10.07.2008 / Общество

Сказка про репку нужна даже гению

Фото: Федосеев Л. Г.
Заместитель директора Мурманского центра психолого-медико-социального сопровождения при областном комитете по образованию, дефектолог-логопед Наталья Курдвановская.

Кто из нас не хочет, чтобы ребенок вырос успешным, талантливым и здоровым? Понятное дело, каждый к этому стремится. Благо что для развития чад теперь есть масса возможностей, о которых родители уже давно повзрослевших детей не могли и мечтать.

Только представьте: малышу два месяца от роду, а его психоэмоциональным самочувствием уже готовы заняться педагоги, психологи и даже логопеды с дефектологами. Спрашивается, зачем все это ребенку, который умеет только пеленки пачкать. И идут ведь мамы со своими драгоценными "кулечками" к специалистам в надежде заглянуть в будущее своего дитя. Первая мысль, которая приходит в голову: вдруг это очередная профанация, рассчитанная на родителей, извините, сдвинутых на воспитании будущего гения. Неужели можно делать какие-то выводы о человеке уже в младенческом возрасте?

- Конечно, - убеждена заместитель директора Мурманского центра психолого-медико-социального сопровождения при областном комитете по образованию, дефектолог-логопед Наталья Курдвановская. - Только мы ведем речь о выявлении не каких-то уникальных способностей, а именно проблемных моментов. Когда осматриваем ребеночка, первое, что проверяем, как он реагирует на звук, свет, прикосновение, наблюдаем его двигательные возможности. И уже по его реакции можно подсказать родителям, какие в дальнейшем могут возникнуть сложности у малыша. Дело в том, что практика в России такова, что мамочки чаще всего предпочитают обращаться к врачу, а не к психологу. И только когда малыш начинает ходить, говорить, вот тогда у некоторых начинаются психологические проблемы. Хотя на самом деле они проявляются намного раньше, к примеру, с момента рождения, как результат тяжелых родов. Не случайно Центр сотрудничает с женскими консультациями, роддомами. Специально для родителей наши специалисты разработали методичку-памятку. Если женщина лишний раз ее полистает, уже польза будет: хотя бы узнает, что есть такой Центр, куда можно обратиться, пусть даже на всякий случай. Чтобы не упустить момент, когда действительно необходима помощь специалистов, - поясняет Наталья Курдвановская.

Шесть лет назад, когда Центр только начинал свою работу, его главными задачами были обследование детей с проблемами в развитии и подбор индивидуальных коррекционных программ для ребятишек, которым трудно учиться по обычной школьной программе. Со временем начали внедрять новейшие методики, в результате в деятельности Центра появилось много новых направлений, в том числе стали активно развиваться различные виды психолого-логопедической помощи детям.

- В последние годы замечаю, как много встречается детей с дефектами речи. Вообще сейчас редко услышишь красивую речь ребенка. Нередко наблюдаешь, когда едешь в общественном транспорте, как они разговаривают: половину букв не выговаривают. Маме бы специалистам свое чадо показать, но многие родители считают, что это явление временное, с возрастом пройдет. А этого не происходит, проблема только усложняется, - говорит директор Центра Мирослава Майкович, за плечами которой более тридцати лет педагогического стажа.

Два года, как в Центре действуют программы помощи детям раннего возраста, специально разработанные для дошколят. Врачи, педагоги и психологи действуют, что называется, в одной связке помогая разрешить ту или иную психологическую или речевую проблему ребенка: разговориться молчуну, застенчивым высвободиться из тисков зажатости, а непоседливым живчикам научиться внимательности. Ведь зачастую родители бессильны понять, где начинается детский каприз, а где действительно проблема, способная в дальнейшем испортить жизнь, если вовремя на нее не отреагировать.

Наверняка многие могут вспомнить, как в детстве доводили своих домочадцев до белого каления, отвечая им на вопрос их же вопросом. "Он так шутит", - говорят родители. Однако, как подчеркивают специалисты, ситуация намного серьезнее. Бывают случаи, когда для малыша никакого труда не составляет воспроизвести развернутый вопрос, длиннющую цитату, услышанную, к примеру, по телевизору или радио, и в то же время ребенок оказывается не в силах ответить на самый элементарный вопрос. В логопедии у такого явления есть даже свое название - "эхолаличность". Вот специалисты Центра и подбирают к каждому подобному ребенку ключик, чтобы найти причину такой особенности и ее преодолеть.

Другая проблема, с которой довольно часто обращаются в Центр, - заикание. Надо сказать, что сейчас существует порядка восьми официальных методик, однако ни одна из них не гарантирует стопроцентного эффекта. Не случайно первому, кому удастся этого добиться, обещана Нобелевская премия.

- Вывести из заикания можно, и мы действительно достигаем хороших результатов, используя новые программы. Но, к сожалению, нередко все равно возникают рецидивы, - говорит Наталья Викторовна. - Часто это происходит, когда ребенок идет в первый класс. Следующий сложный для него этап - период полового созревания, поскольку у подростков в это время возникают различные психологические проблемы. Начинаем опять его поддерживать. Надо отметить, что психология как наука сейчас очень активно развивается, много вводится классификаций диагнозов, но проблема в том, что их проявление не всегда увидишь, а речь - это индикатор. Влияющих факторов очень много: и экология, и экономические, и социальные стрессы. А ведь у каждого ребенка своя чаша, и что собрано в эту чашу, нам и предстоит выяснить, чтобы ему помочь.

При этом на службе у специалистов Центра теперь не только, так сказать, биология с психологией, но и современные научно-технические достижения - компьютерные комплексы и программы. С их помощью ребят обучают правильному дыханию, умению концентрировать внимание, развивать память. Интересно, что некоторые методики основаны на разработках оборонной промышленности, которые изначально создавались для подготовки подводников. Кстати, аналогичную аппаратуру Центр использует в занятиях с воспитанниками кольского детдома "Журавушка", школы-интерната для детей с нарушениями речи в Минькино, коррекционной школы-интерната № 3, где обучаются юные северяне с нарушениями слуха и зрения.

Впрочем, главным инструментом в работе специалистов остается общение. Не случайно именно методы логопедии дали очень много направлений в психологии и педагогике.

- Самое сложное в жизни соблюсти золотую середину. Знаете, любое лекарство (в том числе и психолого-педагогическая помощь) может действовать, как яд: много дашь - отравишь, а если чуть-чуть - не получишь результата. Важно точно определить: кому что нужно и сколько, - рассуждает Наталья Курдвановская.

- А приходилось сталкиваться с ситуациями, когда родители считают, что у их ребенка все должно быть по максимуму, и способности в том числе?

- Сплошь и рядом. Особенно когда у ребенка действительно есть проблемы, а родители в детстве сами в чем-то не реализовались, вот и пытаются навязать ему и коньки, и пианино, и логопедические занятия. И выходит, что у ребенка права выбора нет. Поэтому мы всегда параллельно работаем и с родителями. Только тогда будет результат. В работе логопедов есть этап, который называется автоматизация звука. Самый яркий показатель, когда дети начинают произносить звук "р". Как только он появляется, слышу их радостное: "Здр-р-р-равствуйте, Наталья Виктор-р-р-ровна". Но стоит прийти маме, ребенок уже говорит ей: "Пивет!" Все. Как будто ничего и не было. Начинаем работать с родителями, объяснять, убеждать. А то ведь некоторые как рассуждают, мол, мы к вам привели ребенка, вот и работайте с ним. С таким подходом трудно больших результатов ожидать. В этом случае я всегда говорю: "Все, что вы видите в своем ребенке, - это вы".

Другое дело плоды, так сказать, совместного труда, подчеркивает Наталья Курдвановская. Примеров тому предостаточно. Количество подопечных Центра растет год от года. К примеру, в минувшем учебном году их было свыше 1700 - от самых маленьких до выпускников школ. Одна из историй, которую я здесь услышала, кажется просто фантастической.

Более трех лет Наталья Викторовна занималась с малышом, который значительно отставал в развитии от своих сверстников. Врачи клиники, специализирующейся в области диагностики заболеваний головного мозга, анализируя снимки, почти обреченно поинтересовались у его родителей, может ли ребенок говорить. Каково же было их удивление, когда узнали, что он не только разговаривает, но умеет читать и писать и уже пошел в школу вместе с одногодками. Как сказала Курдвановская, без действенной любви родителей этого добиться было бы невозможно.

Считается, что современная мама общается с ребенком семь минут: не на ходу, не между делами, а по-настоящему - внимательно, глядя ему в глаза. Увы, сегодня у многих не хватает времени даже на этот мизер. А ведь сказку про репку рассказывали в детстве и Менделееву, и Вернадскому, и Циолковскому...

Фото: Федосеев Л. Г.
Заместитель директора Мурманского центра психолого-медико-социального сопровождения при областном комитете по образованию, дефектолог-логопед Наталья Курдвановская.
Фото:
Педагог-психолог Роза Лопская проводит индивидуальные занятия.
Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.07.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня