26.08.2009 / Общество

Почему закон не в силах притормозить лихачей?

49 - столько раз сотрудники ГИБДД задерживали за нарушения правил дорожного движения мурманчанина Сергея Ташланова. И это всего за три года. Его наказывали штрафами, лишали водительских прав на разные сроки, по решению мирового судьи сажали под арест… Как с гуся вода! 28-летний ныне нарушитель снова садился за руль своей «восьмерки» и гонял по улицам в пьяном виде, не имея прав.

На данный момент, как свидетельствуют документы, он лишен права вождения на… 24 года и 6 месяцев. Цифра произведет впечатление на кого угодно - кроме него самого. Машину-то не отобрали! По нашему законодательству этого делать нельзя. Вот он и «рассекает», наплевав на правила, на прошлые и будущие наказания.

Подобных совершенно распустившихся лихачей на наших дорогах хватает. Мировые судьи завалены материалами о грубейших нарушениях правил дорожного движения. К примеру, две недели назад мировой судья Ленинского округа назначил 50-летнему кондуктору автоколонны № 1118 Сергею Шевченко наказание - восемь суток административного ареста. За что? За неоднократное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Причем без прав. И это работник транспортного предприятия…

Несколькими днями раньше семь суток ареста от мирового судьи Первомайского округа получил 29-летний Иван Шумейко, который тоже был задержан за рулем в пьяном состоянии и без прав на управление автомобилем.

Впрочем, всех «арестованных» перечислять нет смысла. За 7 месяцев это наказание заработали 566 жителей области, сотни других - штрафы и лишение водительских прав. К сожалению, для многих это вовсе не становится ни уроком, ни предостережением. Что может их остановить? Похоже, только большая беда. Вот когда водитель покалечит или погубит человека - тогда уже он предстанет не перед мировым, а перед федеральным судьей. И ответит не по Административному, а по Уголовному кодексу. И автомобиль, как и прочие удовольствия, окажется для него недосягаемым…

Но почему только тогда?

Пока же, сколько бы лихач ни нарушал правила дорожного движения, сколько бы раз ни садился за руль в пьяном виде, более того, сколько бы раз ни сталкивался с другими машинами или даже сбивал людей, он будет отвечать не по статье Уголовного кодекса, а по либеральным статьям Административного.

Вот что говорится на этот счет в статье 12.24 КоАП.

«1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа а размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет…»

А что же означает легкий вред здоровью или вред средней тяжести? Тут как раз и примечание включено в закон:

«Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую (!) утрату общей трудоспособности…»

То есть не покалечили на всю жизнь - и ладно.

«Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное (!) расстройство здоровья или значительную стойкую (!) утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть».

А это как понять? Искалечили человеку руку или ногу или треть еще чего-то? И привет - гуляй, заплатив небольшую сумму?

Между прочим, прежний Уголовный кодекс РФ за причинение потерпевшему вреда здоровью средней тяжести предусматривал до пяти лет лишения свободы.

Поневоле возникает вопрос: в чьих интересах законодатели облегчили ответственность нарушителей? Ведь практически дали зеленый свет лихачам и пьяницам, которые носятся по трассам невзирая на указатели, со всей скоростью, которую могут выжать из своей «крутой» машины. Сегодня закон не только уводит от справедливой меры ответственности, но, по сути, провоцирует на дальнейшие «подвиги». Ибо у человека, сбившего, покалечившего пешехода и практически никак не наказанного, появляется чувство вседозволенности и желание продолжать в том же духе: то есть носиться по дорогам на любой скорости, сидя за рулем в пьяном виде…

Чем заканчивается снисходительное отношение к нарушителям? Трагический ответ на этот вопрос дало недавнее ДТП на Пяти Углах в Мурманске. Как нам сообщили в ГИБДД, водитель Горохов, по вине которого погибли трое людей, до того одиннадцать раз задерживался сотрудниками инспекции, чаще всего за превышение скорости движения. Одиннадцать раз его пытались вразумить: так нельзя поступать! Не доходило…

И точно так же не доходит до очень многих. А результат? Уже на всех уровнях говорится, что число погибших в ДТП на дорогах страны значительно превышает число погибших в авиа- и техногенных катастрофах… Что же касается Мурманской области, то, по статистике ГИБДД, за последние пять с небольшим лет мы лишились около пятисот наших земляков.

Недавно мы встретились с начальником ГИБДД области полковником Александром Глебовым и попросили рассказать, что предпринимают местные стражи порядка.

Как он сообщил, сейчас более 60 инспекторов дополнительно выходят на улицы городов, включены они и в экипажи патрульно-постовой службы. Ужесточен и прием экзаменов на получение водительских прав. В ГИБДД с сентября начнет действовать автодром, который станет автоматически определять степень готовности будущего водителя. И выдавать объективное заключение - сдал тот экзамен или нет, можно ли пускать за руль или пусть еще попользуется общественным транспортом. Тут, как подчеркивает полковник, уже исключен человеческий фактор и нельзя «по знакомству» или другим причинам получить права на вождение, не умея толком владеть автомобилем… Кроме того, инспекторы проводят в учебных заведениях, школах соответствующие беседы о правилах дорожного движения.

Но главное, как считает Александр Глебов, это все же принятие более строгих по отношению к нарушителям законов. Он привел в пример назначение штрафа в 500 рублей за то, что водитель или пассажир на переднем сиденье не пристегивались ремнями безопасности. Раньше за нарушение этого правила платили всего 100 рублей, поэтому многие относились к нему наплевательски. Но едва штраф вырос в пять раз, пристегиваться стали почти все. И сколько же жизней уже сохранило это ужесточение!

Давно известная истина: самая действенная профилактика - это наказание, соответствующее содеянному. Но если 500 рублей за непристегнутый ремень - вполне адекватное, эффективное, как показала практика, наказание, то можно ли посчитать таковым тысячу за нанесение «легкого вреда» здоровью другого человека?

В западных странах - Великобритании, Франции, Германии и других жесточайшим образом наказывают нарушителей правил дорожного движения. И не только штрафами в несколько тысяч евро, а также тюремным заключением. К примеру, в Хельсинки за превышение скорости на

40 км/час одному водителю полицейский выписал штрафную квитанцию на сумму 170 тысяч евро. В сверхдемократичной Дании за вождение в нетрезвом виде можно загреметь в тюрьму. У нас же для этого сначала водитель должен стать убийцей.

Зарема БОРОВАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.08.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня