02.08.2008 / Общество

О неразделенной любви и… наркопритонах

К нам в редакцию обратилась молодая женщина. С благодарностью, что бывает нечасто. Теплые слова северянка просила передать сотрудникам одного из анонимных кабинетов медико-психологической помощи. Они помогли ей обрести веру в себя. А ведь женщина находилась на грани того, чтобы свести счеты с жизнью. Итак, что же доверяют люди незнакомому собеседнику на другом конце телефонного провода? Чаще всего - личные проблемы, иногда - чужие. Такой вывод напрашивается после общения с операторами-консультантами телефонов доверия, действующих в нашем регионе.

Мурманскому комплексному центру социального обслуживания молодежи - 4 года. Ранее телефон доверия работал здесь при центре социального здоровья молодежи и планирования семьи. Служба психологической поддержки дейст-вует, таким образом, более 10 лет, 7 из которых - круглосуточно. За это время «горячая линия» успела стать членом Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи. Многие, ориентируясь на название центра, ошибочно полагают, что за поддержкой могут обращаться только юноши и девушки. На практике же сформировалось три возрастные группы, общие рамки которых - от 19 до 50 лет.

- Около 70 процентов звонков по-ступает от женщин, - рассказывает начальник отдела психолого-педагогической помощи центра Надежда Смирнова. - Порой проблемы, с которыми к нам обращаются, крайне сложны. В таких случаях мы назначаем очные консультации. Иногда это цикл консультаций, ведь за один раз ничего кардинально решить

нельзя. Часто приглашаем на тематические занятия и тренинги.

Среди «телефонных» клиентов психологи выделяют несколько родственных групп. Одна из наиболее многочисленных - люди с проблемами в личных отношениях. Спектр душевных терзаний широк: трудности при знакомстве с противоположным полом, волнения, связанные с выбором партнера, стрессы, порожденные изменами и ревностью. Любовным мукам не уступают по сложности взаимоотношения детей и родителей. Сотрудники центра готовы дать практические рекомендации, как общаться с неуправляемым подростком. Почти 13 процентов ответов носят информационный характер: консультант переадресует обращение более квалифицированным специалистам, подскажет необходимые учреждения и ведомства.

- Звонят и просто поговорить, из-за недостатка общения, - продолжает Надежда. - В последнее время участились обращения на тему зависимостей. Консультируем по поводу избавления от алкогольных, наркотических пристрастий, игромании. А вот статистика кризисных и суицидальных обращений мала. Ведь, как правило, человек, решивший свести счеты с жизнью, не станет афишировать этого, звонить на телефон доверия. Просто осуществит задуманное. Те же, кто доверяют нам такие проблемы, еще имеют надежду разобраться в себе. И мы всегда готовы помочь.

Смерть близкого человека или тяжелая болезнь - это также душевная травма, стресс. Специалисты центра стараются помочь найти компромиссы, дают возможность выговориться, посоветоваться, разобраться. Здесь не предлагают универсальных советов и не решают проблемы. Здесь помогают самому прийти к правильным выводам и выбраться из сложившейся ситуации.

Есть, правда, клиенты, которым на поверку не нужны ни консультации психолога, ни поиск себя, ни справочная информация. Эта группа

неадекватных абонентов. К примеру, одинокие подвыпившие граждане, а также мужчины, умышленно «путающие» телефон доверия со службой секса по телефону. Ведь «горячая линия» работает в центре круглосуточно, бесплатно, всегда отвечает приятный женский голос. У сотрудников службы даже имеется свод правил поведения с такими клиентами. Цель - нивелировать, деликатно пресекать пикантные темы разговоров, не имеющих серьезного повода. Иногда беседа может закончиться перенаправлением к сексологу.

«Телефонных» пациентов ожидают и психологи в других городах области. Например, такая служба есть в Североморске. Правда, она действует лишь два часа в день, с 19 до 21. Кроме того, сейчас находится «на каникулах» и возобновит работу в начале сентября. В Кировске телефон доверия открыт при центре социальной помощи семье и детям. Поначалу эту линию выделили для звонков молодежи. Но время показало, что в консультациях психолога больше всего нуждаются женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К слову, в этом центре не откажут и в очной консультации.

Выдать по телефону свои тайны психологу - это одно. А как насчет рассказов о секретах других людей специалистам совсем иного профиля? Взять, допустим, телефон доверия областной налоговой инспекции.

- На нашу линию поступает примерно пять звонков в день, - рассказывает заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками Ирина Шаповалова. - Прежде всего мы ждем информацию о нарушениях налогового законодательства. Две основные темы - соблюдение правил использования контрольно-кассовой техники и борьба с теневыми зарплатами «в конвертах». Все обращения фиксируются в журнале учета. Руководство распределяет их по отделам, которые и осуществляют проверку. Если характер обращения вне рамок нашей компетенции, мы готовы подсказать нужный номер телефона. Бывает, люди жалуются на несоблюдение общественного порядка, сетуют на работу ЖЭУ…

Действует «горячая линия» и в региональном управлении ФСБ. Здесь, как и во всех подобных службах, обращение при необходимости перенаправят. Если потребуется, дадут юридическую консультацию. Но в первую очередь по телефону доверия ФСБ ждут сообщений о террористических актах. Кроме того, специалисты примут информацию, связанную с противоправными дейст-виями против государства: сведения о шпионаже, преступных сообщест-вах, фактах коррупции или угрозе государственной тайне… На звонки круглосуточно отвечают дежурные офицеры, готовые в ту же секунду сообщить об опасности соответствующим подразделениям, готовящим спасательные операции. Главное условие - информация должна быть фактической, а не основанной на подозрениях.

Хотя и подозрения могут стать поводом для звонка. Обращения сознательных граждан не раз помогали сотрудникам управления по контролю за оборотом наркотиков в борьбе с этим злом. Допустим, кто-то обеспокоен поведением соседей или бесконечными посиделками молодежи, после чего весь подъезд усыпан шприцами. Случается, подозрения оправдываются, и странный нелюдимый парень, живущий через стенку, оказывается наркоторговцем.

Доверие не было бы доверием без анонимности. Даже если в некоторых случаях возникает необходимость оставить свои данные, конфиденциальность звонящему гарантируют по любому из номеров «горячих линий».

Телефон доверия комплексного центра социального обслуживания молодежи

277-555

Телефон доверия центра для подростков «Юность»

22-88-22

Телефон доверия медицинского центра «Помоги себе сам»

31-73-38

Телефон доверия кризисного центра при Конгрессе женщин Кольского полуострова

33-09-55

Клуб родителей и детей-инвалидов «Надежда»

54-23-39

Телефон доверия кабинета анонимного обследования центра по борьбе со СПИДом

47-39-00

Телефоны доверия областного КВД

222-636, 33-71-66

Телефон доверия областного управления ГИБДД

42-18-46

Телефон доверия областного управления по контролю за оборотом наркотиков

44-71-64

Телефон доверия областной налоговой инспекции

60-08-10

Телефон доверия областного таможенного управления

28-22-82

Телефон доверия областного управления ФСБ

47-43-43

Телефон доверия кризисного центра в Кировске

55-349

Телефон доверия психологической помощи в Североморске

4-50-20

Людмила БУТКОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.08.2008

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня