19.06.2009 / Общество

Голубая мечта?.. Это надо подумать!

Антон Васенин, Оля Губская, Катя Михайлова, Наташа Волкова, Алеша Шемякин и Ваня Дяченко.

Говорят, чем большего человек хочет добиться, тем выше он должен ставить себе планку - на грани возможностей. Вот почему в Мурманском политехническом лицее - кузнице молодых талантов - издавна предлагают учащимся программы разной сложности.

- Первый, базовый, уровень включает в себя стандарт - то, что должен знать каждый, - поясняет директор лицея Татьяна Шовская. - На втором уровне к этому добавляется информация по облюбованному профилю: физико-математическому, гуманитарному, естественнонаучному. Его также одолевают практически все ребята. А вот до следующего уровня, на котором идет углубленная подготовка по профилю, добирается не каждый. Очень важным считаем также развитие способностей, которыми ребенок наделен от бога, работу с одаренными детьми. Очень рада, что государство наконец-то обратило на них пристальное внимание. В проекте новой школы будет отдельная программа, нацеленная на поиску и поддержку одаренных детей.

Эти задачи Шовская и педагогический коллектив лицея ставят перед собой уже давно. Потому что, хоть и сказал как-то классик, что красота спасет мир, но ум, способный этот мир понять, красоте не помешает.

Поэтому на базе лицея действует Мурманское отделение общероссийской детской организации «Общественная малая академия наук - Интеллект будущего». Созданы также креативные классы, в которых разносторонне одаренные ребятишки получают возможность развивать свои способности. То есть планку поднимают так, чтобы тем, у кого есть силы, было к чему тянуться. В результате до 98 процентов выпускников ежегодно поступает в вузы.

Я прошу Татьяну Викторовну подробнее рассказать о креативных классах. Тем более, что в этом году состоится выпуск первого набора.

- Чтобы помочь одаренным детям раскрыться, пошли в лицее шесть лет назад на такой эксперимент, - объясняет она, - в один из шестых классов набрали самых-самых. Первоначальная задумка предполагала, что способности должны проявляться в разных сферах - у кого в математике, у кого в литературе и так далее. Чтобы ребята в общении, взаимодействии постепенно гармонизировались.

С этими лицеистами я и встретилась на их последнем классном часе. Креативных классов, кстати, в МПЛ уже несколько - по одному в каждой параллели. Но этот был первым.

Его умышленно сделали компактным - всего 15 человек. Но тут забеспокоились вышестоящие органы: мол, нарушены нормы наполняемости, в классе должно быть 25 учеников. Рамки пришлось раздвинуть. Впрочем, пополнение происходило и после. Когда кто-то по личным причинам покидал экспериментальный класс, на его месте появлялся новенький. Даже в 10-м классе было пополнение.

А еще как-то незаметно интересы детей склонились в сторону точных наук. Может, преподаватели - физик Юрий Евсеев и математик Людмила Жданкина - тому виной?

- Иногда сидишь на уроке и вроде бы ничего не делаешь… А знания откуда-то появляются! - удивляется эффекту, произведенному уроками Жданкиной, Гриша Кудренко. В апреле он и его одноклассники Артем Флотский и Руслан Кавецкий вернулись с кучей наград в из Москвы. Все трое, кстати, выступали, как математики. Все стали лауреатами - победителями и призерами Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», и второго этапа одноименной Всероссийской олимпиады школьников. А чуть раньше, в феврале, диплом лауреата «Шага в будущее» привез домой Иван Гусев.

И вот пришла пора покидать родной лицей. За плечами единый госэкзамен, впереди выпускной бал и вся жизнь. Трудно ли им было учиться в классе, где и программа сложней, и нагрузки больше?

- Нет, не трудно, - послышались первые ответы. - Потому что постепенно все происходило… Мы привыкали, привыкали - и привыкли!

Однако не у всех была в распоряжении эта постепенность. Антон Васенин, например, пришел сюда уже в 10-м классе, переехав с родителями в Мурманск из другого города. И ему, признается, было нелегко - пришлось заниматься дополнительно, чтобы не отстать… Это, наверно, как с тихой воды в стремнину попасть. Но силы приложил - и выплыл! И Федор Зуйков, который также в 10-м классе влился в отряд креативщиков, говорит, что все два минувших года пришлось напрягаться. Зато приобрел знания высокого уровня и умение учиться.

Прививку этого умения им ненавязчиво сделали учителя. Оно и дальше в жизни немало послужит, ведь все собираются продолжить образование, в основном в Москве и Питере. Победителей «Шага в будущее» уже ждут в столице. Иван Гусев, например, собирается в МГТУ имени Баумана. Григорий Кудренко выбирает между питерским университетом коммуникаций имени Бонч-Бруевича и московскими вузами. Можно себе позволить быть разборчивым: уверенность придают и награды, и 100 баллов, заработанных только что на ЕГЭ по математике (во всей области только трое столько набрали).

В Москву и Питер собираются и девушки. Оля Губская и Катя Михайлова пойдут на прикладную математику, Наташу Волкову тянет к физике.

Девушек, кстати, в классе всего три.

- Вы мальчишек не обижали? - спрашиваю.

- Нет, - мотают головами.

- Еще как обижали! - послышалось вдруг из мальчишечьих рядов.

Ну, наконец-то увидела, что они шутить умеют! А то такие серьезные, сосредоточенные, словно еще один ЕГЭ сдавать пришли. Правда, классный руководитель Ольга Порошина меня предупреждала: дети не по возрасту серьезные. В них действительно не ощущалось свойственной юности резкости, взрывчатости, когда человека распирает энергия, которую он не знает, куда деть. Эти знают. Вся энергия тратится рационально - на дело. В том числе, кстати, и на спорт.

- Паша Барановский и Даниил Логинов с 6-го класса занимаются в ДЮСШ № 10, готовящей футболистов, им приходилось не раз отстаивать честь города, - рассказывает о спортивных успехах еще своего класса Ольга Дмитриевна, - Есть у нас и чемпион Северо-Запада страны по кикбоксингу - Роман Борцов.

У других ребят есть свои пристрастия: иностранные языки, музыка, хореография… Гармонизировались все же!

Впрочем, несвойственная возрасту степенность, возможно, объяснялась и банальной усталостью. Встреча наша состоялась буквально на следующий после ЕГЭ по физике - последнего экзамена - день.

- Сначала выспимся! - раздался ответ на вопрос о жизненных планах.

Собрав ребят на последний классный час, предложила им Ольга Порошина написать на листочке свою голубую мечту. Все мечты будут упакованы в красивую бутылку из голубого стекла.

- На какой-нибудь встрече выпускников лет так через десять мы эту бутылку разобьем и вспомним, о чем мечтали. Посмотрим, к чему пришли, чего достигли…

И ребячьи головы склонились над листочками бумаги. Голубая мечта - это серьезно. Надо подумать.

Не будем им мешать...

Фото:
Ваня Гусев.
Фото:
Гриша Кудренко.
Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.06.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня