14.09.2010 / Общество

Чем старше праздник, тем участники моложе

Фото: Микулин Александр
Саамский флаг взметнулся в небо.

Раз в год тишину в окрестностях Лопарской нарушают осенние Саамские игры. В этот раз отметить свой национальный праздник сюда съехались представители оленного народа из Мурманска, Мончегорска, Ловозера, Шонгуя, Верхнетуломского, Островного и других городов и поселков области. Но участниками увлекательных состязаний на живописном берегу реки Колы стали не только они. Приобщиться к традициям коренных жителей нашего края смогли все желающие.

- Саамский этнос сумел сохранить на протяжении многих веков свою самобытность, культурные и исторические ценности, - отметила руководитель областного центра коренных малочисленных народов Севера Надежда Чупрова. - Власти региона намерены и впредь уделять ему пристальное внимание, поддерживать инициативы и добрые начинания.

Концертную программу, как и положено, открыл нойда - шаман. На сцене, расположенной прямо на берегу, под звуки традиционной песни - ёйки он исполнил ритуальный танец. Обряд органично дополняли плясуньи из ансамбля «Вуая», изображая то журчащий ручеек, то стаю парящих чаек, то оленье стадо.

Зрители смогли увидеть не только зажигательные танцевальные номера, но и насладиться лиричными песнями. Произведениями собственного сочинения порадовал публику саамский бард Иван Матрехин. Немало аплодисментов собрал и самодеятельный хор «Встреча друзей» областного Дворца культуры имени Кирова. Правда, в основе его репертуара русский фольклор, но, как считает староста хора Людмила Фелюгина, он тоже вполне к месту на этом празднике:

- Коренной народ и поморы, которые начали освоение Кольского полуострова еще в XIII-XIV веках, всегда жили в мире и согласии. И много веков они слушали песни друг друга. Поэтому русская народная песня здесь тоже не чужая.

Олень для саамов - это все: и еда, и одежда, и теплое жилище. Недаром особое место в их мифологии занимает Мяндаш - олень, умеющий превращаться в человека. По одной из легенд от брака сказочного оборотня с женщиной Матреной и взял свое начало саамский род.

Неподалеку от сцены шла оживленная торговля пимами - обувью из оленьих шкур, декоративными изделиями из кожи и кости. А к прилавкам сельскохозяйственных предприятий «Оленевод» и «Тундра» выстроились длиннющие очереди за колбасой из оленины. Еще один северный деликатес - свежемороженая семга - тоже был нарасхват.

Желающие поближе познакомиться с традиционным бытом оленного народа тут же смогли осмотреть установленные по всем канонам национального зодчества вежи и куваксы. Как всегда огромный интерес у гостей, и детей, и взрослых, вызвала оленья упряжка. Животные с нескрываемым удовольствием брали из их рук пучки травы.

Состязательная часть праздника включала стрельбу из арбалета, метание няртолы - аркана, прыжки через кережки - сани, перетягивание каната и ловлю рыбы «на банку». Последний вид программы, разумеется, больше привлек мужчин. Суть соревнования в следующем: необходимо как можно дальше забросить в реку блесну, но с помощью не спиннинга, а обыкновенной консервной банки, вокруг которой намотана леска. Внутри банки - деревянная ручка, чтобы удобно было держать. Блесна раскручивается в воздухе, отпускается и летит в воду, разматывая леску.

Надо сказать, немногочисленные женщины - участницы экзотической ловли составили достойную конкуренцию сильному полу. Особенно выделялась среди них мурманчанка Анна Прахова. Живя в городе много лет, уроженка Вороньинского погоста не забывает традиций своих предков.

- Сколько раз участвую в осенних играх, не скажу - сбилась со счету, - говорит она. - Пропустила лишь однажды - из-за деловой поездки в Мексику. Я работала переводчиком во время межправительственных консультаций по поводу декларации прав коренных народов. Этот документ ООН уже принят многими государствами. К сожалению, российская сторона отказалась ратифицировать соглашение. Причина такая: большинство его положений отражены в отечественном законодательстве. Хотя, на мой взгляд, распространить действие декларации на нашу страну было бы не лишним.

- Радует то, что Саамские игры постепенно становятся праздником молодых, - подключилась к разговору Роза Яковлева из Оленегорска. - Наши юноши и девушки все больше тянутся к национальным корням: поют, танцуют и, главное, учатся говорить на родном языке, популяризация которого - одна из основных задач игр. Они все чаще выезжают в Норвегию и Финляндию и общаются с представителями тамошних родовых общин.

С ней согласна жительница Колы Галина Фомичева, которая участвовала еще в одном из первых праздников:

- Не скрою, молодых улыбающихся лиц тогда было значительно меньше. Игры - прекрасный повод для встречи. Благодаря им я увиделась со своими одноклассниками и сокурсниками по педагогическому училищу.

Ну а самым колоритным видом состязаний как всегда стал женский саамский футбол. Молоденькие девушки в длинных трепыхающихся национальных юбках забавлялись на берегу реки тряпичным мячиком, набитым кусочками оленьих шкур. Этим и завершились осенние игры.

Фото: Микулин Александр
Мудрость сказки - в театрализованной постановке.
Фото: Микулин Александр
Искусство охоты.
Игорь АРИСТОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.09.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,787373,687178,454371,7865
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня