09.10.2009 / Общество

Дифирамбы петь не возбраняется

Не умеют хвалить некоторые родители своего маленького ребенка. Даже не знают, как это делается, какие слова говорить и по какому поводу. «А за что дифирамбы ему петь? - удивляются. - Он ведь еще ничего такого не сделал. Ну игрушки прибрал, так он должен их прибирать. Ну послушно спать вовремя лег, так и должен в это время ложиться».

А уж то, что нужно каждый день играть со своим, скажем, трехлетним крохой, причем находясь с ним на одном уровне, то есть сидя на полу, на ковре, и вовсе порой вызывает неприятие: «Делать мне больше нечего! Сейчас так прямо и сяду с ним машинки по полу катать! Да он же ничего еще не понимает, и потому играть с ним неинтересно».

- Интересно, еще как интересно, - отвечают таким родителям в Мурманском центре социальной помощи семье и детям, что на Карла Маркса, 32. - А кроме того, еще и очень полезно. И малышам, и взрослым. Семье в целом.

- И правда, интересно! А ребенок-то как изменился, каким стал послушным! - удивляются те же родители, едва начав посещать курсы в рамках проекта «Невероятные годы» и сразу на практике отрабатывая дома теорию, которую получают во время этого обучения.

С проектом, цель которого наладить отношения и углубить взаимопонимание между родителями и детьми, познакомила мурманчан соседняя Норвегия. Наша газета писала о его презентации в Мурманске в 2008 году. А с нынешнего сентября открылась группа для родителей в Ревде, скоро появится в Умбе. Обучение в Карелии да у нас, на Кольском полуострове, норвежцы поставили на поток. В октябре программа стартует в Архангельске. Туда даже приглашают некоторых мурманчан, чтобы поделились опытом, который приобрели совсем недавно. Таким удачным оказался этот опыт.

О первых итогах я беседую с директором Мурманского центра социальной помощи семье и детям Любовью Кононенко и специалистом центра Натальей Бадулиной, которые являются групповыми руководителями проекта. Шесть сотрудников центра норвежцы выучили еще в прошлом году. Выучили для того, чтобы они могли готовить пап и мам к успешной родительской деятельности. Состоялось уже три выпуска - по три группы в каждом. В группы набирают человек двенадцать, по опыту зная, что, как правило, один-два за время обучения отсеиваются.

Но те, кто упорно ходит на занятия, активно на них работает, а после дома не раз заглядывает в методический материал и шпаргалки, которые им выдают, те ощущают большие перемены в воспитании своего чада. Шпаргалки предлагается размещать с помощью магнитов на холодильнике, чтобы всегда можно было заглянуть. Поэтому нередко звучат и такие реплики о выполнении домашнего задания: «Я к холодильнику подошла, посмотрела: да, правильно действую. И дальше, как засомневаюсь, так к холодильнику…»

- За 12 занятий мы разрушаем стереотипы неправильного воспитания, - рассказывает Любовь Кононенко, - к нам даже бабушки ходят. А у них-то опыт воспитания детей, казалось бы, ого-го какой!

Но умные бабушки, разведав, чему обучают на этих занятиях, потом и невестку приводят. Более того, встречаются среди посещающих эти курсы и педагоги. Хотя люди с педобразованием в основном считают, что им там делать нечего: все секреты, мол, давно изучены и усвоены. Что там еще нового можно изобрести?

Между прочим, если этот вопрос произносить с высокомерием, с недоумением, то ничего нового вопрошающий и не найдет, да и искать не станет. А если задаться им с любопытством, с желанием расширить свои горизонты, то новое непременно откроется.

Не только секреты установления контакта со своим ребенком постигают родители. Но и себя лучше узнают, иногда самокритично признавая, что вся проблема была, оказывается, в них самих, в их заблуждениях по поводу того, как строить в семье взаимоотношения.

Наталья Бадулина, рассказывая о таких случаях, отдает дань мужеству тех людей, которые не боятся признать это на занятии во всеуслышание. Но ведь когда человек понимает, что был не прав, прилюдно признает это, то он уже другой, не такой, каким был раньше. Более мудрый, более готовый к новым переменам.

Через три месяца после окончания занятий происходит обязательная встреча с родителями. Они информируют о своих делах, заполняют специальную анкету. В большинстве случаев взахлеб рассказывают, насколько все изменилось, каким неузнаваемым стал ребенок.

Но не у всех получается сразу. Кто-то просится еще на один цикл занятий, были и такие случаи. В виде исключения брали: раз есть желание, и на этот раз более осознанное, будет и толк. И дальше связь с семьей не прекращается: центр помощи семье и детям осуществляет поддержку, проводит консультации.

Пройдя эту школу, родители часто говорят: «Мне стало многое понятно в жизни. Спасибо, что вовремя!»

Программа рассчитана на тех, кто имеет малышей 3-8 лет. Хотели бы получить нечто подобное и те, чьи дети постарше. Такие программы тоже существуют и действуют. Но норвежцы обещают познакомить с ними попозже. Кстати, одна мурманчанка, рассказывают, решила применить тактику обращения с трехлетними на своих двадцатилетних оболтусах, которых прежде не успела приучить к порядку. Делала все по правилам, налегая на похвалу и поощрение. «И ведь сработало!» - радостно рассказывала потом друзьям.

Интерес к курсам у мурманчан большой. Уже записываются на январь. Причем идут учиться воспитанию детей люди с разным социальным статусом - от дворников до профессоров. Каждому ведь хочется, чтобы в семье было все ладно.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.10.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня