11.09.2008 / Общество

Опять двойка... Родителям?

Фото: Вишневский Павел
Областной центр социальной помощи семье и детям. Дефектолог Екатерина Моисеева на коррекционном занятии.

Я, тогда ученица третьего класса, сидела за дровами, сваленными у забора во дворе, уже второй час. Руки и ноги окоченели - зима даже в Краснодаре все-таки зима, и очень хотелось есть. Окна частного дома, комнату в котором снимали мои родители, светились таким теплым оранжевым светом, что казалось, он даже пахнет чем-то вкусным. Но я упорно сидела, надеясь, что кто-нибудь выйдет во двор и найдет меня.

Так и случилось. Маме понадобилась пара поленьев для печки, и она обнаружила своего замерзшего припорошенного снежком ребенка. Мой расчет оказался верным: никому не пришло в голову ругать меня за двойку. Правда, мерзнуть так долго мне не понравилось, и больше я к такому способу избежать родительского гнева не прибегала.

Времена изменились, но дети по-прежнему порой не приходят домой из школы, опасаясь взбучки. Только сегодня это гораздо чаще может обернуться серьезной бедой. Бывают - хоть и редко, но ведь бывают - даже трагедии, когда дети из-за несчастной низкой оценки сводят счеты с жизнью…

На днях начался очередной учебный год. В школе учителя требуют дисциплины и хороших отметок, а дома родители никак не хотят смириться с тем, что их ребенок не гений. Что при этом испытывает совершенно беззащитное существо, живущее на свете всего несколько лет, о чем взрослые как-то забывают?

- На ребенка обрушивается двойной прессинг. И неважно, в первый класс он пошел или в пятый, его реакцией будет растерянность, - поясняет учитель-дефектолог областного центра социальной помощи семье и детям Екатерина Моисеева.

Специалистам центра постоянно приходится иметь дело с браком в родительском и школьном воспитании. Поэтому за советом, как помочь ребенку адаптироваться к школе, я обратилась именно сюда.

- Его нужно поддержать, быть к нему особенно внимательными в это время. А у нас чаще всего родители предпочитают кричать на детей, требуя повиновения. Это не даст желаемого результата, - считает Екатерина Никитична. - Скорее, наоборот. Может выработаться стойкое отвращение к учебе, неуверенность в себе. Ребенок должен твердо знать: что бы ни случилось в школе, родители всегда поддержат, независимо от того, прав он или нет. К нам как-то привели мальчика одиннадцати лет. От него стонали буквально все - и дети, и учителя, и родственники. Когда же с ним стали работать специалисты, оказалось: корень проблемы в школе. Мальчишку обвинили в краже, которую он не совершал. Родители об этой истории не узнали. В результате он замкнулся в себе и стал выливать агрессию на все, что касалось школы. Ребенок должен чувствовать: мама и папа любят его не за отметку по математике, а просто потому, что он есть.

Оказывается, совсем не зазорно попросить у собственного чада прощения, если вы были несправедливы к нему. Специалисты утверждают, что это ни в коей мере не унизит вашего достоинства и не уронит авторитета. Даже наоборот. Ребенок поймет, что вы уважительно относитесь к нему, видите в нем равную личность, и сам начнет вести себя гораздо ответственнее. Кстати, это полезно и для родителя. Груз вины, который придется нести, памятуя о собственной неисправленной ошибке, сделает вас раздражительным и помешает установить искренние отношения с дочерью или сыном. Даже если они совсем малы.

- Как часто приходится слышать детям от своих родителей: «Болван! Тупица! Опять двойку принес!» Так нельзя, - утверждает педагог дополнительного образования Ирина Громова.- Ни в коем случае нельзя внушать маленькому человеку, что он безнадежно глуп или плох. Вспомните поговорку «Назови человека свиньей, он и захрюкает». Очень верно сказано. Нет, ребенок не плохой. Он совершил плохой поступок. Между этими формулировками принципиальная разница. Поэтому мама или папа, как бы ни были возмущены оценкой или поведением ребенка, должны ему сказать: «Я тебя очень люблю. Но сейчас ты меня огорчаешь».

Однако ситуация может оказаться и сложнее. Ведь бывает и так, что учитель излишне строг или несправедлив к ребенку. Как защитить его, но при этом не уронить авторитет педагога?

- Совершенно недопустимы такие комментарии родителей: «Дура эта ваша Мария Ивановна. Плюнь и забудь». Он плюнет и забудет, - подхватывает разговор учитель-дефектолог Елена Родионова. - И очень скоро и у вас, и у ребенка начнутся большие неприятности. Он не будет больше воспринимать учительницу и потому не сможет полноценно усваивать ее предмет. Логика тут простая: раз мама сказала, что учительница дура, так зачем же ее слушать? Но нельзя занимать и такую позицию: «Если педагог говорит, что ты балбес, значит, это действительно так». Ребенок воспримет это как предательство самых близких ему людей, и ваша связь будет разрушена. Когда он начнет взрослеть, эта ошибка может аукнуться большими бедами. Следует обязательно поговорить с учителем, понять, насколько справедливы его претензии, и убедить в том, что вы хотите вместе с ним решить проблему. Это смягчит позицию педагога, он станет внимательнее к вашему ребенку. В общем, придется искать общий язык с обеими сторонами и затем пытаться свести на нет конфликт между ними.

В наши дни сакраментальный вопрос советского родителя, как избежать влияния улицы, когда кругом сплошные улицы, уже не актуален. Беда сегодняшних детей - компьютеры. По мнению педагогов центра, это гениальное изобретение, без которого трудно представить наш мир, исподволь разрушает и человека, и общество.

- Представьте, многие сегодняшние дети не умеют играть с игрушками! - продолжает разговор о проблемах нынешних школьников учитель-логопед центра Лариса Нечаева. - Казалось бы, ну не хочется ребенку играть - и пусть его. На самом же деле это катастрофа. Сюжетные игры с машинками, куклами, кубиками и другими, как взрослым кажется, несерьезными, вещами - это моделирование отношений с окружающими, поиск своего места в жизни. Это школа человеческих взаимоотношений, которую и разрушает компьютер, если родители пустили дело на самотек. Из-за компьютеров из нашей жизни исчезло чтение книг на ночь - один из моментов самого тесного контакта мамы или папы с ребенком. Именно во время чтения ребенок видит реакцию взрослого на события, описываемые в книге. Именно в этот момент формируется его жизненное восприятие.

Пошел ребенок в школу - не сразу у него все получится. И даже если, на ваш взгляд, он написал задание, как курица лапой, специалисты советуют не спешить критиковать его работу. И уж тем более - никаких криков и раздражения. Иначе вы отобьете у него желание заниматься. Найдите в тетрадке хоть одну прямую линию и похвалите за это. А затем убедите в том, что завтра у него получится еще лучше. Ребенок поймет: вы не ждете от него того, на что он пока не способен, но верите в него, и будет чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. А значит, с большей охотой будет заниматься.

В младших классах нередко случаются казусы. Ребенок может переволноваться, испугаться, а то и просто постесняться поднять руку и попроситься в туалет. Мудрый учитель никогда не сделает мокрые штанишки объектом всеобщего внимания и порицания. Но если нечто подобное все же произошло, вам следует серьезно задуматься над тем, тому ли педагогу вы доверили самое дорогое в жизни.

Взрослые должны помнить: ребенок - это их отражение. Его проблемы - это отражение их проблем. И если он разбрасывает одежду и дерзит, хорошенько взвесьте свое поведение. Не можете, не получается - обращайтесь к специалистам. Вам всегда помогут в областном центре социальной помощи семье и детям, который расположен на улице Фрунзе, 7. Кроме того, в Мурманске на улице Папанина, 18, существует детская общественная приемная. Ее телефон - 45-89-42. Не стесняйтесь обратиться за помощью, и вы ее получите.

Фото: Вишневский Павел
Областной центр социальной помощи семье и детям. Дефектолог Екатерина Моисеева на коррекционном занятии.
Фото: Вишневский Павел
Областной центр социальной помощи семье и детям. Педагог дополнительного образования Ирина Громова, логопед Лариса Нечаева и дефектолог Елена Родионова проводят занятие по эстетике.
Фото: Вишневский Павел
Областной центр социальной помощи семье и детям. Педагог дополнительного образования Ирина Громова, логопед Лариса Нечаева и дефектолог Елена Родионова проводят занятие по эстетике.
Фото: Вишневский Павел
Областной центр социальной помощи семье и детям. Дефектолог Екатерина Моисеева на коррекционном занятии.
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.09.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня