05.02.2013 / Общество

Как же без «изюминки»?

Штрихи к портрету призера всероссийского конкурса «Директор школы-2012»

Фото: Сергей Ещенко

Во всероссийском конкурсе «Директор школы-2012» одной из финалисток стала наша землячка. А еще в прошедшем году она вошла в число призеров в объявленном «Учительской газетой» конкурсе опять же на звание лучшего директора школы. Он проходил под девизом «Есть проблемы? Найдутся решения!». Так вот там на первом месте - директор частной школы «Феникс» из Москвы, на втором - руководитель престижного лицея «Полифорум» из «миллионника» Екатеринбурга. А третье завоевала директор общеобразовательной школы № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Н. А. Лунина из Гаджиева Ирина Матвиишина. Как ей это удалось?

Текучка кадров - только на пользу

В первый раз директором школы Ирина стала, когда… училась в 10-м классе. Это была гаджиевская школа № 277, и когда там решили провести день самоуправления, ни у кого и сомнения не возникло, кому доверить главный пост, - конечно же, Ирине - комсомолке, активистке педотряда, любимой вожатой младшей ребятни.

В Гаджиево семью из Киева привез папа-офицер в 1980 году. Думали, отслужат несколько лет и опять сменят место жительства. Папа уже ушел из жизни, мама живет в Ленинградской области, а Ирина так и осталась в маленьком, но таком дорогом сердцу городе подводников. Здесь ее семья, муж, после увольнения с военной службы, тоже работает в школе (сын, правда, учится в Мурманске), здесь коллектив, с которым она сроднилась.

А тогда, в 88-м году, десятиклассницей очутившись в кресле директора школы, она многое поняла про свою будущую профессию.

- Я в тот день ощутила, насколько это сложно, - вспоминает Ирина Васильевна. - Надо везде присутствовать одновременно и все обо всех знать. Наши педагоги в тот день находились в учительской, мы им накрыли там чай, и они ни во что не вмешивались. Мои одноклассники вели уроки, ко мне в кабинет шли с разными вопросами, мы с моим, также шестнадцатилетним, «завучем» посещали уроки в классах, пробовали еду в столовой, разруливали какие-то попутно возникающие проблемы. И я воочию видела, что школа - это большой, сложный организм и, чтобы он бесперебойно работал, им надо умело руководить. А в конце рабочего дня был круглый стол, на котором мы общались со взрослыми педагогами на равных. Десятиклассники - «учителя» рассказывали, что было особенно трудным, и выкладывали взрослым свои наблюдения и пожелания.

Когда Ирина закончила школу, у нее не было иной дороги - только мурманский пединститут. «Я очень любила детей», - объясняет свой выбор и признается, что не утратила этих чувств и сегодня. Учиться поступила на физико-математический факультет, поскольку математикой увлекалась с детства. Уже на пятом курсе приехала на практику в родную 277-ю гаджиевскую школу. Два месяца отвела занятия, а потом основной педагог заболела, и Ирина, по просьбе директора, договорилась в институте о свободном посещении и стала преподавать математику уже на постоянной основе.

Школа в военном городке, конечно, имеет свою специфику.

Семьи отбывают к новым местам службы, текучесть кадров огромная. И когда Ирина стала директором не «понарошку», к ней не раз приходили родители, сетуя на то, что слишком уж часто меняются учителя: какое, дескать, безобразие. Однако у молодого директора (Матвиишина стала им в 34 года) было на этот счет другое мнение.

- Вы знаете, - говорила она родителям, - когда я училась в школе, с 4-го по 10-й класс у меня поменялось 8 учителей математики и 8 классных руководителей. В результате я выучила этот предмет так, что успешно поступила в вуз, стала педагогом-предметником и ничего не потеряла в этой жизни. Даже наоборот, частая смена учителей выработала своеобразную закалку и упорство. Во-первых, каждый новый учитель привносил в свои уроки что-то полезное, а во-вторых, приходилось что-то дополнительно изучать самой.

У тебя все получится

Когда Ирина пришла работать в родную школу № 277, она вела себя демократично, однако попытки панибратства пресекала на корню. Как-то на уроке в 11-м классе, сразу после праздника 23 февраля, заметила, что школьники не в меру раскованны. Молодой педагог объясняет сложный материал, а еще не отошедшая, видно, от праздника девочка буквально кричит мальчику с соседнего ряда: «Ну как вчера погуляли? Нормально?» Тут Ирина повернулась от доски:

- Это ничего, что я тут, на минуточку, новую тему вам объясняю? Я не мешаю?

А девочка ей в ответ - вызывающе так:

- А можно подумать, у вас вчера праздника не было!

Тот конфликт молодая учительница погасила без криков и угроз вызвать родителей. Буквально после одной ее фразы нарушительница спокойствия притихла, села за парту и включилась в работу. Что-что, а умение наладить дисциплину в классе у дочери военного было в крови.

Шесть лет Ирина проработала учителем, затем ей предложили стать заместителем директора по воспитательной работе. На этой должности она пробыла еще пять лет. И навсегда запомнила слова своего тогдашнего директора Валентины Федоровны о профессии: «Я работаю директором уже 10 лет. И не могу сказать, что все знаю. Постоянно происходят изменения, все время приходится учиться. Поэтому не стоит бояться. Главное - очень хотеть заниматься самообразованием. И у тебя все получится».

Директором гаджиевской школы № 279 Матвиишина стала в 2005 году, выиграв конкурс на эту должность. Конечно, на встречу с коллективом шла с долей опаски - и школа, и коллектив для нее были абсолютно незнакомыми. Понятно, что приняли ее настороженно: что ни говори - «новая метла».

- Но я все старалась сделать так, чтобы школа стала моей. Кстати, коллектив там очень хороший, но все же кто-то ушел, не выдержав моих требований и стиля руководства. Ведь мы сегодня работаем в век бурных перемен. И если школа хочет выжить при постоянно растущих требованиях со стороны общества, нам всем надо постоянно совершенствоваться.

Сама Ирина Васильевна по натуре человек очень исполнительный. «Стараюсь делать все на «пять», - признается в разговоре. - А потому и от коллектива требую качественного выполнения своих обязанностей».

Это мы не проходили

Ирине Матвиишиной и ее школе выпало жить в эпоху перемен, директору школы № 279 это даже нравится.

Она пришла руководить школой, когда та была в статусе средней (при этом из 12 золотых медалистов школы № 279 - одиннадцать стали ими именно в первые годы ее работы директором). Но в 2009 году администрация города Гаджиево приняла решение о реструктуризации образовательных школ, после которой все дети начальных классов перешли учиться в 279-ю. Школа имени Николая Лунина стала самой большой начальной школой города подводников, куда в сентябре 2009 года пришли более 600 ребятишек с 1-го по 4-й класс.

- И коллектив, который был построен и сплочен за четыре года, поменялся кардинально, - вспоминает директор. - Учителя-предметники из моей школы ушли в другие, а к нам прибыли новые педагоги начальной школы со своим мировоззрением, которое во многом отличалось от требований нашего коллектива. Совпало сразу несколько новаций: новый коллектив, введение ФГОС - федеральных государственных образовательных стандартов, новая система оплаты труда, новая форма аттестации педагогических работников. Все пришлось начинать сначала. И собирать в один школьный организм самых разных живых людей со своими привычками, с навыками прежних отношений с администрацией и между собой в школах, где они работали. От многих в первое время я слышала: «Этого мы не делали» или «У нас так не было». В общем, как в песне: «Это мы не проходили».

Три года коллектив работал в статусе начальной школы. По введению ФГОС начальной школы второго поколения 279-я под руководством Ирины Матвиишиной стала пилотным учреждением в регионе.

- Там, где школы сохранили воспитательную «изюминку», этот процесс идет намного проще, - говорит Ирина Васильевна. - Новые стандарты помогли повернуть родителей лицом к школе. За то время, что мы по ним проучились, мамы и папы стали гораздо активнее принимать участие в общешкольных мероприятиях - праздниках, концертах, олимпиадах, соревнованиях. Мы с ними совместно решаем финансовые вопросы, и хотя за комфорт детей в школе отвечаю я, но они сейчас в этом плане - мои помощники. Раньше было принято считать, что начальная школа - маленькая, и мероприятия вполне уместятся в стенах класса. А мы решили придумать игру-праздник, которая объединит всех. Так была разработана и проведена гражданско-патриотическая игра «Зарничка», которая по желанию родителей стала традиционной. Кстати, родители сами выступили спонсорами: покупают детям медали, кубки и призы. Наши дети участвуют в очень многих конкурсах. Особой популярностью пользуются дистанционные сетевые интернет-олимпиады, которые проходят с октября по декабрь. Каждый вторник и четверг папы и мамы приходят в школу вместе с детьми и отвечают на очередные вопросы олимпиады. Сотрудничество семьи и школы нам удалось наладить и повернуть этот процесс в пользу ребенка.

Нет уравниловки - есть стимул

На всероссийский конкурс «Учительской газеты» Матвиишина представила работу «Достойная зарплата - лучший стимул для творчества». Вот ее слова оттуда: «Когда я пришла в школу работать директором, премии между учителями начальных классов распределялись по представлению моего заместителя по УВР, которая говорила: «Девочки у меня работают хорошо. Давайте всем одинаковую премию дадим». Так и выписывали - всем одинаковую, а тем, кто работал лучше всех, - чуть-чуть больше (на 100 рублей). И сколько я ни убеждала моего заместителя, что это неправильно, переломить не могла».

И вот тогда, чтобы иметь возможность оценить эффективность работы педагогов не на бумаге, а на деле, Ирина Васильевна предложила всем перейти на НСОТ (новую систему оплаты труда). Все нормативные документы подготовили, учителей ознакомили, создали комиссию по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда. И новая система заработала.

Новация была прозрачна и понятна. Теперь два раза в год учителя заполняют рейтинговые листы и получают баллы, на основании которых устанавливается стимулирующая надбавка на полгода.

- Когда мы в первый раз распределили эти надбавки, - вспоминает директор, - у некоторых учителей надбавка оказалась в три-четыре раза больше, чем у коллег. Тогда случился небольшой, но очевидный взрыв недовольства тех, кто получил меньше. Однако на высоте оказались педагоги, которые действительно хорошо работали. А самое главное - появился стимул для улучшения работы всех учителей. И результаты налицо: повысилось качество знаний учеников, вырос уровень воспитательной работы в школе. Не только подросло число участников олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований, но и увеличилось количество победивших в них.

А впереди у школы № 279 опять перемены. С этого года она стала основной и обучать в ней детей теперь будут по 9-й класс включительно. А значит, опять надо штурмовать новые вершины и много-много работать. Но в этой школе трудностей не боятся.

* * *

Прошедший год стал урожайным для директора гаджиевской школы на награды. Ирина Матвиишина вошла в число лучших директоров школ страны в 2012 году в специальной номинации всероссийского конкурса «За эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе». Наградили ее комплектом интерактивного оборудования Mimio Classroom, который включает в себя интерактивную приставку, систему тестирования, интернет-камеру и беспроводной планшет. Подарок очень ко времени, поскольку, как считает Ирина Васильевна, будущее за интерактивным обучением.

Когда рассказываешь о Матвиишиной, часто приходится употреблять слова «новый», «новаторский». Но ведь именно новаторы чего-то добиваются в этой жизни. Тот, кто не боится идти вперед, ставит перед собой цель и достигает ее. И умеет убедить окружающих, что сидеть на диванчике в тепле и комфорте годами вполне безопасно и спокойно, но зато абсолютно бесполезно.

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.02.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня