05.05.2010 / Общество

А внучка станет капитаном!

Фото: Федосеев Л. Г.
«Седов».

- Моя бабушка мечтала быть капитаном - наверное, тягу к морю я унаследовала от нее, - улыбается Ульяна Маркина, курсант Архангельского морского рыбопромышленного колледжа. В пятницу вечером она вместе с сотней мальчишек и девчонок из средних «мореходок» разных регионов России, от Мурманска до Ейска, отправилась в первое в жизни плавание на борту учебного барка «Седов».

Парусник, которому в будущем году исполнится 90 лет, перезимовал у причала Мурманского рыбного порта. Здесь его подремонтировали - привели в порядок каюты и кубрики, заменили кабельные линии, насосы, трубопроводы, кое-что из оснастки. Чистоту после ремонта наводили курсанты - накануне отплытия двое суток кряду драили палубу и начищали все, что способно блестеть.

- Часа два стоишь, трешь какую-нибудь медную штучку, - по-девчачьи сетует на первые трудности архангелогородка Ульяна. - Но я работы не боюсь, привыкну.

Через неделю-другую у курсантов от зубов начнут отлетать морские названия «штучек», а к концу рейса ребята вовсе почувствуют себя морскими волками. Учебное парусное судно МГТУ ждет долгий поход. Оно будет путешествовать по водам Северной Европы, пополнит запасы в Санкт-Петербурге, затем посетит Латвию, Германию, Голландию, Исландию, вновь зайдет в Норвегию, а уже оттуда направится на Шпицберген, Землю Франца-Иосифа, Северную Землю, мыс Арктический, мыс Желания...

Парочка штормов, ночные авралы, болтанка - все «тяготы и лишения службы» десятку девушек-курсантов предстоит перенести наравне с мужчинами. Женщина на борту корабля давно не воспринимается как дурная примета, уже несколько лет дорога на флот в России открыта для слабого пола, так же как в Европе или Америке.

- Не такой уж он и слабый, - смеется Александр Ершов, ректор МГТУ. - Девушки не впервые проходят практику на нашем паруснике и показывают себя иной раз даже лучше мальчишек.

Что до парней, то в их рядах перед отправкой царило заметное оживление. Под любопытными девичьими взглядами юные мореходы подтягивались, стремясь щегольнуть выправкой, а кто посмелее - пытался с лету покорить сердце какой-нибудь красавицы в морской форме. Члены экипажа посмеивались, глядя на эти полудетские ухаживания. Первый аврал - и от них следа не останется, там, на высоте, на реях, все равны, все выкладываются, не считаясь с усталостью, страхом, стертыми в кровь о мокрые неподатливые тросы ладонями.

Впрочем, бывали в истории судна и романтические истории - девушка-курсант познакомилась с матросом, влюбилась... А через год, окончив «мореходку», вернулась на «Седов» уже четвертым штурманом. Пришлось молодому мужу служить под ее началом. Сейчас штурман... в декрете - морская семья ждет пополнения.

На «Седове» многие находят свое счастье - кто-то профессию, кто-то судьбу. С этим магическим кораблем как-то сразу сживаешься, прирастаешь к нему душой, так что потом уже не расстаться надолго. Поэтому большая часть экипажа здесь служит постоянно, пришлых, чужих - немного. Давно на судне и Максим Родионов, нынешний капитан. Несколько лет он отходил на барке старпомом, всего же в море больше четверти века. Парусное дело знает с азов - начинал когда-то простым матросом на паруснике «Мир». А по первой профессии - подводник, окончил ленинградское училище подплава.

Узнав, что у них с капитаном общая альма-матер, губернатор Дмитрий Дмитриенко обрадовался - можно с полуслова понимать друг друга. Он впервые провожал «Седов» в ранге главы региона и признался, что для него лично это стало знаменательным событием. Поздравив курсантов с началом первого морского похода, Дмитриенко отметил, что проводы легендарного парусника, символа морской романтики, лишний раз подтверждают: Мурманск был и остается городом моряков. А маршрут «Седова», проложенный по рыбопромысловым районам и местам залегания углеводородов, подчеркивает реальные экономические перспективы нашего края.

В проводах участвовали также спикер областной думы Евгений Никора, представители администрации Мурманска и участники Великой Отечественной войны. Они передали команде парусника три капсулы с землей с полуострова Рыбачий. Одну вручат петербургским ветеранам, другую - ветеранам Клайпеды, а третья после похода вернется в Мурманск и будет храниться в музее МГТУ.

В октябре «Седов» вернется в порт приписки. В следующем году его вновь ожидает ремонт, но уже посерьезней. Планируется заменить несколько рей и основательно обновить такелаж. Как говорят члены экипажа, это жизненно необходимо, на корабле и так уже стараются не работать с верхними парусами, памятуя судьбу других учебных барков - «Крузенштерна» и «Паллады», в прошлом году потерявших мачты.

Ремонтировать «Седов», возможно, будут за границей, скорее всего в Голландии: тамошние высококлассные специалисты имеют большой опыт таких работ. Уникальному судну, которое несколько десятилетий, вплоть до конца минувшего века, являлось самым большим парусником в мире, необходима самая бережная забота. Тем более что через пару лет оно собирается в кругосветку.

Фото: Федосеев Л. Г.
Семь футов под килем желает губернатор капитану «Седова» Максиму Родионову.
Фото: Федосеев Л. Г.
Передача капсул с землей с полуострова Рыбачий.
Фото: Федосеев Л. Г.
Ульяна Маркина.
Фото: Федосеев Л. Г.
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.05.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,824477,383280,901174,8890
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня