16.07.2009 / Общество

Между вузом и профучилищем

- Мы, взрослые, ошибаемся, когда думаем, что выпускники школ не ориентируются на рынке труда, выбирая будущую профессию. Скорее, наоборот - они хорошо знают рынок труда, условия, в которых придется работать, будущую зарплату, возможность карьерного роста. Поэтому не идут ни в рыбообработчики, ни в младший медперсонал, ни в электрогазосварщики. А упрямо собираются поступать на экономиста, юриста, менеджера, социолога, дизайнера и так далее.

И ведь, пожалуй, она права - ведущий специалист-эксперт управления государственной службы занятости населения (УГСЗН) Мурманской области Ольга Вовненко, с которой беседовала я на днях о профориентации выпускников. Нельзя сказать, что, отвечая на вопрос, кем быть, ребята совершенно не знают ответа на вопрос, а кто сегодня нужен. Стране, области, городу, ближайшему заводу… И школа, и родители напомнят, если сам выпускник вовремя не спохватится. Но прагматичное подрастающее поколение ориентируется не на потребность общества в профессиях, а, как было замечено моей собеседницей, выбирает и условия труда, и зарплату, и возможность сделать профессиональную карьеру.

- То есть юноши и девушки не спешат туда, где некомфортно, где работодатель экономит за счет своих сотрудников. И не столько на молодежи следует заострять внимание, выравнивая ситуацию на рынке труда, сколько на самих условиях труда, - считает Вовненко.

Высказывание это не голословно. С 1998 года проводит служба занятости Мурманской области мониторинг профессиональных намерений выпускников школ. Вот и в этом году УГСЗН в сотрудничестве с научно-исследовательской лабораторией социологических исследований МГПУ проанкетировало 1035 учащихся 11-х классов. Пед-университет, кстати, впервые примкнул к службе занятости в этих исследованиях. Особо сотрудников университета интересовал вопрос, как относятся старшеклассники к высшему образованию. Оказалось, довольно-таки положительно: 82 процента участников опроса планируют поступать в вузы. И лишь 1,4 процента выбирают профессиональные училища.

Анкетирование проводилось в марте-апреле. Почти половина опрошенных к этому времени уже определилась с профессией и учебным заведением. Кто-то имел несколько вариантов выбора пути. Но было много (почти каждый четвертый) неопределившихся - ни с будущей профессией, ни, естественно, с учебным заведением.

Среди причин своих сомнений ребята прежде всего выделяют плохое знание себя (интересов и способностей) и окружающего мира (осведомленности о профессиях).

Больше половины опрошенных склоняются к гуманитарным наукам. Наиболее привлекательными выпускникам школ 2009 года кажутся сферы культуры и искусства, общественной деятельности, информационных технологий, банковского дела, менеджмента, юриспруденции, науки и образования.

Подавляющее большинство опрошенных учащихся выпускных классов убеждены, что высшее образование является залогом успешной профессиональной карьеры, а обучение в ПУ, напротив, дает мало перспектив в жизни. Хотя они согласны с тем, что можно хорошо зарабатывать, но не иметь высшего образования. Более того, почти каждый второй заявляет, что ему подойдет любая, независимо от уровня квалификации, работа, если за нее будут хорошо платить.

Почему же так непопулярны среди выпускников школ рабочие профессии? Во-первых, нет былого престижа, обычно подчеркивают, когда разговор заходит на эту тему, представители старшего поколения. Они-то еще помнят строки песен: «Идут хозяева земли - идет рабочий класс» или «Пройдут года, настанут дни такие, когда советский трудовой народ вот эти руки, руки молодые руками золотыми назовет». Но тогда вся внутренняя политика страны являлась такой. Декларативно рабочий класс числился хозяином страны, ему в песнях почет и уважение. Но и на деле забота была - об условиях труда, здоровье, отдыхе. Вспомним месткомы, путевки и так далее. Сегодня же выпускники считают, что рабочие профессии «не являются творческими, не позволяют быть самостоятельными и независимыми от начальства, не способствуют здоровому образу жизни и развитию личности».

И здесь хотелось бы поспорить с ребятами насчет отсутствия творчества в рабочей профессии. Творчески относиться можно и нужно к любому труду. Даже дворник должен с вдохновением мести улицы. От творческого отношения к делу и устаешь меньше, и результат получишь лучше. А что говорить о рабочем у станка, который, скажем, точит детали! Нет творчества, вдохновения, увлечения своей миссией - выточить маленькую финтифлюшку, без которой не сможет действовать большой механизм, - нет тогда и удовлетворения от труда, да и вышедшие из-под резца детали будут неизвестно какого качества. Что же касается истинного рейтинга рабочей профессии, думаю, объективно она всегда будет на очень высоком уровне. И об этом, кстати, говорят слова песни советских времен: «Руки рабочих создают все богатства на свете, землю родную обновляя трудом». Разве это не так?

Возможность получить платное высшее образование имеют лишь 34 процента анкетируемых, у 14 процентов семьи не располагают такими средствами. Остальные ответили, что оплата образования для них затруднительна, но, в крайнем случае, допустима.

Высказали также анкетируемые и свое мнение о профессиональных учебных заведениях. Наиболее популярными, согласно этому опросу, вузами считаются МГТУ, МГПУ, Петрозаводский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Мурманский гуманитарный институт, Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, Петербургский государственный университет путей сообщения, вузы МВД. Из ссузов были названы мурманские колледжи - искусств, медицинский и морской рыбопромышленный имени Месяцева. Из профессиональных училищ - ПУ № 16, которое готовит автомехаников, слесарей по ремонту автомобилей.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.07.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня