03.10.2009 / Общество

Любовью за любовь

Фото: Ещенко С. П.
Ольга Гаврюшина, Елена Абель, Светлана Агафонова, Татьяна Стасюк, Лариса Гаврилова.

- Тебя как звать? Миша? Вот послушай, Миша, я директор школы, а ты - ученик, третьеклассник. Я не считаю, что умнее тебя, но уже достаточно много прожил на земле, а ты всего девять лет. И мне кажется, что я имею моральное право тебе посоветовать: не надо больше шалить.

Так директор гимназии № 7 Александр Петров увещевает в своем кабинете нарушителей школьной дисциплины. Не стучит кулаком, не грозит вызвать родителей. Но и не сюсюкает. А серьезно, как взрослым, объясняет, чего от них ждет. И из кабинета директора шалуны выходят не с низко опущенной головой, а с развернутыми плечами, с сохраненным и даже подросшим чувством собственного достоинства. Ну и с усвоенным уроком нормального поведения. Ведь если к человеку обращаться по-человечески, то он постарается вести себя так же.

Этот пример из своей практики Александр Григорьевич привел мне в ответ на вопрос, как конкретно проявляется любовь к детям в работе педагога. Ведь предполагается, что это профессиональное качество учителя, без которого в школе и делать нечего. Все, кого ни спросишь, кивают головами: да-да, конечно!.. Но в чем эта любовь конкретно выражается?

В кабинет руководителя гимназии я заглянула накануне большого праздника - Дня учителя. Застала там почти полный педсовет: замдиректора по воспитательной работе Ларису Гаврилову, учителя начальных классов Ольгу Гаврюшину, учителя биологии Светлану Агафонову, воспитателя группы продленного дня Татьяну Стасюк, педагога-организатора Елену Абель. Все они, кстати, лауреаты и дипломанты различных профессиональных конкурсов. Вот они вместе с директором и пытались объяснить мне, как любить детей.

Дело это, оказывается, кропотливое. Оно возможно только с полной самоотдачей. Но результат того стоит. «У нас изумительные дети, - в течение разговора не раз услышала я, - добрые, открытые, талантливые!» Но чтобы они стали такими, педагогам приходится много потрудиться.

- Во-первых, надо хорошо знать семью, - поясняет Лариса Гаврилова. - Ведь многие проблемы семьи проявляются в поведении ребенка в школе. А если разговоришь его, узнаешь, почему, скажем, на уроке не на доску смотрит, а в окно, то и тактику соответствующую избираешь, чтобы вернуть внимание к учебе.

Лариса Валентиновна рассказала про одного школьника, который как раз во время уроков пытался высмотреть через окно маму, борющуюся с жизненными невзгодами с помощью зеленого змия. Когда поняла причину рассеянности мальчишки, то и ясно стало, что замечания тут не помогут. Тем более угрозы вызвать родителей… И надо искать другие пути, а они редко бывают легкими.

- Ситуации встречаются очень сложные, - говорит она. - Бывает, папа давно с другой семьей, ребенок живет у бабушки, мама выходит замуж, и, может, не первый раз, - появляются сводные братики-сестрички. Жизнь есть жизнь… Но как же все ее изломы отражаются на детях! И нужно понять, откуда взялись острые углы в характере. И попытаться душевным отношением сгладить их.

Коллегу подхватывает Ольга Гаврюшина:

- Самое главное - не проявлять к ребенку равнодушие, - замечает она. - Подарили они мне, например, букет из осенних листьев, которые собрали тут же, в школьном дворе. Благодарю, восторгаюсь красивым букетом, ставлю его в вазу. И долго не выкидываю, неудобно как-то. Они ведь тут же все подметят.

Вот эта щепетильность во взаимоотношениях, боязнь доставить ребенку хоть ненароком неприятное, пусть и пустяковое со взрослой точки зрения, переживание, как раз и позволяют взращивать доброту и отзывчивость.

- Вот прихожу утром в школу задолго до начала уроков, - продолжает Гаврюшина, - а там уже ребятишки сидят, не спится же им. «Ой, какие же вы ранние пташки!» - говорю. А потом девочка одна напоминает: «Вы меня помните? Вы меня ранней пташкой однажды назвали!» Как же им всем нужны личное внимание, доброе отношение, доброе слово.

В свою очередь, и дети все видят, многое понимают.

- Да они нас, взрослых, как рентгеном, просвечивают, - улыбается Александр Петров.

Двадцать пять пар детских глаз видят, когда учитель не в настроении, а когда, наоборот, приходит в класс окрыленным.

- Входишь в класс, говоришь пару слов и в глазах читаешь отражение своего настроя, - делится Гаврюшина.

А как выражают дети свою признательность учителям, как отражают они ту любовь и доброту, которой окружают их в школе?

Педагоги смеются.

- Порой здороваешься, а они не просто отвечают, а еще и обнимаются, виснут. И это не потому, что дома чего-то там недодают. Это естественная потребность проявления любви, это нормально. И такое счастье в глазах! Счастье для ребенка - даже пройти с педагогом, взявшись за руку. Еще споры и соперничество из-за этой руки возникают!

- Ну, это, наверное, у первоклашек… Постарше они, наверно, уже степеннее, - уточняю я.

В ответ и улыбки, и возражения, и примеры про детей постарше, которых хлебом не корми, а дай приобнять учителя, заглянуть доверчиво ему в глаза да все свои тайны раскрыть. Или просто хорошим настроением поделиться. Но ведь все это - только в ответ на искренность и расположение взрослых. Как же повезло детям, что рядом именно такие люди.

А Петров удивляется: как можно не любить детей?! В педагоги идут как раз те, кто их любит!

Если бы так всегда и везде…

В этой гимназии его величество ребенка уважают. Более того, взрослые часто прибегают к помощи учеников. Ведь технический прогресс невиданно широко шагнул за последние годы, прямо скакнул. Взять, скажем, 69-летнего директора Александра Петрова и какую-нибудь пятиклассницу. Да, он прожил больше, их опыт и понимание жизни пока трудно даже соизмерить. Но только эта пичужка большую часть своей короткой жизни компьютером владеет. Да еще как виртуозно - вся взрослая часть школы у нее консультируется. И бывший танкист, преподаватель физики, ныне директор Петров - тоже.

- Я не стесняюсь, не боюсь показаться неумелым, - признается он. - Если оказываюсь не прав, и прощения могу попросить, если чего не знаю - то помощи. Меня гимназисты и тонкостям обращения с мобильным телефоном обучают.

Так как любить ребенка? Как проявлять свою любовь к нему? В общем, выходит, она выражается буквально в мелочах. Но на каждом шагу. Доброе слово, забота, внимание к поведению, живой отклик на печали и радости… Это не так просто, ведь учителя и сами живые люди. Но иначе нельзя. Нет, недаром работа учителя считается одной из самых трудных.

- У учителя самая трудная и самая радостная жизнь, - цитирует Петров выдающегося русского педагога и психолога Василия Сухомлинского.

Парадоксальное, на первый взгляд, высказывание. Хотя, если разобраться… Что трудная - это очевидно. А радостная, думается, тогда, когда видишь: труды были не напрасны. Они принесли добрые плоды.

Фото: Ещенко С. П.
Александр Петров.
Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.10.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня