18.02.2009 / Общество

Первый курс? Курс на науку!

Современный студент не только учится, но и участвует в научной жизни своего вуза: исследует, экспериментирует, творит. А обязательна ли для всех эта научная деятельность? Мало того, что студент в течение как минимум 5 лет грызет гранит науки, так он должен ее еще и вперед двигать! Опять же, с какого курса можно пробовать свои силы в науке, каким образом все это происходит?

Об этом «Мурманскому вестнику» рассказывает руководитель студенческого исследовательского бюро МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Богаевская.

Научно-исследовательская работа в вузах идет в трех направлениях, объясняет она, в рамках учебного процесса, дополняя его и проходя параллельно. То, что в рамках учебы, - это научно-учебная деятельность, когда студенты овладевают исследовательскими навыками, - обязательно для всех. Для усвоения этих навыков преподаватели МГПУ применяют современные образовательные технологии. В текущем учебном году в режиме эксперимента состоялись курсы дистанционного обучения по предметам «Научная организация труда студента» и «Организация научно-исследовательской деятельности работы студента».

Результат не замедлил сказаться. Отзывы студентов, участвовавших в эксперименте, говорят о перспективности применения этой технологии, ведь даже изучение НОТ обернулось довольно-таки привлекательным занятием. Сама Богаевская с удовольствием вспоминает, как буквально в режиме on-line, сидя за компьютером, проверяла работы: что-то их авторам советовала, на что-то обращала внимание. И тут же получала в ответ или улучшенный вариант задания, или уточняющий вопрос.

Научная работа, дополняющая учебный процесс, - уже для тех, кто думает об аспирантуре, о своем дальнейшем пути в науку. Студенты учатся составлять доклады, презентовать свои исследования, выступать на конференциях, семинарах. Они публикуют статьи в сборниках - университетском «Молодая наука Заполярья» и межвузовском «Естественнонаучные проблемы Арктического региона», издающемся совместно с Полярным геофизическим институтом.

И наконец, научная работа, которая ведется параллельно учебе, подразумевает совместную деятельность студентов и преподавателей. Как правило, молодежь подключается к деятельности своих педагогов, приобретая бесценный исследовательский опыт. В основном это исследования, проводимые в рамках грантов, получаемых из различных отечественных и зарубежных фондов.

Найти свой путь в науку юношам и девушкам помогает созданная в МГПУ система организации научно-исследовательской работы студентов. Наиболее притягательной формой НИР являются научные объединения, которые действуют на факультетах, кафедрах, при лабораториях. На сегодняшний день в системе НИР МГПУ насчитывается 16 кружков, 39 групп, 5 студенческих лабораторий, а также студенческое научное общество.

Поэтому неудивительно активное участие МГПУ в семинарах, конференциях, конкурсах - на региональном, всероссийском и даже международном уровнях. Результаты радуют. В течение 2008 года, например, ребятами было подготовлено 1100 докладов, на выставках демонстрировались 67 экспонатов, подано на конкурсы 78 научных работ, опубликовано 240 статей. Молодые ученые завоевали 185 наград. Наиболее значимые среди них: дипломы лауреатов одного из самых представительных научных форумов - III Всероссийского социологического конгресса, который получили студентки 5-го курса Ольга Маринина и Татьяна Мулина; диплом лауреата третьей степени международного конкурса детского и юношеского творчества «Кремлевские звездочки» третьекурсницы Ольги Сверчковой; диплом лауреата первой степени этого же конкурса второкурсника Глеба Когана. На свои разработки Сверчкова и Коган получили даже сертификаты продукта, имеющего социальную значимость.

- Такое впервые в истории нашего вуза, - подчеркнула Ольга Богаевская.

Но, пожалуй, самой престижной наградой для педуниверситета является диплом Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов, полученный пятикурсницей Татьяной Батовой за высокие научные результаты в номинации «Полиграфия и книгоиздательство». Ее работа посвящена методике создания рекламного сообщения на основе фотоснимка.

Такие весомые результаты влияют на показатель эффективности работы вуза, который учитывается при аккредитации учебного заведения.

- За последние годы вузовская наука вышла на более высокий уровень. С прошлыми временами, когда остепененный преподаватель был редким явлением, не сравнить. А сейчас требования времени такие, что подвигают преподавателей заниматься исследовательскими разработками. За ними и студенты тянутся, получая закалку, оттачивая свою профессиональную конкурентоспособность, - воодушевленно рассказывает Ольга Богаевская о месте науки в стенах университета, о создании условий для привлечения к ней пытливых умов, о подготовке молодых к плодотворной дальнейшей деятельности.

Она снова и снова с удовольствием вспоминает талантливых ребят, перечисляет их достижения. Был, например, в 2006 году выпускник социально-гуманитарного факультета Константин Коткин.

- Имел много публикаций, принимал участие в разных конференциях, - перечисляет Богаевская. - Сейчас он аспирант, работает в школе учителем истории. Или вот нынешний председатель студенческого научного общества третьекурсница Мария Талкова. Удивительный человек. Активно занимается исследовательской работой, очень инициативна. Участница многих международных семинаров, на которых выступает со своими докладами.

- А учиться-то ваши активные студенты успевают? А то все по презентациям да конференциям…

- Успевают, - уверенно опровергает мои сомнения Ольга Богаевская. - Многие получают губернаторскую стипендию. Есть также лауреаты стипендии президента и правительства Российской Федерации.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.02.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня