21.04.2011 / Общество

Когда в сиротстве виновата хромосома. Есть такие места, где собраны людские грехи и ошибки

Фото: Попович Татьяна

У каждого должен быть шанс

Вадичка, трехлетняя кроха, смотрел на меня так, что нестерпимо захотелось обнять его, приласкать.

- Ну, иди на ручки! - подхватываю малыша. Ком в горле от жалости. Теплый толчок в сердце от нежности. Маленький человечек улыбчивый, пухлощекий, ему очень нужна мамина любовь. Даже тетиной рад.

Увы, материнской ласки Вадику уже не узнать. Подлая лишняя хромосома обрекла ребенка на сиротство: из-за диагноза «синдром Дауна» родители не стали забирать его из роддома. Таких, как Вадик, сиротинушек-даунят, в Оленегорской коррекционной школе немало. И лишь к единицам из них наведываются родные, чаще бабушки. Мамы отказников, боясь привязаться, детей не навещают.

91 ребенок живет под этой крышей. 68 - сироты, постоянно находящиеся в интернате, остальные мальчишки и девчонки на каникулы отправляются к своим семьям.

- Здоровых среди наших воспитанников нет, - рассказывает Галина Замотина, заместитель директора по учебной части. - Это дети с легкой умственной отсталостью либо с тяжелой структурой дефекта. С ребятишками с синдромом Дауна наша коррекционная школа начала работать десять лет назад. Уникальность учреждения в том, что все воспитанники здесь обучаются. И знаете, многие достигают хороших результатов. Ведь почему ребенок становится умственно отсталым? Потому что никто не занимается с ним. Конечно, если речь идет о тяжелой форме дефекта - идиотии, олигофрении в стадии дебильности, то о результатах говорить не приходится. Но если это легкая умственная отсталость, корректировка творит чудеса! Видишь усердие ребенка, помогаешь ему овладеть тем или иным навыком, подталкиваешь к этому, и вот итог! Конечно, такой ученик не идет класс в класс, развивается медленнее, но потихоньку оканчивает школу, может поступить уже в вечернюю. И пусть он не станет академиком, но получить профессию в ПУ и жить нормальной человеческой жизнью ему по силам.

- Если мы видим, что у ребенка есть шанс, стараемся выводить его в массовую школу, - говорят педагоги.

Слово «шанс» здесь, пожалуй, ключевое. В нем смысл и суть коррекционной школы. Это все равно как получить ростки из забракованного зерна. Хороших примеров немало и среди ребят с легкой умственной отсталостью, и среди «даунят».

Под запретом любая ругань

Коррекционная школа подобная оленегорской, наверное, не дешевое для государственной казны учреждение. И то, что, несмотря на затраты, такие школы все же существуют, вызывает уважение к государству. Это весьма редкое чувство охватило меня, когда увидела просторный учебный корпус с компьютерной начинкой классов, спортивный зал с тренажерами, спальный корпус и столовую. Меню, наконец. А уровень медицинской помощи воспитанникам!

...Аркаша поступил в КШ из другого города. Уточню, оленегорский интернат является областным, сюда направляют детей и подростков из Мурманска, Мончегорска, Ковдора, Апатитов, других населенных пунктов Кольского края. Мальчик с тяжелым дефектом, прогноз был неутешителен. Он вел себя по отношению к детям и воспитателям враждебно, даже агрессивно. Там, откуда Аркаша приехал, в таких случаях надевали смирительную рубашку. Все это мне рассказали педагоги. И что же вижу? Мальчишка лет 13-14 сосредоточенно занимается... рукоделием. Учительница Эльза Веселова спокойно подсказывает пареньку, как ловчее держать пяльцы. Что ж, даже короли вышивали!

- С Аркашей мы использовали наш обычный метод. Проявили выдержку, спокойствие, не реагировали на Аркашины выходки, - рассказывает Галина Викторовна. - Давали ему понять, что он нам дорог, мы его любим, хотим ему добра. Конечно, это более хлопотно, но зато посмотрите, какой эффект. Сейчас мальчик занимается с другими детьми в классе.

У Сережи, почти взрослого парня, очень глубокая умственная отсталость. Улыбнулся приветливо, но общаться отказался. Парень-то красивый, здоровый с виду. К сожалению, его дальнейшая перспектива - «взрослый» интернат для умственно отсталых.

А в соседнем классе идет урок письма для деток с синдромом Дауна. Что они так старательно склонились над тетрадками? Думаю, наверное, там «каляки-маляки» какие-нибудь. И вот те на! Учительница берет из лежащей на столе стопки несколько тетрадок - по-моему, не каждый второклассник так пишет. К тому же это диктант! «Даунята» обучаемы, не в первый раз убеждаюсь я. Если с этими малышами правильно и систематически заниматься, они могут достичь определенных успехов. Порой этого достаточно, чтобы жить в социуме. Вам не доводилось видеть (к сожалению, в основном за рубежом), как человек с синдромом Дауна спокойно и самостоятельно совершает покупки в магазине? И даже занимается общественно-полезной деятельностью.

Педагоги рассказали, что их воспитанники из числа «легких» хорошо ориентированы во внешней жизни, знают свои права, умеют выправить надлежащие документы. Им разрешено под наблюдением воспитателя снимать деньги со своего счета на конкретную покупку, будь то мобильный телефон или подарок на день рождения друга. Из них вырастают неплохие профессионалы - в школе имеются столярная, слесарная, швейная, кулинарная мастерские.

А вот что крепко-накрепко здесь запрещено, так это всякая ругань. И абсолютное табу на слово «дебил». Причем это негласный запрет, он в общем-то выпестован в ребячьей среде.

Не удержалась от вопроса: а как с гормонами? Многие люди-то половозрелые - есть парни и девчата от 16 до 23 (если воспитанник обучается, допустим, в местном ПУ, то имеет право проживать в интернате). Работаем над этим, говорят педагоги. Вот видите, какой спортзал. А вот награды наших воспитанников за участие в различных состязаниях. Везде бываем, бегаем на лыжах, соревнуемся. И все же?..

- Наши девочки в основном очень романтично настроены, мечтают о любви и не хотят бездумных сиюминутных отношений, - высказала свою точку зрения Анна Калиновская, педагог-психолог.

Воспитатели признают, что в маленьком городе легче растить детей, поскольку меньше соблазнов.

Аленку забрали домой

Этой историей в школе гордятся. Она удивительна, как сказка. А добрыми волшебниками суждено было стать сотрудникам интерната.

От Аленки родители отказались еще в роддоме. Малышка появилась на свет с синдромом Дауна. Врачи вынесли суровый приговор: вряд ли выживет, а если это и произойдет, то окажется полным инвалидом, по сути - овощем. Мама с папой - совсем молодые люди, им сказали, зачем вам такая обуза? У вас еще будут дети. И они оставили свое дитя.

А Аленушка не только выжила, но и опровергла прогноз докторов - попав после Дома малютки в Оленегорскую КШ, стала расти и удивлять всех пригожестью, веселым нравом, способностью к обучению. Интернатовские «мамы» (ребята часто называют так воспитателей) решили найти родителей и рассказать правду об Аленке. Искали, искали и нашли: папу, офицера Вооруженных сил, перевели служить на Дальний Восток, он занимает весьма высокий пост. Мама ждет второго ребенка. Как только они узнали о дочке, прилетели с другого конца России, чтобы посмотреть на нее. А как увидели, так и поняли сразу, что их кровиночка должна жить в семье. Улетели, оформляли документы, параллельно слали дорогие посылки с гостинцами всем ребятишкам интерната. Потом приехали за Аленкой. Сейчас живут, не нарадуются на доченьку. У нее появилась сестричка Маша. Все хорошо в этой семье.

А в школе висит портрет Аленки - смешная девчушка радуется жизни вся в капельках-растайках первого снега.

Фото: Попович Татьяна
Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.04.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,615975,535878,654873,5746
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня