20.10.2012 / Общество

Курс на солнце, «Адмирал»!

Мало кто знает, но в 1994 году при аварии паропровода на «Адмирале Горшкове» жертв могло быть больше

Фото: Лев Федосеев

Викрамадитья. В российских СМИ сейчас это индийское имя расшифровывают как «всемогущий» или «победоносец», но это не совсем верно. В более подробном переводе оно означает не столько возможности, сколько процесс - что-то вроде «сильного шага к солнцу».

А древнее предание, донесенное до наших дней на выжившем древнеаравийском языке телугу, рисует целую картину непростой жизни паренька, отец которого заставлял делать его всю черную работу. Недовольный таким положением Викрамадитья покинул отеческий дом и после многих приключений достиг одного из семи священных индийских городов - Уджайини, где женился на дочери царя, а затем и сам сделался царем.

Талант воина помог ему расширить границы царства, а имя Викрамадитья на многие годы стало в Индии нарицательным, подобно европейскому Цезарю.

Когда узнаешь все это, невольно ловишь себя на мысли, что потомки одной из древнейших цивилизаций явно зрили в корень, определяясь с выбором имени для будущей ударной силы своего ВМФ. Именно эта роль отводится с некоторых пор некогда советскому авианосцу - тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Горшков».

Судьба «Горшкова» легкой не была никогда. Если продолжить аналогии с индийским преданием, то к породившему мощнейший боевой корабль государству вполне подходит образ недоброго отца. Вот и коллеги-журналисты, описывая историю крейсера, уже два десятилетия не скупятся на эпитеты «невезучий» и «неудачливый».

Но с этим можно поспорить. Ведь в конечном счете звезды над «Горшковым» сложились так, что он оказался одним из немногих из всей серии проекта 1143 «Кречет», имеющих шансы продлить боевую историю. Его предшественники - ТАВКРы «Киев» и «Минск» давно служат в Китае. Один гостиницей, второй - парком аттракционов. «Новороссийск» продан Южной Корее и, по неофициальной информации, разобран на металлолом.

В русском строю остался только «Адмирал Кузнецов» (бывший «Тбилиси»). Корпус недостроенного ТАВРК «Варяг» отошел Украине и был продан в свое время китайской стороне, как заявлялось, под казино. Но рачительные азиаты, изучив состояние корабля, решили, что из него получится вполне приличный авианосец.

Его создание началось почти одновременно с модернизацией «Горшкова» для индийской стороны. И вот в конце нынешнего сентября пришло известие, что бывший «Варяг», ныне первый китайский авианосец «Ляонин», официально введен в строй и в очень торжественной обстановке на нем поднят флаг ВМС народно-освободительной армии Китая.

«Викрамадитья» - третье имя «Горшкова». А в декабре 1978 года на стапелях николаевского Черноморского СРЗ был заложен ТАВКР «Баку». Его по идее ожидала славная судьба в государстве, к тому времени пришедшем к выводу, что геополитическая ситуация требует не только оборонительного, но и ударного превосходства на море. Крейсеры проекта «Кречет» фактически являлись многоцелевыми и предназначались для уничтожения надводных и подводных объектов, противовоздушной обороны и обеспечения высадки десанта.

Но, как это часто бывает в нашей истории, решение глобальной задачи как-то само собой затмило бытовые вопросы. Ни для одного из мощнейших кораблей так и не была создана элементарная инфраструктура, не оборудовались специализированные причалы. Большую часть времени крейсеры проводили «на бочке» на рейдах баз ВМФ.

В июне 1988 года «Баку» отправляется из Севастополя к месту постоянной службы - в Североморск. Этот поход тогда решили совместить с боевым крещением. Неприятности с кораблем начались уже тогда. Источники скупо отмечают, что «по разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ, летчики не пострадали». В декабре «Баку» прибыл на Северный флот и... почти четыре года стоял «на бочке» на рейде в Кольском заливе, лишь иногда на 2-3 недели выходя в Баренцево море.

В 1991 году на борту крейсера, ставшего к тому времени «Адмиралом Горшковым», вновь происходит инцидент с самолетом, имеющий на этот раз куда более серьезные для «оборонки» последствия. Поэтому и информация о нем изобилует подробностями.

Осенью 1991 года на авианосце проводят испытания двух опытных образцов многоцелевого сверхзвукового палубного самолета вертикального взлета Як-141. При посадке на крейсер один из «яков» снижается быстрее, чем следует. В результате машина падает на палубу, стойки шасси пробивают стенки бака с горючим, и начинается пожар.

Летчик Владимир Якимов успел катапультироваться и не получил травм. Причиной аварии называют ошибку пилота, допустившего превышение разрешенной вертикальной скорости снижения. Но эта авария ставит крест на всей программе создания новых палубных «яков» и служит формальным поводом для ее закрытия.

Невостребованность боевого корабля неизбежно влияла на моральное состояние экипажа, что в конечном счете привело к чудовищной даже по нынешним меркам трагедии - гибели семи матросов. В 1994 году, когда «Горшков» уже был поставлен в ремонт на 35-й СРЗ, пытаясь контролировать дисциплину, командир крейсера организовал в одном из трюмных помещений настоящий карцер. Никаких прав на это он не имел, уже не говоря о том, что служба по охране карцера была поставлена из рук вон...

1 февраля во время испытаний парового котла разорвало паропровод, проходивший как раз под карцером, где в это время находились семь матросов-срочников. Андрей Тинин, Андрей Жиряков, Алексей Головко, Александр Сердитых, Дмитрий Михеев, Сергей Анохин фактически сварились заживо. Брат Сергея - Владимир Анохин - получил смертельные ожоги и скончался в больнице.

Мало кто знает, что жертв могло оказаться больше, поскольку изначально отбывать наказание в карцер были отправлены около десяти человек. Но вернувшийся накануне из отпуска командир одной из боевых частей Александр Кулеш, узнав, что среди наказанных его матросы, вызволил их из карцера под свою ответственность.

Трагедия, повергшая в шок весь экипаж, едва не привела к настоящему мятежу. Увещевать матросов приехали представители командования флота, но молодые парни в конечном счете послушались только нескольких офицеров, которых действительно уважали. Бунта удалось избежать. Экипаж был потихоньку расформирован - матросов без шума распределили по другим частям, а некоторым офицерам дали понять, что дорога на флот им заказана. Командир корабля был приговорен к пяти годам лишения свободы. Паропровод, ремонт которого требовал около пяти миллиардов рублей в ценах того времени, вывели из эксплуатации. «Мурманский вестник» тогда об этом подробно рассказывал.

Корабль стоял у стенки и старел - морально и физически. А озабоченная уже совсем другими проблемами страна пришла к выводу, что от него проще избавиться, чем восстановить.

Активный этап модернизации «Горшкова» начался после подписания контракта в 2004 году. В какой-то момент сами строители пришли к выводу, что создают фактически новый авианосец, от старого остается только корпус. В большей степени именно этим и объясняется удорожание контракта. Хотя в изменении цены вопроса некоторые разглядели даже длинные руки российских спецслужб.

Впрочем, единого мнения на этот счет не было даже тогда. К примеру, в 1996 году депутаты Госдумы от Петрозаводска, который шефствовал над «Горшковым», ходатайствовали перед минобороны и правительством страны оставить корабль в составе российского флота. Однако к тому времени переговоры с индийской стороной уже велись - у новоявленной России попросту не было денег на содержание авианосца.

Чтобы привести «Горшкова» в товарное состояние, был спешно организован тендер, который выиграл северодвинский «Севмаш». Крейсер с неработающими котлами необходимо было переправить через Баренцево и Белое моря.

Как пишет Владимир Гундаров, в 90-е - спецкор «Красной звезды» на Северном флоте, руководство «Севмаша» опасалось, что результаты тендера могут пересмотреть, и поэтому торопилось отбуксировать «Горшкова» как можно быстрее. Протащить авианосец 810 километров через лед двух морей хотели еще в декабре. При этом никаких расчетов на предмет возможности корабля такого класса рубить серьезные льды никто никогда не делал. Кроме того, предполагалось, что на борту должен был находиться экипаж - около 450 человек. Где и, главное, как на неотапливаемом корабле будут жить во время перехода люди, тем более каким образом они смогут выполнять палубные работы при сорокаградусных морозах, особенно не рассматривалось. К счастью, авантюра с зимней транспортировкой не состоялась и «Горшков» пришел в Северодвинск летом. В ожидании окончательного приговора - быть списанным на иголки или модернизированным - корабль простоял у стенки еще шесть лет.

Активный этап модернизации «Горшкова» начался после подписания контракта в 2004 году. В какой-то момент сами строители пришли к выводу, что создают фактически новый авианосец, от старого остается только корпус. В большей степени именно этим и объясняется удорожание контракта. Хотя в изменении цены вопроса некоторые разглядели даже длинные руки российских спецслужб.

Шпионский скандал в прессе разразился в 2010 году. СМИ писали, что в штаб-квартиру военно-морского командования Индии попали фотографии коммодора Сухджиндера Сингха, на которых он был снят в постели с блондинкой. Предполагалось, что именно она убедила индийского офицера, отвечавшего в 2005-2007 годах за контракт по «Горшкову», согласиться на его удорожание. Так или иначе, но в 2011 году Сухджиндер Сингх был отправлен в отставку без пенсии и льгот, хотя официально обвинения так и не подтвердились.

Свой, наверное, уже последний парад в России «Викрамадитья» принял в нынешнем июле в Североморске на День ВМФ. Он совпал с ходовыми испытаниями, которые вновь прошли не лучшим образом. Опять подвели паровые котлы, часть которых вышла из строя. Сейчас стороны разбираются, кто виноват - российские исполнители или индийские поставщики, самостоятельно закупавшие комплектующие. Пока же срок сдачи «Викрамадитьи» вновь отложен до 2013 года.

Однако сейчас совершенно уверенно можно сказать, что, родившись боевым, таким он и продолжит свою жизнь. И отчаянно хочется верить, что, оставив за бортом десятки перемолотых судеб, «шагающий к солнцу» обретет наконец свою воинскую удачу. Жаль только, что не в отеческом доме.

Фото: Сергей Ещенко
Екатерина КОЗЛОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.10.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня