18.10.2012 / Общество

Шанс для человечества

На Трифоновских чтениях говорили об истории, а также воспитании и предназначении каждого из нас

История и воспитание средствами православной культуры - таковы были доминанты VIII Трифоновских чтений, которые прошли недавно в Апатитах. Значит ли это, что православие - архаизм, только на то и годный, чтобы наставлять нас на примерах прошлого? Участники чтений снова доказали: это не так. Невозможно объять необъятное и рассказать обо всем, что прозвучало на пленарном заседании и трех секциях конференции, устроенной совместными усилиями регионального министерства образования и Мурманской и Мончегорской епархией. Потому - точечно, только избранное.

Чтобы не рассыпаться

- Если вынуть православие из истории России, то она просто рассыплется. До конца XVII века историю Русской православной церкви и историю государства, общества вообще невозможно разделить. Сама история как наука зарождалась и продолжалась одновременно с крещением Руси, - убежден Антон Тучков, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат исторических наук. Его доклад на пленарном заседании прозвучал первым и стал своего рода фундаментом для дальнейшей работы.

Сторонник идеи, что история Отечества - это история Святой Руси, Антон Иванович убедительно обосновал и особую роль Севера как форпоста русской православной цивилизации.

- Север осваивался монахами и молитвой с XIV века, учениками Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Так полуночные земли превратились в Русский Север, а потом стали Северной Фиваидой - страной монастырей, это также один из тезисов Антона Тучкова.

Вектор задан. Тему продолжила доцент МГГУ Юлия Бардилева, обозначив основные вехи истории православия на Кольском Севере. Значимость темы подтвердили затем своими выступлениями на секции, посвященной православным святым и святыням Кольского края, и другие участники конференции - школьные педагоги.

Так, учитель начальных классов из кандалакшской школы № 1 Ольга Лукашова познакомила слушателей со своим проектом «По стопам Феодорита Кольского», который уже второй год реализует вместе с учащимися и их родителями. И в Умбе они побывали, знакомясь со святынями родной земли, и в Ковде, и на Крестовую гору сходили близ Кандалакши.

- Я знаю, что многие боятся «сращения» школы, образования и православия, да только что мы без православной культуры, без православной истории, - сказала мне Ольга Анатольевна во время перерыва. - В моей практике не было случая, чтобы родители как-то забеспокоились, проявили недовольство, зная, какими исследованиями мы занимаемся вместе с детьми. Это наша история, которую все должны знать, бояться тут нечего. Это благодарная и интересная работа.

К словам педагога, дипломанта конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2010 год), стоит прислушаться.

Думаем!

Впрочем, современная школа уже несколько лет, как пришла к выводу, что без духовно-нравственного воспитания - никуда, отчего и появился на свет учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Дитя компромисса, конечно, однако... На чтениях поговорили и об этом. Доцент института повышения квалификации работников образования Ольга Нефедова в своем докладе подвела промежуточный итог становлению новых подходов к духовно-нравственному развитию личности в школе.

В советские времена нравственное воспитание было основано на идеологии, а российское законодательство начала 90-х практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе... Спохватились уже в начале нынешнего тысячелетия, и теперь государственный заказ на воспитание личности определен в Федеральной целевой программе развития образования и других официальных документах.

- И впервые на высшем уровне было сказано о том, что в развитии системы духовно-нравственного воспитания должны участвовать все социальные институты, в том числе религиозные организации, - подчеркнула Ольга Владимировна.

Хотя у педагогов и методистов остается еще много вопросов и опасений (есть трудности с восприятием новых учебников, возникают сомнения в доступности материалов младшими школьниками), все же конструктивный посыл имеется.

- Думаем! - завершила выступление Ольга Нефедова.

Задача «от начала»

Глубину тематики, заданную к осмыслению нынешними чтениями, отразил игумен Митрофан (Баданин). Он предложил неожиданный и интересный аспект, показав на примерах из житий святых Кольского Севера, как стяжаемая подвижниками благодать Святого духа принципиально меняла характер отношений человека и дикой живой природы. Примеры?

- Великое чудо избавления берегов вокруг Святого Носа от «множества червия, иже остовы кораблей вертети навыкших», - отец Митрофан приводил доказательства тому, что действительно мореплаватели Севера получили возможность проходить этот путь без ущерба для кораблей только после того, как здесь совершил подвиг «белый поп Василий» из Колы, ставший великим угодником Божиим Варлаамом Керетским. «Черви морские» остались, но днища кораблей они больше не «сверлят», иначе как чудом это не объяснить.

А медведь святого Трифона Печенгского? Косолапый, однажды ухитрившийся съесть тесто для просфор, был вразумлен святым (даже получил от него трепку) и изгнан с места своего обитания и никогда уже не трогал домашний скот в окрестностях монастыря. И об этом рассказал отец Митрофан, чьей обстоятельности в работе с историческими свидетельствами и источниками доверяют специалисты.

- Мы часто наблюдаем, глядя на домашних животных, которые пребывают в долгом тесном общении с хозяевами, что такие питомцы начинают, как говорится, «все понимать». В этом проявляется, пусть в малой, в частной степени, реализация задачи, стоявшей перед людьми еще при их создании: «да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», - объяснил сущность явления игумен Митрофан, кандидат богословских наук, приведя цитату из Книги Бытия. И как итог: «задача человека от начала была взять на себя заботу и осуществлять высшую справедливость в устройстве живого мира Земли, то есть нести божественные функции».

Способен ли устареть подобный посыл, стать неактуальным? Позволю себе еще одну цитату. «Без такого архаизма современность рискует соскользнуть в варварство и даже дикость. Может быть, замечательный архаизм православия является шансом человечества»... Эти слова русского философа, публициста и общественного деятеля Александра Панарина из его работы «Православная цивилизация в глобальном мире» тут как нельзя кстати.

Впрочем, что это я. Понятно, в школе религиозное обучение не ведется и никто такой цели не ставит - это каждый раз подчеркивают работники образования на всех уровнях. Пресловутый учебный курс ОРКСЭ подразумевает только культурологический и религиоведческий аспекты. Все это хорошо известно и было сказано в том числе на самих чтениях. Но вовсе не хочется стесняться при этом и умалчивать, что несет людям православие. А вольному воля.

Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.10.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня