16.10.2012 / Общество

Главное на заводе - люди

Фото: Сергей Ещенко

«Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы», - напевал мужчина, заходя в минувшую пятницу в областную филармонию. Мурманчанин был прав отчасти: танцев в программе не значилось, а праздник в тот день отмечали не только девчата, но и представители сильного пола - 11 октября исполнилось 74 года филиалу «35-й судоремонтный завод» ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».

Зал филармонии был полон. Мужчины и женщины, сменив рабочую одежду на вечерние наряды, улыбались и поздравляли друг друга. Среди них нет случайных людей - лишь те, чья судьба накрепко связана с заводом. Как только все заняли свои места, на экране показали небольшой фильм об истории предприятия.

- Дорогие заводчане, сердечно поздравляю вас с 74-летием завода, - обратился к собравшимся директор Алексей Мальцев. - Деятельность предприятия началась давно, за эти годы 35-й СРЗ, один из старейших в стране, видел всякое. Прошли 90-е годы, когда он не работал. Тогда государство отказалось его финансировать, и за три-четыре года количество рабочих у нас сократилось с семи тысяч до одной. Сейчас все складывается удачно, последние три года вы вовремя получаете зарплату. Она, кстати, в среднем составляет 32 тысячи рублей, что очень неплохо для нашего региона. Не можем мы сегодня пожаловаться и на недостаток заказов: цеха загружены работой на сто процентов. К сожалению, у нас наблюдается большой кризис кадров. Не хватает рабочих рук, чтобы выполнять задачи, поставленные государством перед 35-м судоремонтным заводом. Главное ведь на предприятии - люди. Нам нужно наладить моральный климат, чтобы вам было комфортнее работать. Завод должен расти, крепнуть и развиваться.

Рассказал Алексей Мальцев и о перспективах предприятия. Уже сейчас 35-й СРЗ занимается не только государственными, но и коммерческими заказами. Принята трехлетняя программа модернизации завода, на нее из госбюджета будет выделено пять миллиардов рублей. Руководство предприятия планирует в первую очередь усовершенствовать материально-техническую базу, что позволит более оперативно и качественно выполнять работу, улучшить условия труда работников. Однако самым важным вопросом остается дефицит кадров, потому что, какими бы современными ни были приборы, без человеческих рук задачи не выполнить.

Одним из основных «поставщиков» работников судоремонтного завода в Мурманске является индустриальный колледж. Поэтому Алексей Мальцев, который, к слову, занимает должность последние пять месяцев, в один из первых своих рабочих дней посетил это учебное заведение и заключил долгосрочный договор о сотрудничестве.

В его рамках в день рождения завода состоялся конкурс профессионального мастерства электросварщиков. В состязании приняли участие как работники 35-го СРЗ, так и студенты колледжа.

- 35-й судоремонтный завод был одним из самых передовых на Северо-Западе, и сейчас он сохранил свой потенциал. И хотя уменьшилось количество рабочих, костяк коллектива сохранился, - рассказал перед началом соревнований заместитель директора филиала «35-й СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» по производству Дмитрий Панченя. - У предприятия долгая история со своими взлетами и падениями, база, которая из года в год становится все мощнее. Территория 35-го СРЗ занимает почти 63,5 гектара. Строительство предприятия началось в 1936 году. На его возведение было потрачено два года, и в 1938-м первое судно встало в доки. Ремонтом кораблей атомного флота завод начал заниматься с конца 1960-х. Сейчас от наших причалов уходят десятки судов. Мы специально приурочили проведение конкурса к дню рождения предприятия: хотим поднять престиж профессии, привлечь на завод новых работников. В нынешнем году мы выполняем заказы гособороны, ремонтируем корабли: авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», малый противолодочный корабль «Брест», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Планы большие и далеко идущие, будем наращивать ремонт по гособоронзаказу. Хорошо, что государство решило вернуть эти задачи крупным предприятиям, ведь раньше ремонт кораблей был отдан частникам, качество работы которых не всегда устраивало заказчиков. Центр судоремонта «Звездочка», филиалом которого мы являемся, отвечает за качество и сроки ремонта. Таким образом, все возвращается на круги своя.

Пока Дмитрий Николаевич рассказывал о планах, раздался призыв: «По местам! Даю отмашку!» - и конкурс стартовал. Восемь электросварщиков приступили к работе. Раздался стук по металлу, полетели искры… Кто окажется лучшим? Профессионал или студент? Это решат члены конкурсной комиссии, в состав которой вошли работники завода.

- Мы оцениваем профессиональное мастерство, опыт сварочного производства, - пояснил старший контрольный мастер 35-го СРЗ, член комиссии Александр Маловцев. - Студентам подобное соревнование полезно: в процессе сварки они могут наблюдать за работой профессиональных работников. Конкурс состоит из трех этапов: проверка теоретических знаний, подготовка к сварке и собственно сварка. Сейчас ребята скрепляют деталь, состоящую из двух частей, потом перевернут ее, заварят корень шва. Затем на машинках счистят излишек, наложат сварочный шов и так далее. Когда все будет готово, детали с сопроводительными документами отправят в центральную лабораторию завода, где рентгенолог просветит и выявит скрытые и внутренние недостатки. Таким образом подтверждается класс сварщика: у кого будет меньше недочетов, тот и есть лучший мастер.

- Мне нужна победа и только победа, - сказал электросварщик Владимир Чекулаев. - Мы с коллегами сегодня будем, что называется, воевать на трех фронтах: это конкурс между работниками двух цехов, между нами и студентами и, конечно, борьба с собой. Я работаю электросварщиком на 35-м судоремонтном заводе три года, до этого варил на другом предприятии. Профессия хорошая, мне нравится. Мы ведь не просто соединяем детали, а создаем новые формы, продлеваем жизнь различным механизмам, в том числе и судам. К примеру, недавно восстановили топливные цистерны на БПК «Адмирал Левченко». Самое сложное - делать потолочные швы, во время этих работ у нас ограниченное пространство и приходится дышать вредными аэрозольными дымами. Вообще же профессия нужная даже в обычной жизни: например, сломалась машина, необходимо соединить детали. Сварка нужна везде, так что без работы мы не останемся!

- Согласен, профессия сварщика востребована, - сказал третьекурсник Мурманского индустриального колледжа Александр Чайка. - Людей с высшим образованием сейчас много, а простых рабочих не хватает, поэтому я и решил пойти учиться в колледж. Это кажется, что профессия сварщика неинтересная, знай себе вари металл, на самом деле она творческая. Кладешь шов, как будто рисуешь картину, нужно, чтобы получилось ровно. Нынешний год у меня последний в колледже, потом пойду работать. Может быть, свяжу свою трудовую судьбу с 35-м заводом. Если говорить о конкурсе, у меня руки тряслись, пришлось опереться на колени, чтобы не так заметно было, все-таки наши конкуренты - настоящие профессионалы. Да и за нашей работой внимательно следили члены комиссии. Если честно, думаю, что займу седьмое или восьмое место.

Однако в прогнозах Александр ошибся - жюри присудило ему третье место. Он показал лучший результат среди своих однокашников. Члены комиссии, вручая студенту призы и диплом, особо отметили, что шов парень наложил отлично, это подтвердил рентген. Как и ожидалось, первое и второе места заняли профессиональные электросварщики.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.10.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня