09.08.2012 / Общество

Золотой «кирпич»

Фото: Банько Юрий

Мало кому из тех, кто ездит в отпуск на автомобиле, удается избежать общения с сотрудниками дорожно-патрульной службы. Не минула сия участь и меня, причем не только в России, но и на Украине. Может быть, наблюдения на эту тему пригодятся кому-то из водителей-земляков. Тем более что в Заполярье проживает немало уроженцев Украины или тех, кто имеет там родственные связи.

А соблюдать кто будет?

Обычный мой маршрут из Североморска пролегает через Нижний Новгород. А оттуда мы вот уже несколько лет ездим в Дивеево, где в женском монастыре находятся мощи преподобного Серафима Саровского. Сюда возил и дочерей с внуками. Окунался в святой источник, в котором вода круглый год 4 градуса.

На обратном пути при въезде в Нижний меня остановили сотрудники ДПС. Приспичило, видно, проверить водителя авто с «неместными» номерами на предмет трезвости.

Спорить я не стал, выполнил все требования. Только процедуру они провели с многочисленными нарушениями - то ли из-за некомпетентности, то ли из-за уверенности, что водитель не знает ни своих прав, ни их обязанностей.

Об этом, о непрофессиональных действиях полицейских, я и сообщил, вернувшись в Нижний Новгород, дежурному по областному УМВД и в службу собственной безопасности управления. А затем сходил в полк ДПС, где написал соответствующее заявление. Безграмотность и вседозволенность, а порой и хамство людей в форме не должны оставаться безнаказанными.

Думаю, многим водителям полезно узнать, как должен поступать сотрудник ДПС согласно соответствующему документу МВД - Административному регламенту исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 20-й он обязан подойти к машине со стороны водителя, представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, сообщив причину и цель обращения. Свое общение с ним вы имеете право записывать на видеорегистратор или диктофон. Если речь идет об освидетельствовании водителя на состояние алкогольного опьянения, то основанием для этого должны быть запах изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, поведение, не соответствующее обстановке. Процедуру следует производить в присутствии двух понятых с использованием алкотестера, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажный носитель и разрешенного к применению. На нем должно быть клеймо государственного поверителя, обязательно и наличие документов о поверке с записью в техническом паспорте. Бумажный носитель с подписями проверяемого и понятых приобщается к акту освидетельствования. Копия акта предоставляется водителю. Если эти требования нарушены, смело обращайтесь в вышестоящие органы. А вообще, перед поездкой изучите упомянутый Административный регламент МВД. Так будет проще отстаивать свои права.

Ничто из перечисленного в моем случае соблюдено не было. И во время разбирательства заместитель командира батальона, где служат остановившие меня офицеры, посоветовал впредь, когда тормознут сотрудники ДПС, открыто использовать аудио- и видеозаписывающую аппаратуру: она, мол, действует отрезвляюще. Если полицейские не уверены в своей правоте, то обычно теряют интерес к водителю, который готов зафиксировать их действия.

Еще на заметку. На одном участке пути, на лесной дороге, скоростной режим контролировали сотрудники ДПС на машине без полицейских опознавательных знаков. В соответствии со статьей 41-й регламента контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается. Кроме этого технические средства контроля за движением должны быть сертифицированы и иметь действующее свидетельство о поверке.

А на нейтральной полосе - менялы

Ежегодно я езжу к себе на родину, на Украину, посетить могилы мамы, папы и брата. К сожалению, от Нижнего Новгорода приходится проезжать подмосковную Балашиху и несколько десятков километров по МКАД. И каждый раз тратить на это от трех до пяти с половиной часов, простаивая в пробках. Нынче, чтобы избежать подобной участи, решил объехать Москву ночью. И не ошибся. В пробке не довелось стоять ни разу, хотя МКАД и не пустовала.

При следовании по ней и по дорогам Подмосковья желательно иметь в машине антирадар. Скоростной режим на этих магистралях мало кто соблюдает, а в потоке машин волей-неволей приходится подчиняться общему ритму движения. И здесь появляется реальная вероятность попасть в объектив видеорегистратора скоростного режима (их там установлено немало) - со всеми вытекающими последствиями для семейного бюджета.

Отправляясь на Украину, не забудьте купить «зеленую карту» - страховку автотранспортного средства. Кстати, уже километров за 20 до таможенного поста можно встретить немало мобильных пунктов страхования, предлагающих этот документ.

Мне уже приходилось стоять по несколько часов в очереди на российско-украинской границе. А потому решил пересечь ее через пункт погранпропуска Троебортное в субботу, ближе к вечеру, надеясь, что основной поток автомобилей пройдет в пятницу. Я ошибся. Раньше меня к границе приехало несколько сотен автомобилей. Общая протяженность очереди, которую пришлось отстоять, достигала нескольких километров. Почти пять часов на тридцатиградусной жаре пришлось ждать своей очереди въехать на территорию Украины.

К сожалению, у нас так и не научились уважать своих сограждан. Мы следовали в одном потоке, тогда как «иностранцы», а это в основном были украинцы и молдаване, двигались к пункту пропуска в двух. Таможенник, которому я высказал свое недовольство, устало заметил: пункт рассчитан на обслуживание 1800 человек в сутки, реально же пропускает от 8 до 10 тысяч.

На этих очередях умело подрабатывает местное население. Есть те, кто предлагает за определенную плату проехать через другой пункт пропуска - в 90 километрах. Но такой, с позволения сказать, услугой я пробовал воспользоваться в прошлом году. Потерял полтора часа на поездку к другому пункту и оказался там… в конце очереди.

На нейтральной полосе между российским и украинским пунктами пропуска вовсю сновали менялы, предлагавшие купить гривны дешевле официального курса. Здесь же женщины возили «кравчучки» - тележки для перевозки снеди, которую предлагали уставшим путникам. Как вся эта братия попадает на «нейтралку» - загадка. Сложновато представить людей, предлагающих обменять рубли между российским и, скажем, норвежским или финским пунктами пропуска.

В ожидании «спонсора»

Особый разговор о сотрудниках украинской ДАИ. Если не отступать от буквы, то это ДАI - Державна автомобільна інспекція. Однако отступают, в первую очередь сами языкастые украинцы, называя эту организацию по-своему - «ДАЙ». И за дело. По своей склонности заглянуть в карман водителя ее сотрудники равных себе на постсоветском пространстве, на мой взгляд, не имеют.

С ними обычно водители сталкиваются уже километров через 15 после таможни. Ошалевшие от многочасового стояния, некоторые несутся, чтобы наверстать упущенное время. И вот тут-то, у перекрестка на Глухов, их и ждут сотрудники ДАИ: на горке вдруг возникают знаки, ограничивающие скорость до 70 и 50 километров в час. Погасить скорость на таком отрезке, идя под уклон, сложно. Да авто уже и попало в поле зрения радара.

Но что такое штраф за превышение скорости? Мелочевка. Другое дело, точнее, другие деньги - когда автомобилист въезжает под запрещающий «кирпич»! Что я и сделал на АЗС у украинского поста ДАИ Вертиевка…

На этом посту украинские полицейские к «постригу» автомобилистов отнеслись весьма творчески. Как обычно обустроены заправочные станции вдоль автомобильных дорог? Заезд по ходу движения с последующим выездом на автостраду. Здесь же все сделано с точностью до наоборот. И, сдается, не без советов даишников. Они теперь даже не стоят с радаром на дороге, замеряя скорость. Просто сидят на лавочке, наблюдая за очередным «лохом», который завернет заправиться бензином, а следом - никуда не денется - окажет им, так сказать, спонсорскую помощь. На трассе Москва - Киев находятся десятки АЗС. И нужно же было мне решить заправиться именно на этой!

«Кирпич», запрещающий въезд на АЗС, установлен под таким ракурсом, что с дороги его сразу не заметишь, да и водитель, совершив поворот, смотрит уже на заправочную колонку, к которой намерен подъехать. Короче говоря, невнимательность меня подвела. Я заправился, расплатился и направился на выезд… И с удивлением увидел перед собой «кирпич». А в это время, встав со скамеечки и помахивая полосатым жезлом, ко мне уже направлялся сотрудник ДАИ. Очень вежливо объяснив мне мои нарушения, предложил пройти в здание поста «решать проблему». Мы ее и решили... Расставаясь, довольный, он даже рассказал мне, где на трассе стоят с радарами его коллеги.

Направляясь к своей машине, я увидел, как навстречу, понурив голову, в сопровождении другого украинского даишника идет очередной «спонсор», угодивший под «кирпич».

Когда мы отъезжали, жена предложила посоветовать сотрудникам этого поста покрыть свой «кирпич» сусальным золотом. Ведь этот знак для них - кормилец и поилец. Немало я поездил, но ни до, ни после нигде не видел АЗС с таким хитрым заездом и выездом.

Едешь отдыхать - отдохни

Хотелось бы напомнить коллегам-автомобилистам о том, что в дальнем пути нужно обязательно отдыхать. Не дай бог, устав, заснуть за рулем... Попытки же подбодрить себя кофе или энергетическими напитками чреваты непредсказуемыми последствиями, особенно для людей в возрасте или гипертоников. Несколько лет тому назад с зятем решили доехать до Нижнего без отдыха. Перед Ярославлем, проделав более полутора тысяч километров, выпил энергетический напиток. Хорошо, завернул на стоянку возле кафе. Очнулся, когда врач скорой помощи, приехавший из ближайшего города, делала мне укол в вену, приводя в чувство. На молодой организм, может быть, «энергетик» так и не подействует, но пожилому он опасен. Для себя, во всяком случае, я сделал такой вывод.

С Украины, памятуя об огромной очереди на пункте пропуска, решил возвращаться в Россию через Беларусь. Ближайшим пунктом пропуска оказался «Новые Яриловичи - Новая Гута». Решили ехать не днем, а ночью. Однако таких умников оказалось великое множество. Вместе с ними пришлось простоять почти четыре часа. Как оказалось, лучшее время пересечения границы - начиная с четырех утра.

Беларусь, замечу попутно, нам понравилась: ухоженные поля, хорошие дороги, уютные поселки, работающие предприятия, чистые города. Правда, два собеседника, с которыми пришлось общаться (один двадцать лет тому назад уехал туда из Мончегорска, а второй из Казахстана), в один голос заявили, что с удовольствием вернулись бы на прежние места. Чтобы жить в этой стране, сказали они, нужно в ней родиться. Правда, этого своего мнения никак не пояснили.

Что же касается непосредственно водительских дел, то надо учесть, что ездить по Беларуси также следует с «зеленой картой».

Еще одна уловка сотрудников ДПС уже в России, с которой пришлось столкнуться на обратном пути, - следование за автомобилем и замер скорости у ремонтируемого моста, где она ограничена до 40 километров в час. В этой ситуации отчасти помог антирадар. Хотя я и так снизил скорость, и автомобиль ДПС, тут же потеряв ко мне интерес, развернулся и убыл на исходную позицию. Поджидать нарушителя скоростного режима.

Обычно водителям, отправляющимся в дальний путь, желают «ни гвоздя, ни жезла». Желаю этого и я, особенно тем, кто направляется на Украину. Вас там с нетерпением поджидают… Хотя, если строго соблюдать правила дорожного движения, проявлять внимательность, думаю, не придется ни штрафы платить, ни в сложные ситуации попадать.

Юрий БАНЬКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.08.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,008175,321878,225373,3423
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня