15.12.2007 / Общество

Оставить в поле семена

- Атас, наша Томка идет!

Стоящий на стреме паренек проворно нырнул в класс, и разбушевавшийся 6-г мгновенно стих.

Совсем еще молоденькая учительница биологии, покрывшись нервным румянцем, не могла прийти в себя, хватаясь то за журнал, то за указку. Это на ее уроке ребята расшумелись так, что в учительской было слышно. Когда же в дверях появилась их классный руководитель Тамара Александровна, все тут же приняли примерный вид, сложили перед собой руки по всем правилам, и только по опущенным в парту глазам было видно, что совесть у класса нечиста.

- Пришлось оставить ребят после уроков и побеседовать с ними об уважительном отношении к каждому человеку, - вспоминает далекое учительское прошлое в канун своего 75-летия Тамара Александровна Безруких. Тогда, кстати, она и услышала, как зовут ее школьники между собой: "наша Томка!" Что ж, не так уж плохо, спокойно отреагировала на это.

Родилась она в Белоруссии. В Отечественную войну жила с мамой в эвакуации в Ульяновской области. Не выдержав тягот дороги - добирались в товарняке без воды и пищи, под бомбежкой и обстрелом, умерла ее младшая сестра. В 1942 году погиб на фронте ее отец. Но об этом семья узнает лишь после войны. В 45-м, когда на дорогах было еще много трупов - и немецких, и своих, мама с дочкой возвращаются в родную деревню, где жила бабка по матери. Полдеревни, как раз та половина, где стоял бабушкин дом, рассказывает Тамара Безруких, превратилось в пепелище. Но бабушка оказалась жива. Приютили ее люди добрые. У этих же добрых людей нашли кров и Тамара с мамой. Пять семей жили в одной хате. Многие белорусские деревни дотла были выжжены во время войны.

Тамара Александровна вспоминает, как ее мать выменяла единственную в семье сохранившуюся ценность - швейную машинку - на корову.

Как и все дети, Тамара работала в колхозе, училась в школе. Послевоенная жизнь была очень трудная. И голодно было, и холодно. Моя собеседница рассказывает, как чуть не замерзла однажды в сильную метель, когда шла из деревни в деревню, как спасла и отогрела ее тогда случайно встретившаяся женщина. После окончания семи классов поступила она в Минское педагогическое училище. Училась хорошо. Была активисткой, спортсменкой, заводилой. В обкоме комсомола ее приметили и после педучилища направили на трудный участок работы - пионервожатой в спецдом на станции Бигосово Витебской области. Там содержались трудные дети. Работу наладила и получила новое направление: комсорг в среднюю школу города Браслава. Должность комсорга была тогда и назначаемой, и выборной. После того как познакомилась с фронтом работы в школе, была единодушно выбрана на эту должность. Потом ее, совсем еще молодую, двадцатилетнюю девчонку назначили директором браславского Дома пионеров. И слезы, которые она лила, отказываясь от престижной директорской должности, не помогли. Пришлось принимать вверенное ей хозяйство: разваленную хату, которой требовался большой ремонт. Все сделали, и хату отремонтировали, и сад вокруг насадили. Это уже позже, вместе с детьми.

А еще она успевала вести в школе русский и литературу, училась заочно в пединституте. Как-то в браславской милиции решили повысить грамотность своих служащих. И вот молодая и очень красивая Тамара Александровна ведет урок русского языка, а в классе одни милиционеры. Они сдают ей тетрадки с домашним заданием, и в каждой тетрадке находит она записки с объяснением в любви. С множеством ошибок, замечает. Ошибки она исправляла и возвращала записки авторам.

Потом была целина. Сама туда отправилась. Романтика поманила. В обкоме комсомола ее, наоборот, отговаривали. Такую энергичную, у которой любое дело спорится, отпускать не хотели. Но настояла, поехала. И убедилась, что романтика быстро исчезла без следа, а трудностей - жизнь в палатках впроголодь и в холоде - хватало. А однажды на уборку урожая прислали в помощь заключенных. Ну и дрались же они с трактористами, страшно вспомнить, сколько крови было. Слава богу, до смертоубийства дело не дошло, рассказывает. Сначала была она на целине землемером, потом заведующей начальной школой.

Однажды, приехав в отпуск в родную деревню, встретила хорошего парня, односельчанина, он тоже был здесь в отпуске. Поженились. И вслед за мужем отправилась она на Крайний Север. В 56-м оказалась в Кольском Заполярье. В 57-м родился сын. Жили в поселке Молочное, там же и в школе работать стала. Была учительницей начальных классов. До сих пор с большой теплотой вспоминает свой класс. Золотые были ребята! Случился с ней как-то один казус: проспала на уроки. Никогда, ни раньше, ни позже, такого не бывало. А тут провожала накануне бабушку с сыном в отпуск, посадила их в Мурманске поздно вечером в поезд, помахала рукой, а электричка на Молочное была только ранним утром. Когда вернулась домой, решила прикорнуть на пару минут да и провалилась в глубокий сон. Проснулась, глянула на часы: время около десяти! В школу заходила с тревогой, как там ее ученички, не шумят ли, не балуются, оказавшись без надзора? В школьных коридорах было тихо и сонно. Шел урок. На цыпочках подошла к дверям своего класса и с изумлением услышала, что ее ученица вела с ребятами урок арифметики. А до этого урок русского языка провела другая отличница. Нет учительницы (а дети верили, что она непременно придет, надо только ее дождаться), и, чтобы время зря не терять, мальчишки и девчонки стали решать задачки да повторять правила. Тамара Александровна их за это похвалила, поблагодарила, что не подвели ее, вели себя хорошо. Она честно призналась ребятам, что проспала, вместе посмеялись.

В 1969 году ее семья получила квартиру в Мурманске, в тогдашних новостройках северных кварталов. К тому времени закончила она пединститут, училась на историческом факультете. И с 69-го стала преподавать историю в 18-й мурманской школе. Была классным руководителем. И этих детей вспоминает с большой теплотой - очень любознательные, доверяли ей.

- Мы часто оставались после уроков и разговаривали на разные темы, - рассказывает Безруких, - причем я понимала, что с ними надо быть предельно искренней, любая фальшь может разрушить наши доверительные отношения.

Так до пенсии и проработала Тамара Александровна в этой школе. Со своими учениками часто встречается в городе. Они ее узнают, останавливают, рассказывают о себе. А однажды позвонил один парнишка, лет 20 до этого не виделись, тоже из ее бывших учеников. Имеет сейчас свое дело, все у него хорошо. Спрашивает, как она-то живет? Какая пенсия?

- Три тысячи с небольшим, - отвечает бывшая учительница.

- Зелеными? - уточняет он.

- Какое там зелеными, рублями! - рассмеялась та.

Этот ученик - Сережа Мисоночников - и его одноклассник Вовка Васильев с тех пор взяли над "своей Томкой" шефство. Починили ей в квартире все, что развалилось, помогают продуктами, приходят с подарками на праздники, приглашают на свои юбилеи. Вот оно: что посеешь, то и пожнешь. А помощь ей ой как нужна была: трубы текли, проводка искрила, наших же коммунальных служб, как правило, не дождешься. Тамара Александровна уже несколько лет живет одна: умерли муж и сын.

Чем же заполняет пенсионерка Безруких свои дни? А тем же, чем и всегда, - служением людям. Она заместитель председателя мурманской городской общественной организации "Ветераны педагогического труда", руководит ею Лариса Дмитриевна Лазурко. Полторы тысячи человек числится в этой организации. Из них около 400 одиноких, больных, беспомощных. Вот за ними-то и приглядывает Тамара Александровна с подругами, такими же активными ветеранами педтруда.

- Наша главная задача не оставлять без внимания тех, кто на пенсии, - объясняет Тамара Александровна, - в поле зрения попадают не только одинокие, но и те, кого, порой приходится защищать от близких, зачастую пьющих, родственников.

Вот и возглавляет Безруких созданный внутри их ветеранской организации комитет защиты пожилых людей в семье. Точнее, это комитет защиты от семьи. Такой бывает порой жестокая жизненная реальность.

Вот и сейчас она вся в предновогодних хлопотах. Несмотря на солидный юбилей, который празднует 18 декабря, по-девчоночьи легка на ногу.

- Столько сейчас забот, - делится, - надо закупить продовольственные наборы для наших подопечных, праздник-то уже совсем скоро.

И это еще не все ее заботы и хлопоты. Вместе с другими педагогами-ветеранами выступает часто в школах перед учениками, даже родительские собрания проводят. Критически относится она к современному учебнику истории, по которому сейчас учатся дети. Там вся история Великой Отечественной войны занимает всего несколько страничек. Вот и торопится рассказать все, что сама пережила, подрастающему поколению, включая и своих внуков да правнучку. Чтобы почувствовали, что история - это не пыль веков, а люди, которые жили, надеялись, боролись, преодолевали трудности и уходили с поля жизни. А уж каким остается после них это поле, видят следующие поколения.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.12.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня