все же оказался той лакмусовой бумажкой, которая показала: не все наши выпускники имеют крепкие знания даже по основным предметам - математике и русскому языку. И причина во многом зависит от качества знаний, творческого подхода к работе самих педагогов. Как говорится, каков учитель - таков и ученик.

Именно поэтому сегодня повышается спрос с педагога. Его зарплата уже завтра станет напрямую зависеть от качества подготовки учащихся. И оценивать учительский труд будет не только администрация школы, но и коллеги, и родители. Для этого и вводятся повышающие коэффициенты оплаты труда за квалификационную категорию и сложность обучения предметам. Дело это непростое, и чтобы сделать родителей союзниками этой самой модернизации школы, надо провести среди них большую разъяснительную работу. Где она ведется, там не будет ни родительских бунтов, ни нервных срывов у преподавателей.

Кстати, о сокращении. Понятно, что малокомплектных и малочисленны школ станет меньше. И, как сказала заместитель губернатора Людмила Чистова, надо думать о тех педагогах, которые в результате оптимизации сети общеобразовательных учреждений останутся без работы. И поэтому уже сейчас необходимо серьезно работать с центрами занятости населения, это задача муниципалитетов.

Представители отделов образования честно признавались: психологически трудно перестраиваться, некоторые учителя физкультуры, ИЗО грозят увольнением.

- И не надо их уговаривать и удерживать, сегодня у нас в области нет проблем с учительскими кадрами.

- Вводя новую систему оплаты труда, следует разрабатывать критерии качества оценки работы, - говорили представители муниципалитетов.

- Вот и разрабатывайте на местах, - отвечали руководители областного комитета.- Вам решать, но - в рамках закона. В каждом образовательном учреждении должен быть создан орган самоуправления, он и будет вашим помощником.

И еще одна проблема, без решения которой ни о какой успешной модернизации не может быть и речи. Это переход школ на самостоятельный бухгалтерский учет. Сегодня этим могут похвастать в области только 10 процентов учебных заведений. Медленно созревают директора, хотя те, кто уже попробовал самостоятельности, доволен.

Проблем у нашей школы всегда было немало. Однако сегодня многие из них решаются куда быстрее, чем в былые годы. И в этом, наверное, самый большой плюс той самой модернизации, о которой и шел разговор на коллегии.

Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.12.2007

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня