10.08.2009 / Общество

Есть у нас еще в тундре дела!

Фото: Карху Людмила
Андрей Белозеров.

Кольский полуостров исстари населяют саамы. На сегодня их около 2000 человек, в Мончегорске - чуть более пятидесяти. Чтобы сохранить самобытность, национальную культуру, традиционные промыслы, оленный народ, особенно в период кризиса, предпринимает немало усилий. В городе металлургов существуют три общественных объединения саамов. Это Национальная культурная автономия (НКА), отделение организации саамов Мурманской области и отделение Ассоциации кольских саамов. Люди, добровольно и бескорыстно работающие на благо малочисленного народа, уважают свои корни и во всем способствуют развитию и просвещению нации.

- Концепция понятия «национальная культурная автономия» сложилась еще в середине ХIХ века в Австро-Венгрии, - посвящает меня в историю вопроса Андрей Белозеров, член НКА, беззаветно преданный общественному делу человек. - В то время автономия включала в себя множество народов. Кроме австрийцев там были и венгры, и чехи, и поляки, и словенцы, и хорваты. И властям предстояло принять такое решение, чтобы каждый из народов не был обижен, мог нормально развиваться. Данная концепция нашла отражение в Федеральном законе «О национальной культурной автономии».

Под знаменами Александра Невского

Официально территория, на которой проживали кольские саамы, вошла в состав Российского государства около 500 лет назад, когда их окрестили в православную веру Феодорит Кольский и Трифон Печенгский.

- Первое знакомство русских и саамов произошло тысячу лет назад при князе Ярославе Всеволодовиче - отце Александра Невского, - поясняет Белозеров. - Спустя пятьсот лет ладожские саамы приняли православную веру. В Новгородском государстве они играли достаточно значимую роль. Даже район в Новгороде назывался «Лопский конец». Был и территориально большой район, включающий часть Карелии и Кольский полуостров, - «Лопская пятина». Помните проект на телевидении «Имя России»? Александр Невский по праву занял первое место. Что можно сказать про этого святого князя?

В 1240 году шведский военачальник ярл (должность вроде нашего воеводы. - Авт.) Биргер повел в устье Невы около 5000 человек рати, закованной в доспехи. Александр Ярославович смог собрать на Владимирской земле примерно 100 человек княжеской дружины, а также новгородское и псковское ополчение - около 600 человек. К нему присоединились 250 карелов и ладожских саамов. Несмотря на малочисленность, все они встали на защиту Отечества. Схватка оказалась жестокой, большинство саамов погибло. В летописи эта битва отмечается как сокрушительная победа русского оружия.

Заказник на Сейде? Реально

Возвращаясь к современной жизни оленного народа, мы с Андреем Васильевичем вспомнили главные события минувшего года, в том числе первый саамский съезд, становящиеся традиционными зимние саамские игры в городе металлургов. Сейчас общественники думают о создании в Мончегорске, Апатитско-Кировском и Ковдорском районах региональной культурной автономии. Со временем планируют перевести ее в статус федеральной.

- Тогда и прав будет побольше, и финансирование прибавится, и представительство на международном уровне станет посолиднее, - улыбается Андрей Белозеров.

Мончегорцы с помощью преподавателя из Оленегорска Розы Яковлевой обучают детей саамскому языку. Частая гостья в местном обществе и оленегорка Ольга Перепелица, которая душой болеет за свой народ, поддерживает интерес земляков к национальным промыслам. Вообще, сотрудничают жители города металлургов и города горняков очень тесно. Приезжают друг к другу не только для обучения молодежи и передачи опыта, но и на праздники, спортивные состязания.

Зная, что планов в мончегорской автономии, что называется громадье, я не удержалась от вопроса:

- Что сделано за минувший год и что предстоит?

- Научились работать по проектам, - не без гордости отвечает Андрей Васильевич. - Реализовали проект «Детский экологический лагерь», на который в свое время получили грант от Международного союза саамов. Нынче приступили к осуществлению долговременных интересных и важных проектов.

Один из них - «Межнациональный детский лагерь». Генеральное консульство Норвегии в Мурманске оказало материальную помощь, и мы вложили свои средства. Поддержка консульства для нас - важная моральная составляющая, с ним мы сотрудничаем первый год, до этого работали только с датчанами и Союзом саамов.

Интересен проект, касающийся организации этноэкологического заказника на Сейдозере в Мончетундре. Там планируется создать территорию традиционного природопользования. Вторая такая же территория может появиться на восточном берегу озера Большая Имандра: от северных предгорий Хибин до границы с Симбозерским заказником.

- Совместно с датчанами начинаем реализацию проекта по возрождению оленеводства в районе Алакуртти. Это то место, где в старину располагался Орвезерский саамский погост, - продолжает Белозеров. - Наш представитель только что вернулся оттуда. Две недели проводил территориальные, лесоведческие, геоботанические исследования. Оценил наличие ягельников. Думаю, сумеем создать там крестьянско-фермерские хозяйства. В связи с кризисом, возможно, люди любой национальности захотят вернуться на землю.

- Что наиболее реально воплотить из задуманного?

- Я считаю, создание заказника на Сейде. Это и охрана природы, и организованное посещение территории людьми, интересующимися историческим и географическим краеведением.

Будут и медвежьи игры

Организуют члены НКА мероприятия и для всех жителей города. Так, мончегорцам уже полюбились зимние саамские игры «Коапм Ыйй».

- Хотим что-то подобное провести летом и связать с медвежьими играми, - делится планами собеседник. - Для саамов медведь - тотемный зверь. Ему поклоняются, называют дедушкой. Отношение к хозяину леса на Руси всегда было уважительным. Говорят, почитали его и в семье последнего российского императора. Медвежьи шкуры не на полу лежали, а на стене висели. Возможно, это связано с тем, что род Романовых имеет северное происхождение. Обряд медвежьих игр очень древний, пытаемся его восстановить.

Планируем возродить и старинный саамский обычай «крестовые братья». Это, когда поморы с саамами менялись крестами. И если один из них погибал, допустим, на охоте, другой брал его детей на воспитание. А для физического развития подрастающего поколения хотим использовать ряд национальных единоборств, в частности армрестлинг, который выполняется лежа, бег с тяжелыми предметами (бревном, например), поединок на арканах. Выбрали 7 видов единоборств. Детско-юношеский клуб «ДЮК» готов оказать нам поддержку.

Поздравляю своих соплеменников и всех земляков с праздником. Хочу, чтобы люди прониклись значимостью той земли, на которой живут, и несли ответственность за нее. Любой праздник - это единение, и это надо прочувствовать. Желаю, чтобы каждый человек обрел Бога в душе. Тогда будут и счастье, и покой, и благополучие. И наша жизнь пойдет по-другому.

Людмила КАРХУ, Мончегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.08.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня