25.06.2008 / Общество

Ищу работу. Трудную не предлагать

На край света за специалистом

Ну, не край света, так на противоположный край нашей страны отправляются представители Мурманского тралового флота, чтобы решить кадровую проблему. Побывали вот недавно в Астрахани, выпускников тамошнего рыбвтуза к себе пригласили.

По данным Управления государственной службы занятости населения Мурманской области только в Мурманском городском центре занятости имелось 34 вакансии электромехаников, из них 30 - судовых. На учете же состояло всего 12 требуемых специалистов, и некоторые из них имели медицинские противопоказания для работы в море. В один только Траловый флот сегодня требуется 19 электромехаников. В Мурманском техническом университете, в который преобразовалась бывшая кузница кадров для рыбной промышленности Высшее мореходное училище, специалистов для работы в море еще готовят. Но в соответствии со спросом со стороны... абитуриентов. Так электромехаников выпускают не более 15 человек в год. И разлетаются родимые на хлебные места: кого Мурманское морское пароходство сманит, кто ближе к нефти устроится, кто вообще за границей работу найдет.

Вот и остаются в службе занятости неудовлетворенными заявки работодателей на эту респектабельную когда-то должность. Кроме того, в дефиците еще такие специалисты, как механик-наладчик, обработчик рыбы. В течение трех последних лет спрос предприятий на представителей этих профессий превышал предложение более чем в два раза.

Сырья нет, ковать не из чего

- Лет семь назад флота объявили: нам не нужны больше электромеханики в таком количестве. Электроходов становится, мол, все меньше, старые суда списываются, а новые не будут уже такими крупными, так как меняются районы промысла, актуальным становится прибрежный лов... - проректор по учебной работе мурманского государственного технического университета Сергей Дубровин объясняет мне причины возникшей ситуации. - В результате престижность профессии резко упала, набор на эту специальность в нашем вузе сократился. Причем со стороны МГТУ никаких попыток уменьшить набор не предпринималось. А ведь какая это была престижная специальность в былые годы, - вспоминает он. - Поступали на нее медалисты. Набирали роту - человек 70-80, к выпуску оставалось где-то 50 курсантов. Этого было достаточно флотам. Распределяли специалистов по всей стране - от Калининграда до Дальнего Востока. Но вот пришло время, когда решили, что электромеханики в таком количестве больше не нужны. Однако суда списывали не так массово, как предполагалось. Более того, крупные суда модернизировались. А вот нехватка специалистов стала резко ощущаться, и с годами усиливается все сильнее. Однако молодежь не стремится больше в инженеры-электромеханики. Среди причин, есть и такая: трудно, де, учиться, слишком гранит электромеханической науки тверд.

Какой же выход из создавшейся ситуации видят в МГТУ?

- Выход в целевой контрактной подготовке специалистов, - отвечает Дубровин. - Предприятие заключает трехсторонний договор: работодатель, обучающийся, ВУЗ. Предприятие оплачивает учебу студента, оговаривает срок отработки затраченных на его образование средств. Таким образом давно уже готовит для себя специалистов Кольская ГМК. Нефтяные фирмы тоже пошли по этому пути. Рыбаки пока раскачиваются. Мы им предлагаем: заключите хотя бы договор со старшекурсниками. В перспективе та же проблема возникнет на флотах и с технологами. Раньше на технологический факультет брали только юношей, готовили их для плавсостава. Но, когда гендерное ограничение сняли, девушки, как более прилежные, аккуратные и успешные, просто вытеснили юношей. А кто в море ходить будет?

И еще один путь предложил Дубровин. Это пропаганда морских специальностей, морских династий, и не побоимся этого словосочетания - морской романтики. А что? Раньше, зачастую, именно она, романтика, изначально манила мальчишек в море. Все остальное - и знание о профессии, и любовь к ней, и опыт - приходило потом. А сейчас разве скажешь, что романтика позвала паренька стать менеджером, или тем же юристом, экономистом? Да не романтика позвала, а голый расчет: надежда на хлебное место и хороший доход.

Повезло, прибыл человек из Находки

О том, как рыбопромысловые предприятия ищут выход из создавшейся ситуации, я решила узнать на примере старейшего из них - Мурманского тралового флота. Напомню, именно там в настоящее время существует потребность в 19 электромеханиках.

- Раньше в Мурманское морское пароходство не брали специалистов с рыбным образованием. Там, в основном, работали с дипломами из Макаровки, - вводит меня в курс дела механик-наставник по автоматике, КИП и электрооборудованию Денис Ермашов. - Но, видно, положение изменилось. И уже представители пароходства зачастили в университет. Знакомятся с выпускниками, приглашают их на работу. А ведь на торговом судне проще работать. Оно не так энергонасыщено, как рыбацкий корабль, на котором и рыбопромысловое оборудование, и рыбофабрика. Да и подвахты для всех членов экипажа, когда идет рыба, специфика только рыбного флота. По этой причине некоторые выпускники и уходят в торговый флот. Да только у нас все равно интереснее. Наши суда сейчас переоборудуются, на них стоят мировые новинки систем автоматизации. Где еще такие найдешь! Где такого опыта наберешься!

Как сейчас выходим из положения? Второй электромеханик совмещает часто свою должность с должностью третьего. Берем также специалистов со средним заочным образованием, на должность того же 3-го. А раньше только с институтским дипломом брали. Старые кадры еще выручают.

Уточняя у старшего морского инспектора по кадрам механико-судовой службы Николая Конюхова среднюю зарплату судового электромеханика, я заодно спросила про средний возраст этих специалистов. Ответив, что средняя зарплата, например, 2-го электромеханика 50-70 тысяч рублей в месяц (многое зависит от улова), да плюс еще отпускные, выходные, Николай Владимирович отвлекся на звонок. Потом с ходу продолжил, оперируя теми же числами 50-70. Оказалось, что это уже про возраст. Да, 50 и за 50, такие кадры сейчас в основном работают. А хотелось бы и молодежь выращивать. За молодежью недавно, как уже было сказано выше, ездили в Астрахань. Трое выпускников астраханского рыбвтуза стали уже тралфлотовцами. Пока я беседовала с Конюховым, позвонил прибывший из Находки в Мурманск 3-й электромеханик, спрашивал, как на работу устроиться.

В общем, ищут в Тралфлоте кадры всеми возможными способами, и в техническом университете наперегонки с конкурентами из пароходства ребят обхаживают, и проект о молодом специалисте разработали, и служба найма и обучения здесь действует.

Только если молодежь не пойдет учиться на требуемые морские специальности, хоть расшибись, хоть всю гомеопатическую дозу университетского выпуска к себе замани, вакансии не заполнишь. Да и кроме МТФ ведь есть еще в нашей области и другие флота. Вот и думают промышленность и образование, инспектора и профессора, как переломить ситуацию, как предупредить ее негативное развитие. Собираются на совместные конференции, выносят решения. Толк будет, но пока хочется обратиться напрямую к молодежи: не стоит бояться трудностей - ни в учебе, ни в работе. Ведь, как правило, чем трудней, тем интересней, тем азартней жить. Но пока со всех сторон только и слышно: молодежь не идет учиться на такие-то специальности, потому что тяжело, не идет работать, скажем, на рыбопромысловое судно, потому что и там трудно.

Неужто и впрямь?

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.06.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня