26.04.2008 / Общество

Пациент должен знать: за что платить, за что нет

Фото: Федосеев Л. Г.
Заместитель исполнительного директора Мурманского территориального ФОМС Михаил Кривошей.

Сегодня уже нет необходимости кому-то объяснять, что такое медицинский полис и для чего он нужен. Даже младшеклассники знают: отправляясь в поликлинику или больницу, этот именной документ необходимо иметь при себе - чтобы получить медицинскую помощь бесплатно.

Пятнадцать же лет назад, когда медицинское страхование только входило в нашу жизнь, у большинства пациентов это вызывало, мягко выражаясь, приступ недоумения. Поскольку понятно было только одно: раз нововведение, значит - ломка устоявшегося, привычного. Хотя фактически ломать-то уже было нечего. В том состоянии, в котором тогда находилась система здравоохранения, она могла рухнуть в любой момент... Начало 90-х годов, в стране экономический кризис. Из-за нехватки средств многие предприятия терпят крах, целые отрасли загнаны в депрессию, которая грозит очередными потрясениями. Бюджетное медицинское обслуживание - на последнем издыхании. Необходимо было срочно принимать меры, которые остановили бы развал одной из главных сфер жизнеобеспечения. Именно тогда было принято решение о создании специального фонда, который бы обеспечил стабильное финансирование лечебных учреждений.

- На тот момент создание фонда обязательного медицинского страхования действительно было достижением, - говорит заместитель исполнительного директора Мурманского территориального ФОМС Михаил Кривошей. - Потому что финансовые средства целенаправленно пошли в здравоохранение, рушившиеся на глазах. То, что было сделано в 1993 году, по сути позволило удержаться медицинским учреждениям на плаву. Да, и этих средств не хватало. Но главное, что появился стабильный финансовый источник - страховой взнос на обязательное медицинское страхование, а позднее - единый социальный налог. Эти деньги уже невозможно было изъять, перераспределить на нужды других сфер, как случалось раньше, когда финансирование здравоохранения обеспечивали только бюджеты. Жизнь показала: это решение правильное. Процесс был абсолютно новым для страны, территориальные фонды работали, что называется, с колес: новая нормативная база только разрабатывалась и тут же должна была внедряться, чтобы не прерывать перестроечный процесс. Тогда территориальный фонд ОМС занимался контролем за сбором взносов, страхованием населения, экспертизой качества медицинской помощи, жалобами пациентов.

- Чем тогда объяснить, что сегодня он стал практически финансово-кредитной организацией? Не означает ли это, что защита прав пациентов отошла на второй план?

- Конечно, нет. Просто модель ОМС на территории приведена в соответствие с законодательством. Но обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, как и прежде, остается одной из наших задач. Мы безусловно продолжаем осуществлять контроль за соблюдением прав застрахованных пациентов. В этом и состоит основной смысл работы, которой мы занимаемся. А сама функция - защита прав пациентов - начиная с 2006 года передана страховым компаниям. Именно для этого они созданы - следить за качеством медицинской помощи и защищать права застрахованных. Сейчас у нас в области работают две компании - "КапиталЪ. Медицинское страхование" и "ОАО "Газпроммедстрахование".

А задача фонда - определить объем услуг, которые должны быть оказаны в рамках программы ОМС и рассчитать, сколько необходимо средств, чтобы обеспечить бесплатную медпомощь жителям области, то есть сформировать территориальную программу государственных гарантий. Кстати, до того момента, пока страховой взнос за неработающую часть населения являлся обязанностью муниципальных образований, было очень много проблем с неплатежами - как снежный ком росли. Когда эту функцию передали правительству Мурманской области, картина полностью изменилась: третий год территориальная программа ОМС сбалансирована, то есть теперь на ее выполнение средств хватает. По сравнению с нормативами, установленными Федеральной программой ОМС, наши по многим позициям в два раза выше. С учетом бюджетных средств на охрану здоровья на одного жителя Мурманской области на год выделено около 9 тысяч рублей.

Кроме того, функция фонда состоит в том, чтобы контролировать, как страховые компании и лечебные учреждения расходуют средства ОМС , а также поступающие в рамках нацпроекта "Здоровье".

- Это означает, что территориальный фонд может влиять на развитие организационных процессов в здравоохранении, работу лечебных учреждений?

- Обратите внимание: еще лет семь-восемь назад такие виды медицинской помощи, как дневной стационар, реабилитационные центры, были большой редкостью для наших поликлиник. А сегодня это уже развитая сеть, которая, кстати, появилась в области во многом благодаря развитию системы медицинского страхования.

Кроме того, кардинально поменялся принцип финансирования поликлиник. Теперь их работа оплачивается не по душевому нормативу, то есть исходя из количества прикрепленных к ней пациентов, как это было раньше, а за каждое посещение - следовательно, за фактически оказанные услуги. Не всем врачам это нравится, но мы считаем, что такой способ оплаты - за выполненный объем работы - правилен. Поскольку это дает возможность проконтролировать работу поликлиники, в том числе качество предоставляемых услуг, и в какой-то мере стимулирует лечебное учреждение выполнять спланированный объем бесплатной медицинской помощи.

Сейчас мы проводим анкетирование во взрослых поликлиниках области. Больше всего нас волнует, как оценивают пациенты доступность медицинской помощи. Результаты будут готовы в мае, тогда можно будет об этом поговорить отдельно.

- Как известно, сотрудники фонда уже провели анкетирование в стационарах. Каковы его итоги, и кстати, почему только сейчас решили узнать мнение пациентов?

- Анкетирование проводили и раньше. Но поскольку территориальная программа госгарантий ОМС долгое время была дефицитной, то заведомо знали, что объем бесплатных услуг не может быть полностью выполнен. Сейчас другое дело - чрезвычайная ситуация закончилась, финансирование стабилизировалось, так что лечебные учреждения теперь могут предоставить пациентам гарантированный объем бесплатной помощи. Настало время потребовать с них нормальную работу.

Однако результаты опроса, проведенного в стационарах, свидетельствуют как раз об обратном. Его провели в 25 больницах нашей области, опросили более тысячи госпитализированных. И прежде всего мы выясняли - приходится ли пациентам оплачивать медицинскую помощь, которая должна оказываться им бесплатно. Практически везде выявлены факты того, что больные вынуждены покупать лекарства и расходный материал. Кроме того, обнаружено и другое серьезное нарушение: средства, отпускаемые на материальные расходы, в том числе и на медикаменты, использовались на заработную плату персонала. Лишь в шести стационарах - в основном это роддома - у пациенток не было необходимости в личных затратах на медикаменты.

- А есть ли возможность у пациентов возместить эти затраты? Или, как обычно, - спишем все на трудности лечебного учреждения?

- Прежде всего это право пациента - вернуть деньги, которые он затратил на медицинскую помощь, оказываемую в рамках программы госгарантий. Данным вопросом как раз обязаны заниматься страховые компании, поскольку их главная функция - защита прав застрахованных. Это касается и тех случаев, когда пациенты вынуждены нести затраты на лечение в других регионах России. Если будет подтверждено, что жалоба обоснованна, лечебное учреждение возвращает деньги, потраченные пациентом.

Вообще, нужно взять за правило: прежде, чем платить деньги, позвонить в страховую компанию, чтобы получить квалифицированную консультацию, а дальше уже самим принимать решение. Если окажется, что тот или иной вопрос не в компетенции страховой компании, то ее сотрудники обязательно укажут путь, по которому нужно двигаться дальше.

Статистика свидетельствует: такой возможностью наши пациенты еще не привыкли пользоваться. За минувший год пациентам было возмещено 60 тысяч рублей. Много это или мало ? Если сопоставить с данными анкетирования, то становиться понятно, что немного. На мой взгляд, это связано прежде всего с тем, что страховые компании недостаточно информируют население о своей деятельности. Необходимо проводить больше встреч с застрахованными, выпускать буклеты, листовки, плакаты - есть множество современных способов, которые позволяют пациентам стать более осведомленными. Хорошо, что в обеих компаниях работают телефоны круглосуточных диспетчерских служб - они указаны в страховом полисе.

Мы считаем, что и для Фонда информационная работа с застрахованными должна стать одним из основных направлений деятельности. В частности, будем добиваться, чтобы во всех лечебных учреждениях была представлена самая необходимая пациенту информация: за что он должен платить, а за что нет, куда обращаться, если возникают спорные ситуации. В тех лечебных учреждениях, где систематически нарушаются права граждан, планируем организовывать прием представителей страховых компаний. Чтобы можно было оперативно разобраться в возникшем конфликте, проконсультировать больных о порядке оказания того или иного вида медпомощи. Ведь любое обращение - это сигнал для страховой компании, на который она должна реагировать. Но пока не будет инициативы со стороны пациентов, то все у нас как бы и нормально - о своих правах нужно заявлять.

Р.S. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ идет подготовка концепции модернизации здравоохранения до 2020 года. Один из разделов этого документа - модернизация системы ОМС.

Подготовила Ольга МЕНЬШИКОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.04.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня