13.11.2008 / Общество

Мир на ощупь. И видны только сны

Областная специальная школа-интернат № 3.

Не могу похвастаться хорошим зрением. У нас, за полярным кругом, многие носят очки. Но засевшие в памяти обидные фразы из детства, а иногда - излишнее кокетство или неуместное стеснение становятся основной причиной отказа от «вторых глаз». А среди нас есть такие люди, которым даже самые мощные линзы не помогут. Люди, которым не суждено восстановить зрение, как, например, маленькой Яне Пашининой из Мончегорска. Сегодня, в Международный день слепых, ее распорядок вряд ли будет чем-то отличаться от вчерашнего. Сеанс у офтальмолога, уроки, занятия с воспитателем, педагогом-дефектологом…

Вместе с Яной в 1а классе областной специальной школы-интерната № 3 учатся еще шесть ребятишек с нарушениями зрения. Здесь уж точно никогда не будут дразниться: каждый ученик - во внушительного вида окулярах. В остальном малыши ничем не отличаются от обычных первоклашек. Модница Полина с детской непосредственностью хвастает красивой блузкой. Непоседливые мальчишки шумят и наперегонки вскакивают с мест, желая принять участие в очередной обучающей игре. Конечно, они слегка рисуются: гости из газеты пришли - столько внимания! А Коля обиделся: он тоже хочет фотографироваться.

- Зачем же ты плачешь? - спрашиваю у мальчика. - Давай знакомиться!

Поспешно вытер слезы, охотно протянул ладошку для рукопожатия.

- Меня Коля зовут. Я из Печенги, из деревни. Я, между прочим, больше всех умею, - без обиняков заявляет малец. - Умею даже слоги по три буквы читать. А хочешь - сложу тебе сейчас из палочек квадрат?

- На-а-а-а! Но-о-о! - дружно вытягивают ребята хором первые прочитанные слоги.

Читает с ними и Яна. Правда, пальцами. С самого рождения она познает мир на ощупь. Сейчас перед девчушкой лежат кассы с «буквами» и «цифрами» - маленькими картонками с выпуклыми элементами, разработанными Луи Брайлем еще в первой трети позапрошлого века. По сей день этот способ чтения незрячие считают самым эффективным.

Яна не ходила ни в обычный, ни в специализированный детский сад.

- Она словно чистый лист, специалисты с девочкой раньше не занимались, - рассказывает педагог-дефектолог Алла Коноплева. - Но Яночка оказалась очень способным ребенком. Честно говоря, сама до сих пор не могу понять, как она запоминает комбинации шеститочий, обозначающих цифры и буквы по Брайлю. Кроме того, виден сильный прогресс в ее обучении, большое желание заниматься. А ведь Яна попала к нам с настоящим сенсорным голодом.

Тихим голоском девочка безошибочно называет верные ответы. Пока учитель уделяет внимание непоседам, Яна вертит в маленьких проворных пальчиках кубик Брайля. Беру ее за руку.

- Ты учишься читать?

- Да, уже знаю буквы, - щупая мои пальцы, полушепчет ребенок. - Правда, сказки мне еще рано читать. Зато знаю слоги и умею считать. Сейчас занятие окончится, и мы с ребятами пойдем спать…

Убираю руку из ее теплой ладошки, и девочка обрывает фразу. Она просто замолкает, если не чувствует руки собеседника.

Ею здесь гордятся: Яна сама, без посторонней помощи, может найти дорогу из учебного класса до своей кровати. В палате ее ждет кукла-тезка и одноклассники, которые уже успели улечься под одеяла, но еще шумно обсуждают события дня.

- Эти ребятишки тут всех на уши ставят, - не без улыбки говорит директор школы-интерната Ева Садовская. - В соседних помещениях живут ребята с нарушениями слуха. Те - тихие. А профильные классы для детей с дефектами и отсутствием зрения начали работать только с прошлого учебного года. Для этого педагоги прошли обучающие курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, ребята проводят здесь досуг, отдыхают, часто остаются ночевать. Им нравится. Наши воспитанники обеспечены 5-разовым питанием, раз в два года получают одежду. На днях вернутся из оздоровительной поездки в зеленоборский санаторий слабовидящие и незрячие второклашки. Еще мы тесно сотрудничаем со специализированной библиотекой для слепых, которая предоставляет массу литературы. Это и азбуки с объемными изображениями, и аудиокниги. В нашем учреждении имеется два современных аппарата офтальмолога. Один из них пользуется большой популярностью у детей. Принцип работы агрегата заключается в том, что ребенок, рисуя, слышит музыку.

- Все занятия направлены на развитие остроты зрения, мелкой моторики пальцев, - объясняет тифлопедагог школы-интерната Надежда Шишкина. - Мы ведем коррекционную работу по развитию восприятия и остроты зрения, чтобы недуги малышей не прогрессировали. Используем тактильные дощечки, различные звуковые игрушки и приспособления, яркие мозаики, фланелеграммы, муляжи. К нам дети поступают по решению медико-педагогической комиссии: слепые, слабовидящие, с косоглазием, амблиопией и другими дефектами зрения. В зависимости от диагноза учеников рассаживают за парты, индивидуально разрабатываются рекомендации по зрительным нагрузкам. На прогулке некоторые ребята учатся ходить с тростями.

…Я возвращалась в редакцию по темной, неосвещенной улице - как же сложно шагать наугад, втемную! А малыши, у которых довелось побывать в гостях, вынуждены вслепую жить. Ярко и отчетливо они видят лишь свои сны.

Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Фото:
Областная специальная школа-интернат № 3.
Людмила БУТКОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.11.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня