03.06.2011 / Общество

Расписание на завтра

Фото: Ещенко С. П.
Александр Архипов.

В Мончегорске состоялась региональная научно-практическая конференция, где обсуждались вопросы модернизации образования Мурманской области в рамках Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.

В стране для школьников 31 мая началась «большая перемена» - трехмесячные каникулы. А вот педагоги решили в этот день поработать с полной отдачей. И в Москве, и в заполярном Мончегорске учителя и чиновники от образования обсуждали одни и те же проблемы, а точнее, большие перемены, которые уже на подходе: в столице - на Всероссийском съезде педагогов, а в центре Мурманской области - на научно-практической конференции. Со всех концов Заполярья съехались в центр развития творчества детей и юношества «Полярис» учителя и директора школ и гимназий, ученые из КНЦ РАН и Кольского филиала Петрозаводского университета, а также представители Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, чтобы рассказать о своем опыте и обсудить, что делать дальше. Нашлось время и для споров, порой достаточно острых.

Мурманчане стратегию обогнали

- Эту Стратегию специалисты между собой называют «Двадцать-двадцать», - сказал министр образования и науки области Василий Костюкевич. - В ней поставлены задачи и обозначены этапы модернизации страны и в том числе системы образования. Но Стратегия принималась в 2008 году, а время настолько динамично, что уже за три прошедших года есть задачи, которые мы успели выполнить, задолго до 2020-го. Например, подушевое нормативное финансирование. У нас оно действует с 2005 года, хотя задача стояла ввести его до 2012-го. В отношении повышения зарплаты учителям, в соответствии с решением главы правительства России Владимира Путина, мы также идем с опережением. И таких моментов немало. Скажем, мог ли кто-то пять лет назад мечтать о том, чтобы у каждой школы свой сайт? Сегодня они есть у всех. Разве мы могли даже в смелых мечтах предположить, что 14 процентов детей будут заниматься дистанционно? А сегодня это факт. Недавно по поручению губернатора Дмитрия Дмитриенко сотрудники нашего министерства проверили, как используются в области интерактивные доски. И убедились, что там, где они есть, 60 процентов уроков проводятся с их активным применением. То есть учителя овладели навыками компьютерных технологий, существенно опережая требования Стратегии.

Высокий балл ЕГЭ региону во вред?

- Я довольно часто бываю на конференциях по проблемам образования самого разного уровня и сделал вывод: об успехах мы говорим в докладах, о проблемах - в кулуарах, - заявил заместитель директора Кольского филиала ПетрГУ Максим Шишаев. - Часто доклады-отчеты напоминают застойные советские времена. А мой доклад называется несколько вызывающе «Асистемные аспекты системы образования региона».

В своем выступлении Максим Шишаев обошелся без реверансов, но тем интереснее было его слушать. К примеру, анализируя проблему преподавательской деятельности ученых, он отметил, что рост зарплаты в учреждениях РАН существенно снизил заинтересованность ученых в преподавательской работе. Правда, остается пока интерес к работе с молодежью, и это понятно. Любой грамотный, образованный человек стремится поделиться знаниями с учениками. Однако и здесь имеются подводные камни. По вполне объяснимым причинам качество аудиторий вузов, состоящих из вчерашних выпускников, становится хуже год от года.

- Я много раз сам слышал от преподавателей, которые работают со студентами не ради зарплаты, а ради интереса, чтобы привлечь их к развитию собственных научных идей, что они, возможно, откажутся от преподавания, так как у значительной части студентов интереса к процессу познания нет, - сказал Шишаев.

Еще интересный аспект проблемы. Сегодня вузы поставлены по существу в рыночные условия: благосостояние сотрудников впрямую зависит от количества обучающихся. Но беда в том, что нынешнему работодателю не нужно такое количество специалистов на одну-две вакансии. И нередко получается, что выпускники вуза идут, получив диплом, не на производство, а на биржу.

До сих пор не очень отлажена связь между средней школой и вузами. «Мы сколь угодно можем создавать современные кластеры, интегрироваться, развиваться. Но если нам некого будет учить, то вуза не станет, - предупредил Максим Шишаев. - Сегодня во многих докладах представителей школ Мончегорска прозвучала мысль: в этом городе очень высокие результаты ЕГЭ. Это, на первый взгляд, похвально - на коллегии министерства ругают за плохие результаты ЕГЭ, хвалят за хорошие. То есть ЕГЭ для учреждений среднего образования становится самоцелью. В результате в школах не приветствуется сдача сложных госэкзаменов, в частности по физике. Из-за этого в прошлом году прием на инженерно-технические специальности в иных вузах был провален. Потому что очень мало было абитуриентов, которые сдавали физику, чтобы поступить на инженерную специальность. И риторический вопрос: что происходит с выпускниками, имеющими высокий балл по госэкзамену? Куда они попадают? Ответ предсказуем - в Москву, в Санкт-Петербург. Получается - высокие результаты ЕГЭ вредят нашему региону?»

Еще одна обнародованная проблема: с какими вузами работают школы региона? Приезжая в различные города области, специалисты того же ПетрГУ сталкиваются в школах с радушной встречей и обескураживающей фразой: «Ребята, мы вам рады, но мы уже сотрудничаем с таким-то и таким-то московским вузом, наши дети ориентированы, чтобы туда поступать». «Вот так мы рубим сук, на котором сидим», - с горечью констатировал представитель ПетрГУ.

Как и здоровье сберечь, и талант развить

С большим интересом выслушали участники конференции и другие выступления. О здоровьесберегающих технологиях обучения при использовании интерактивного оборудования рассказала коллегам учитель информатики средней школы № 5 из Апатитов Ирина Мухина. Кстати, Ирина Анатольевна - одна из пяти победителей конкурса на звание лучшего учителя области 2011 года, кому как не ей делиться своими наработками? О модернизации своего учебного заведения в свете требований сегодняшнего дня рассказала директор гимназии города Полярный Татьяна Цыпнятова. Говорила она увлеченно и образно, не заглядывая в бумажку - ведь сама в свое время эту школу окончила и сюда же вернулась после института преподавать, а потом и руководить. О том, как сберечь таланты одаренного ребенка и приумножить их, поведала директор мончегорской гимназии № 1 Татьяна Кудряшова. А роль науки в модернизации образования детально и обоснованно обрисовал заместитель председателя президиума Кольского научного центра РАН профессор Валентин Петров.

После содержательного разговора участники конференции разъехались по городам области, чтобы спустя два дня встретиться снова: сегодня в региональном минобразования и науки состоится очередная коллегия, где будут рассмотрены самые актуальные вопросы сегодняшней системы образования. Похоже, что каникулы, начавшиеся для школьников, стали для их педагогов самым напряженным рабочим временем.

Фото: Ещенко С. П.
Ирина Мухина.
Фото: Ещенко С. П.
Валентин Петров.
Фото: Ещенко С. П.
Ирина Цыпнятова.
Фото: Ещенко С. П.
Максим Шишаев.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.06.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня