Наступление на тех, кто еще не отказался от потребления спиртных напитков, началось с нового года по всем фронтам. Мало того что приобрести алкоголь, включая пиво, теперь можно лишь в строго ограниченное время и в ограниченных местах торговли, так еще и насладиться видом запотевшей бутылочки да в руках писаной красавицы практически уже и негде. Вступили в силу изменения в федеральный закон о рекламе, запрещающие пропаганду алкогольной продукции везде где только можно. Рекламодателям оставлена только одна маленькая лазейка. Но о ней чуть позже. А пока слово главному специалисту по рекламе Мурманского областного управления Федеральной антимонопольной службы Светлане Мороз:

- Проще сказать, где теперь реклама алкогольной продукции разрешена. Размещать ее можно только в местах стационарной продажи спиртных напитков - в специализированных магазинах или в винных отделах супермаркетов, имеющих лицензию на торговлю горячительным. Только там можно проводить и всякого рода рекламные акции, причем труд несовершеннолетних при этом использоваться не может. Запрещена реклама алкоголя и в Интернете, и в печатных изданиях. В них можно лишь вставлять вкладыши, не скрепленные с основным изданием.

Светлана Мороз привела такой пример. Некоторое время назад сотрудники УФАС выявили факт распространения рекламы с нарушением законодательства в каталоге товаров «Окей» в Мурманске». На последней странице издания размещалась реклама пивного ассортимента определенной товарной марки, а также была изображена девушка, держащая в руках бокалы, как написано в протоколе, «с желтой пенящейся жидкостью, напоминающей пиво».

Статья 22 упомянутого закона прямо запрещает использовать в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, образы людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации. В итоге на ООО «Окей» был наложен административный штраф в размере 100 тысяч рублей. Руководству торговой сети, можно сказать, еще повезло: максимальный штраф за подобное нарушение для юридических лиц предусмотрен в размере 500 тысяч целковых.

А совсем недавно произошел еще один весьма показательный случай. Мурманчанин пожаловался в УФАС на дирекцию магазина, на котором красовалась надпись: «Живое пиво российских и зарубежных производителей на вынос, дегустация напитков ведущих производителей, большой выбор винно-водочных изделий». Между тем рекламное законодательство запрещает размещение рекламы данного вида товара на расстоянии ближе 100 метров от учреждений культуры. Вывеска же эта висела всего в двух с половиной метрах от входа в кинотеатр «Одиссея 2010». Кроме того, теперь рекламу алкоголя вообще запрещено размещать в виде рекламной конструкции снаружи магазинов, только внутри. С учетом смягчающих вину обстоятельств (правонарушение совершено впервые и устранено до возбуждения дела) на директора торговой точки был наложен административный штраф в размере 5000 рублей.

Рекламу алкоголя умудряются прятать даже в журнал, распространяемый в ювелирных и свадебных салонах, а также в загсах Мурманска, Колы и Североморска. Размещенный там текст гласил: «Г***ская. Водки, коньяки, настойки, ликеры. Хорошо идет! Сюрприз для молодоженов». За такую заботу о «брачующихся» сюрприз ждал издателя журнала в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

- Помимо действовавших уже запретов теперь нельзя также размещать рекламу алкогольной продукции, включая пиво, на общественном транспорте снаружи и внутри и на вокзалах, - дополняет Светлана Мороз. - Мы заранее извещали предпринимателей о всех законодательных новшествах, чтобы они могли заблаговременно подготовиться и устранить недостатки. Возможно, благодаря и этому нарушений на торговых предприятиях Мурманской области было зафиксировано совсем немного. Их владельцы, по крайней мере внешне, вполне спокойно и с пониманием отнеслись к новым требованиям закона. Вообще, напомню, штраф на юридических лиц предусмотрен в размере от 100 до 500 тысяч рублей. На должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 4 до 20 тысяч. При этом те печатные издания с рекламой спиртных напитков, что были выпущены до 2013 года, не будут изъяты из продажи. С начала же этого года размещать ее в любом виде нельзя. Подчеркиваю - в любом. То есть лазеек вроде упоминания в тексте как бы невзначай даже торговых брендов и товарных знаков предприятий, изготавливающих алкогольную продукцию, уже не будет. Единственно, как уже говорилось, им оставлена возможность печатать отдельные вкладыши.

Андрей ПОПОВ