13.09.2012 / Общество

Мирные залпы норвежской «Авроры»

Фото: Катериничев Игорь

Форштевень, скошенный не книзу, а кверху, как у военных кораблей век с лишним назад, полностью закрытая носовая часть и вдобавок красно-оранжевый, почти «революционный» цвет. Такое необычное судно встретило нас у причала Хаммерфеста. Надпись же на борту просто изумила - «Аврора». Как тут не впасть в революционный пафос!

Впрочем, как выяснилось, назначение у норвежской «Авроры» вполне мирное. Ее яркий цвет сразу навел на мысль о спасательном предназначении судна. Так и оказалось. Кроме того, это снабженческое и ремонтное плавсредство, призванное тушить пожары, подвозить буровое оборудование, ремонтные бригады и тому подобное. В действии «Аврору» довелось наблюдать на другой день - она отошла от причала на плановые учения и в акватории порта давала «залпы» в виде водяных фонтанов из всех лафетных стволов пожаротушения.

Тема поездки мурманских журналистов в Норвегию на этот раз была довольно традиционной - нефтегазовый опыт Северного королевства и сотрудничество наших стран в этой сфере. Пикантности придавал тот факт, что незадолго до поездки, спланированной заранее в рамках проекта «Баренц Пресс Интернейшнл», стало известно об отсрочке на неопределенное время разработки Штокмановского месторождения.

Несмотря на то, что многие в Норвегии связывали со Штокманом довольно обширные планы, в Хаммерфесте о решении «Газпрома» горевать не стали. У норвежцев хватает работы и без Штокмана. Об этом шла речь на острове Мелкойа с представителями крупнейшей норвежской нефтегазовой компании «Статойл». На Мелкойа расположен завод по производству сжиженного природного газа, приходящего по подводным трубам с месторождения «Белоснежка».

Завод, построенный в расчете на американский рынок, сейчас переориентировался на восток. Американцы разрабатывают свой сланцевый газ и теперь практически отказались от газового импорта. Тем не менее опыт «Статойла» показал, что углеводороды остаются одним из самых востребованных в мире товаров.

Но добыча и переработка нефти и газа - очень сложная комплексная задача, не решаемая силами одной сколь угодно крупной фирмы или даже одного государства. Это очень хорошо поняли в Хаммерфесте еще на заре норвежского нефтегазового бума. Как рассказал живущий в Хаммерфесте бывший мурманчанин Антон Воскобойников, работающий в местном аналоге наших бизнес-инкубаторов, еще в 1969 году тогдашний мэр Хаммерфеста поехал в Осло «столбить» идею устройства снабженческой базы именно в его городе.

Заметьте, тогда ни о какой «Белоснежке» и речи не было, да и на юге страны только-только начали осваивать морскую добычу нефти. Выходит, дальновидные люди жили в Хаммерфесте. Вот и нынешний мэр города Альф Якобсен, принимавший нашу делегацию, был не прочь поговорить о перспективах.

Чего же о них не поговорить, если только налоги от находящейся на острове Мелкойа недвижимости составляют 150 миллионов крон в год. В рублях это примерно 750 миллионов. Понятно, что на одну лишь модернизацию школ можно потратить 500 миллионов крон за последние несколько лет и каждый год вводить по новому детскому саду.

Например, тесен Хаммерфесту нынешний аэропорт, да и большие самолеты принимать не может. Надо новый строить, чтобы ввести прямые рейсы на Осло, а может быть, и в Мурманск. Чтобы разгрузить центр, планируют построить туннель под всем городом и пустить по нему грузовики и транзитные легковушки.

С момента идеи нефтегазовой базы снабжения в Хаммерфесте до ее реального воплощения прошло добрых три десятка лет. Может, и у нас еще не все шансы потеряны?

Уезжали из Хаммерфеста на этот раз не самолетом, а морем - на теплоходе знаменитой с прошлого века линии «Хюртирутен». Отходя от причала, помахали рукой пришвартованной рядом норвежской «Авроре» - такой мирной, работающей не на революцию, а для спасения людей.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ, Хаммерфест - Тромсё

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.09.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня