20.10.2012 / Общество

Дороги, которые мы обновляем

Фото предоставлено Кольским ГОУ ДРСП.

Завтра многочисленный коллектив Кольского государственного областного унитарного дорожного ремонтно-строительного предприятия (далее просто Кольское ДРСП) будет отмечать свой профессиональный праздник - День работников дорожного хозяйства. Надобность в подобном хозяйстве появилась в Мурманской области в середине тридцатых годов прошлого века в связи с бурным развитием промышленности, а следовательно, и строительством автодорог. Да и населенных пунктов тогда на карте Кольского полуострова стало появляться все больше. Как тут без надежных путей сообщения...

...Годы те были суровые. И дороги-то были не дорогами, а «стратегическими направлениями». Особенно в области, расположенной по соседству с враждебной Советам Финляндии. Недаром находилось тогда дорожное хозяйство в ведении НКВД. В шестидесятых разрозненные до того районные ДРСУ были объединены в общую структуру под названием Мурманскавтодор.

С началом перестройки реформирование транспортной отрасли в целом и в Мурманской области в частности проходило прямо-таки с немецкой педантичностью - строго через каждые семь лет. Сначала дорожные предприятия стали самостоятельными юридическими лицами в виде ГОУПов, затем часть стала акционерными обществами, а часть осталась ГОУПами, и пустились каждое в «одиночное плавание» по бурному рыночному морю. Наконец после очередной реорганизации в 2010 году все шесть оставшихся в области дорожно-ремонтных предприятий вновь слились теперь уже в Кольское ДРСП.

- В целом идея объединения верная, но в чем-то получилось и по-черномырдински: «хотели как лучше, а...» - говорит и. о. генерального директора Кольского ДРСП Михаил Смыслов. - Да, мелким предприятиям с небольшим капиталом труднее выиграть торги и получить подряд на крупный заказ. Единому предприятию легче маневрировать техникой и так далее. С другой стороны, у крупного предприятия значительнее и расходы. А если еще и висят долги, как у нашего, то очень трудно выстраивать доверительные отношения с поставщиками. Только предоплата.

Тут следует пояснить: долги в прошлом году накопило прежнее руководство некогда прибыльного Кольского ДРСП, передав, в частности, полученные выгодные заказы субподрядным организациям. Разница между кредиторской и дебиторской задолженностями составила почти 200 миллионов рублей. Была назначена финансовая проверка, виноватые найдены. Но только нынешнему руководителю предприятия от этого не легче. Долги висят на ДРСП подобно пудовой гире.

- На сегодняшний день мы кое-как сумели хотя бы остановить этот снежный ком убытков. Но остановить мало, надо сумму долгов постепенно погашать. А это как раз получается пока с трудом по многим причинам, - сетует Михаил Смыслов. - Мы же не можем взять и бросить работу. Нужно постоянно приобретать расходные материалы (соль, песок), топливо, новую технику или хотя бы запчасти к уже имеющейся. Но если поставщик видит, каково у покупателя финансовое состояние, он диктует свои условия и на оплату в кредит не соглашается. Приходится лавировать. К тому же и поставщика мы можем в нашем-то положении выбрать далеко не каждого, а только того, у кого товар подешевле. Что, естественно, может отразиться на качестве выполнения работ. Или в лучшем случае такого, кто согласится-таки отложить платежи.

Есть, по мнению Смыслова, еще и, так сказать, внутренний отрицательный фактор. У работников разных предприятий, объединенных в Кольское ДРСП всего-то два года назад, осталась в душе этакая «местечковость». Нет пока понимания важности достижения общей конечной цели. В общем, мое родное предприятие все равно лучшее было и есть. Хотя его уже как такового - отдельного - уже и нет. На преодоление этого психологического момента нужно время, считает руководитель ДРСП.

- Как бы там ни было, мы не теряем надежду на то, что скоро настанут лучшие времена, и продолжаем делать свое дело. Очень важно, что правительство Мурманской области крайне заинтересовано в сохранении и нормальном функционировании нашего предприятия и оказывает нам по мере возможностей всяческую поддержку. Буквально перед нашим с вами разговором мне позвонили и сказали, что нам выделены немалые деньги (около 150 миллионов рублей), необходимые для участия в торгах на право работы на областной дороге федерального значения. А это может обеспечить наше предприятие в случае победы в конкурсе работой на ближайшие шесть лет, - говорит Михаил Смыслов.

Что же касается дорог регионального значения, то их содержание в порядке полностью прерогатива Кольского ДРСП. Не путать с ремонтом и строительством, эти виды дорожных работ пока ведутся силами других организаций, часто из-за пределов области. Что поделаешь, для этого нужна спецтехника, которой пока нет в наличии у Кольского ДРСП. Но зато к содержанию в порядке областных автотрасс в зимний период предприятие готово полностью. Учитывая погодные условия Крайнего Севера, к этому сезону в ДРСП готовятся с особой тщательностью. Ведь если в снегопад уборочная машина оперативно не выйдет, через час дороги просто не будет как таковой. Поэтому уже с первого октября техника предприятия стоит во всеоружии, расписаны дежурства аварийных бригад.

- Значит, и свой профессиональный праздник встречаете в хорошем настроении? Вижу, что у вас, Михаил Юрьевич, веры в будущее, оптимизма все же больше, чем пессимизма.

- Часто дорожников, чего уж там, ругают все кому не лень. Я же считаю, что это по-настоящему самоотверженные люди. Постоянное место работы - на улице и в жару, и в холод. Зона обслуживания каждого линейного участка - 100, а то и 150 километров. Причем дороги не городские, а проходящие часто через голую тундру. Взять хотя бы трассы на Лотту, Саллу, Ловозеро. Там и населенных пунктов-то по пути практически нет.

И потом, автомобилисты-любители знают по себе: валит на улице такой снег, что за метр ничего не видать, так и не поедет он сегодня никуда, переждет. А, скажем, водитель снегоочистителя именно в такую погоду и должен, обязан выйти на работу. Ситуация усугубляется еще и тем, что если автомобилист в снегопад следит только за самой дорогой, прямо, то водитель дорожной техники одновременно должен контролировать не только как бы не сбиться с трассы, но и как работает отвал, выносящий массу снега за обочину. Так что как бы дорожников обычно ни ругали, иногда нужно все-таки им поклониться в пояс за их самоотверженный труд. Сегодня многие бывали за границей, все знают, какое должно быть качество дорог. Но мы живем там, где живем и имеем то, что имеем. И эти ребята - дорожники - всегда, можно сказать, на передовой. Дороги будут нужны всегда, а значит, и мы без работы не останемся. Профессия наша будет востребована.

Между прочим, несмотря на все трудности, - продолжает Смыслов, - работа у дорожника очень даже интересная. Это ведь постоянное общение с новыми людьми. Сегодня он в Ревде, завтра совсем в другом месте. Весь Кольский полуостров наши ребята изучили. А пожелать дорожникам можно только терпения, конкретно работникам нашего предприятия - веры в него, в то, что все будет хорошо. Прорвемся!

Фото:
Фото предоставлено Кольским ГОУ ДРСП.
Фото:
Михаил Смыслов. Фото предоставлено Кольским ГОУ ДРСП.
Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.10.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня