17.09.2011 / Общество

Русская свадьба, что ты натворила

Фото: Федосеев Л. Г.

Осенью кажется, что весь Мурманск кинулся играть свадьбы. Кортежи, распугивая окружающих надрывными гудками клаксонов, носятся по улицам, а у здания загса яблоку негде упасть от шумных компаний. Прелестные невесты с упоением позируют рядом с «Жемчужиной», принимая томные позы. Асфальт почти скрылся под слоем сердечек и голубков из разноцветной фольги...

Может, свадеб и не стало больше - просто непривычно теплый сентябрь, который всегда считался одним из самых урожайных в этом отношении в году месяцев, позволяет комфортно провести время на улице, на природе. Глядя на этакую красоту, волей-неволей замечтаешься о свадьбе - даже если штамп в паспорте давным-давно проставлен. Ведь как красиво-то- платья, розы, лимузины... Безусловно, прекрасно все - кроме, пожалуй, одного момента: тамада. С этим персонажем все не так однозначно.

Про принудительную радость

Когда «Мурманский вестник» напечатал заметки о современной русской свадьбе испанского журналиста («МВ» от 08.07.11), никто и не думал, что публикация вызовет такой оживленный отклик у читателей.

«С тех пор, как я живу в России, больше метеоритного дождя я боюсь одной вещи - русских свадеб. Почему? Из-за тамады... В Испании свадебное пиршество сосредотачивается вокруг стола с яствами. В России же еда отходит на второй план. На первом - «измывательство» над гостями, которое идет без перерыва. Радость жениха и невесты, похоже, находится в прямой зависимости от того нелепого положения, в которое попадаем мы, приглашенные, по воле тамады. Почему русские никак не хотят понять, что просто отведать вкусной еды в компании хороших людей совершенно не имеет ничего общего со скукой?

Если я вспомню о русских свадьбах, на которых мне довелось побывать, то вижу себя глупо прыгающим с кроличьими ушками на голове или выряженным в султана с танцующим вокруг меня десятком гостей, в очках и с накладным носом участвующим в постановке русской народной сказки про репку... Присутствовать в качестве гостя на русской свадьбе - это все равно что участвовать в забеге под лозунгом «Если б знал, то не пришел». Потому что это нельзя назвать коллективной радостью. Это принудительная радость в коллективе».

Характеристика русской свадьбы как «кошмара и принудительной радости» вызвала бурную реакцию. Оставим за кадром откровенные грубости, замелькавшие на форуме (хамы посылали «Педро» не только в родную «скучную» Испанию, но и значительно дальше). Те, кому удалось удержаться в рамках нормативной лексики, разделились во мнениях: одни свадьбы без тамады не представляют, другие не представляют, напротив, как может быть хорошей свадьба с присутствием этого персонажа. Удивил общий тон высказываний: мурманчане, как люди нордического склада, славятся, конечно, своей рассудительностью и взвешенными оценками, но тут уж просто до какой-то безысходности доходило: «Иностранцу, видать, невдомек, что в России свадьба без тамады превращается в унылое застолье по непонятному поводу с вероятной дракой в финале. Потому что, когда россиянам нечем заняться, они начинают развлекаться самостоятельно, то есть чаще всего пить», - примерно таков был общий итог размышлений. Ощущение такое, что те, кто это писал, - какие-то отдельные, хорошие, правильные и воспитанные люди, а остальная публика на свадьбах до них недотягивает. Те, остальные, обычно напиваются, если их не изморить вконец пресловутыми конкурсами, а «наши» вынуждены смириться с таким положением дел.

Если немного полазить по Сети, становится понятно, что в Мурманске дела еще не так плохи (хотя, может, не у всех доходят руки поделиться наболевшим?). Посты россиян о тамаде порой напоминают репризы из юмористических программ Петросяна.

«Я родился и жил 19 лет в Сочи, и мне казалось, что ужас - это купание в море в шторм ночью. В субботу я понял, что ужас - это тамада N. и его ансамбль «Веселое настроение (Праздник каждый день)».

«Кошмар! У нас был мужчина, который так и норовил спеть. А в репертуаре один шансон!!! Причем с самого начала оговаривали и даже доплатили ему, чтоб не пел, а он все равно нам все испортил своим «Владимирским централом».

«Нам не повезло - у нас тамада оказался гей!!! Как было неудобно перед гостями!» (Вот как они определили этот факт - человек пришел в макияже, блестках и перьях или приставал к гостям мужского пола? Просто интересно. - Авт.)

«После вчерашней свадьбы поняла - тамада на свадьбе нужен. Гости без него просто беспредел устроили - кто что хотел, то и делал: кидались бутылками, дрались, включали и выключали свет...»

И наконец хит сезона: «Как свадьба прошла, не помню, напился (мнение жениха, между прочим. - Авт.) Посмотрел видео - прикольно, в конкурсах участвовал и вообще все ок».

А денег - не жалко!

- Я довольно давно в этом бизнесе и совершенно уверена - тамада на свадьбе не нужен! - огорошила откровением знакомая, которая сама ведет свадьбы. Казалось бы, уж от кого другого, но от самого тамады такое вряд ли услышишь. Тем не менее...

- По своему опыту давно поняла - все на свадьбе зависит от самих людей, от жениха с невестой и их родителей со свидетелями в первую очередь, - рассказала Светлана. - Если они воспринимают свадьбу как важное, дорогое событие, то и ведут себя соответственно, гостей приглашают самых близких. Они настроены на хорошее, а не на бессмысленную пьянку. И им не нужны дурацкие развлекаловки типа «раздави воздушный шарик задницей, сидя на коленках у нетрезвого дяди из Житомира, которого ты видишь в первый и последний раз в жизни». Им тамада если и требуется, то только как некий организатор общего хода застолья, который деликатно пригласит поднять очередной тост или объявит танцевальную паузу. Как-то раз пригласили вести свадьбу бывшего десантника. Я не хотела сначала - это же какой размах пьянки намечался! Потом с ним встретилась, с невестой - оказались милейшие люди, очень душевные. Жених такие тосты говорил, такие стихи своей любимой читал!

Другие мои клиенты, молодая пара, придумали сами интересную деталь - поехать после регистрации к Семеновскому озеру и опустить в воду цветы лилий. Они поплыли как кувшинки, было красиво. Замочки на морском вокзале и Кольском мосту уже приелись всем, и вот люди проявили фантазию.

Конечно, когда собирают на торжество девяносто малознакомых друг с другом человек - это другой поворот. Только непонятно - кто эти люди, неужели все они так необходимы? Тут не обойтись без массовика-затейника, и программа нужна другая - более динамичная, чтобы народ раскочегарился. Тамаду часто упрекают в том, что уровень представления низковат. А никто не задумывался, что на многих свадьбах гости сами ждут именно таких приколов? Друг друга не знают, да что там - часто жениха с невестой впервые видят. Пришли оторваться, им все равно - юбилей, Восьмое марта или свадьба. Требуют, чтобы было «угарно» и «чтоб потом было что вспомнить». Так что я считаю: уровень самих клиентов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Я не про деньги, а про образ мыслей.

К счастью, в последнее время замечаю, что постепенно, очень медленно, но изменения начинаются. Вот сейчас, по-моему, народ только начинает входить во вкус качества, ценить его.

Я уверена, что деньгами, потраченными на услуги тамады, можно распорядиться более толково. Все же суммы немалые, не меньше десяти тысяч выходит. А успех предприятия в любом случае в первую очередь зависит от вас самих.

В тему или мимо?

Что такое качество, каждый тоже понимает по-своему. В последние годы обострилась любовь к тематическим свадьбам. Каких только не навыдумывали: королевских, ретро, восточных, пиратских, готических. Провести такую - задача не из простых, тут одним тамадой не обойдешься. Нужно чтобы и гости были в теме - оделись соответственно, вели себя в выбранной стилистике. А ведь очень непросто представить себе родную бабушку на свадьбе, скажем, готов... Был у знакомых такой прецедент: детишки захотели жениться именно по-готски, да гости воспротивились. Ну как, в самом деле, это могло бы выглядеть? Не каждый готов увидеть себя персонажем «Семейки Аддамсов», да и вообще - готы же все время в депрессии, разве нет? Сошлись на компромиссе - свадьба была обычной, а второй день молодые провели, как душа просила.

Для того чтобы проводить подобные мероприятия на хорошем уровне, нужны деньги, и немалые. Знакомые москвичи устроили себе праздник в духе «стиляг 50-х» - это обошлось в кругленькую сумму. Зато уж получилось ретро так ретро! Все, начиная от пригласительных и заканчивая рецептами праздничного стола, соответствовало стилистике выбранной эпохи. Фото на приглашениях были черно-белыми, шрифт тех годов, гостей развозили старинные шикарные «Победы» и «Волги», прически у дам - бабетты, у кавалеров - пышные коки, ну и так далее. Певцом на свадьбе чуть ли не Валерий Сюткин выступал: шлягеры от «Браво» были там просто необходимы. Бюджет вышел умопомрачительным, праздник тоже.

Зато пиратская свадьба местного разлива, которую довелось увидеть - слава богу, только на видео! - отличалась прямо-таки спартанским подходом. Кого-то из гостей переодели, точнее - загримировали под Джека Воробья, деньги собирали не на блюдо, как часто делается, а типа в сундук. Пожалуй, и все. Остальное шло по общему ранжиру - все те же конкурсы и игры.

И интим без зрителей не мил...

На самом деле все чаще складывается ощущение, что современная свадьба затевается как нечто суперпафосное и очень разорительное с одной целью. Что страшно, цель эта даже не в том уже, чтобы дать возможность невесте - всем известно, что именно она главный энерджайзер всех свадебных безумств - покрасоваться в белом платье и проехаться в лимузине. Это еще можно понять. Похоже, нынче гораздо важнее то, чтобы все это действо достойно выглядело на фото и на видео. Ладно бы молодожены имели планы в счастливой старости пересматривать эти архивы. Нет, так далеко большинство не загадывает - жизнь-то нынче какова, глядишь, послезавтра разведемся. Главное - в другом: потрясти всех своим запротоколированным размахом прямо сейчас, немедленно. Фотографии ставятся заставкой на компьютер, видео принудительно демонстрируется всем и каждому, а предел мечтаний, видимо, - выкладывать всю эту красоту «Вконтакте» в режиме прямой трансляции.

В погоне за этой нездоровой публичностью такого в общем-то интимного процесса, как свадьба, все средства хороши, и тамада не исключение. Помимо его присутствия есть на нынешних свадьбах и более странные обряды - выпускать на волю голубей, например. Хорошо хоть выпускать - можно было бы в жертву приносить, так же бессмысленно. Не удивлюсь, если видеоверсию первой брачной ночи скоро тоже будут предлагать к просмотру любому встречному...

Тот самый испанский автор рассуждал о том, что утрачены традиции аристократических свадеб с их церемонией венчания. На заре советской власти, действительно, свадьбу низвели до суетливой «росписи» - минутное дело, какие уж тут традиции. В советское время какая-то церемония присутствовала - правда, в основном обходились без тамады...

- История нашей страны складывается таким образом, что культурные традиции просто не успевают сформироваться и закрепиться в общественном сознании, - комментирует Виктор Цылев, кандидат философских наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории социологических исследований Мурманского гуманитарного университета. - Если сравнивать с дореволюционной Россией - многое, применительно к свадебным канонам, утрачено, а если с тридцатыми годами прошлого века - наоборот, что-то восстановлено. Например, родители и свидетели сейчас на свадьбе обязательно присутствуют, тогда - нет.

Что касается сегодняшней ситуации, то надо отдавать себе отчет в том, что мы живем в условиях общества потребления. Выросли уже целые поколения людей, воспитанных на потребительских ценностях. На отдыхе, в магазине, на свадьбе - подход один: мы хотим, чтобы нас обслуживали. Есть работа, там мы работаем, а есть свободное время, когда нас должны развлекать. Это позиция потребителя, и она нынче преобладает. И свадьба не исключение, отсюда и желание переложить подготовку и ответственность за свой праздник на других.

В советское время люди поневоле вынуждены были веселить себя сами, потому что общество было другим, а сфера услуг выбора не предлагала. Да и свободного времени побольше было, чтобы придумать какие-то свадебные программы. К этому совершенно нормально относились - ведь альтернативы не было. Нынче же желание самому отвечать за то, чтобы на свадьбе все было достойно и красиво, свойственно, пожалуй, людям с активной жизненной позицией. Таких немного.

Виктор Цылев отметил, что прогнозировать, как дальше будет развиваться наше общество и сложится ли у нас когда-нибудь такой устойчивый свадебный ритуал, какой существует в западных, например, странах, очень сложно. Зато бесспорно другое - быть потребителем, действительно, занятие необременительное - это ни к чему не обязывает. Не нести ни за что ответственность удобно: если гости напились на свадьбе - они и виноваты. Сам напился, ничего не помню - тамада виноват, не оторвал от бутылки. Поэтому и досталось испанцу: показал нам нас такими, какими мы себя видеть не привыкли. Ведь будучи потребителями, мы сами себя таковыми не считаем. Мы не потребители, нет - мы очаровательные люди, просто душа широкая, размаха просит. Только зеркало говорит об обратном...

Публикации по этой теме:

Русской свадьбы я боюсь больше метеоритного дождя "Мурманский вестник" от 08.07.2011

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Юлия МАКШЕЕВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.09.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня