22.03.2013 / Общество

«Мы пришли с вами дружить»

Фото: Лев Федосеев

Рассказать о собаке слов не хватит

Конференцию организовала Мурманская областная общественная организация канистерапевтов («канис» на латыни - собака) «Прикосновение исцеляющей лапы». Она работает в областном центре вот уже девять лет, и ее специалистов и волонтеров хорошо знают в доме ребенка, интернатах и коррекционных школах, в детской городской больнице. Дети буквально цепляются за смешных, маленьких и не очень собак, которые приходят к ним в гости (а на самом деле - работать), и никак не хотят отпускать их. А что думают сами канистерапевты «о ребятах и зверятах»?

- Наши собаки по микромимике ребенка хорошо понимают, что надо для его выздоровления, - говорит кандидат медицинских наук, заместитель председателя Ассоциации поддержки и развития канистерапии Санкт-Петербурга Людмила Амарантова. - И, как ни странно это звучит, большой плюс, когда собака в процессе дрессировки детей не слушает, хоть обкомандуйтесь. Косится на тренера, а команды не выполняет. И ребята вынуждены повторять и повторять команду, тренируя речь, пока инструктор не даст собаке знак: «Можно выполнить!»

В группе у Людмилы занимаются дети с сильным отставанием в речевом развитии. И среди них четырехлетняя Ксюша, больная эпилепсией. После каждого припадка девочка словно откатывалась назад, говорила все хуже и хуже. В группу канистерапии она пришла, когда не могла даже повторить своего имени, просто издавала невнятные звуки. Тем не менее девочке нравились собаки, она их не боялась, охотно общалась с ними, но видимого прогресса не было. До того момента пока канистерапевты не привели в группу йоркширского терьера.

- И вот Ксюша «запала» на йорка Еву, - вспоминает Людмила Амарантова. - Но ничего особенно не происходило, пока Ева не выпала из работы по состоянию здоровья. А через две недели у нас появился другой йоркшир. И наша Ксюша побежала к этому йорку и вдруг четко выпалила три полные фразы: «Здравствуй, Ева. Ты по мне соскучилась? Я так тебя ждала!»

- Мы челюсть с пола подбирали всем составом, - продолжает Людмила. - Это событие случилось у нас месяц назад, а теперь прогресс налицо. На последнем занятии Ксюша дрессировала собак, уверенно подавала команды «сидеть!», «лежать!» и теперь говорит лучше.

Приносит собака ребенку мячик. Но не отдает, а садится и подает лапу. И забрать мячик можно, только одновременно пожав животному лапу. Непросто. Но это - необходимое упражнение.

И наши, и питерские канистерапевты сходятся во мнении: задержка речевого развития у детей лучше всего лечится с помощью собак. С собакой можно связать бессчетное количество слов. Например, сегодня говорим о собаке породы лабрадор. Много раз дети повторяют это сложное название породы, а потом узнают от волонтеров все об этой уникальной собаке. Собака-спасатель, лабрадор прекрасно плавает, хвост у него похож на хвост бобра, между пальцами перепонки.

А на следующем занятии - тренировка памяти: кто из ребят что запомнил. И рассказы о иных породах - сенбернаре, ньюфаундленде. Согласитесь, не каждый взрослый, нормально говорящий, без запинки произнесет название породы. Но дети стараются.

- А потом сюрприз - мы приводим живого лабрадора, - говорит Амарантова.- Представляете, сколько эмоций и информации для ребенка, особенно если у него задержка психического развития? А так как пород собак у нас больше 400, то и возможности игры практически бесконечны.

И еще. Тренировку мелкой моторики, с которой связана задержка речевого развития, тоже лучше всего проводить с собаками. Они ведь детей не жалеют, как родители, обслуживающий персонал или врачи, они держатся с ребенком на равных. Разуму хвостатых докторов порой можно позавидовать. Например, приносит собака ребенку мячик. Но не отдает, а садится и подает лапу. И забрать мячик можно, только одновременно пожав животному лапу. Непросто. Но это - необходимое упражнение.

Дети с задержкой речевого развития лет с четырех уже понимают свое отличие от сверстников. А с пяти сильно комплексуют. И знать, что кто-то от них зависит, нуждается в их помощи (не расчешешь собаке шерстку - она колтунами покроется, не откроешь контейнер - не поест) - это здорово. Повышается социальная значимость, самооценка малыша. Когда тебя слушается пес и когда твои товарищи это видят, невольно растешь даже в собственных глазах.

Улыбка Зои

Председатель организации «Прикосновение исцеляющей лапы» Ирина Максимова вспоминает, как они начинали работать в Мурманском областном центре социальной помощи семье и детям:

- Мы пришли с собаками, а дети нас спрашивают: «Вы здесь, чтобы с нами заниматься?» Мы отвечаем: «Нет, мы пришли, чтобы с вами дружить». А они не привыкли к этому. К ним приходят либо благотворители с подарками, либо проверяющие, либо воспитатели, чтобы заниматься. А мы пришли просто дружить.

Канистерапевты «Исцеляющей лапы» в числе прочих адресов работали в школе-интернате № 1, где живут дети с 3 до 23 лет, страдающие ДЦП. Сначала ребята были очень замкнутыми, и первое, что приходилось преодолевать - отчужденность и привычку к одиночеству.

- Наша задача, - говорит Максимова, - была не только в развитии эмоциональной сферы детей, создании позитивного опыта общения с животными, но и в активизации действий малоподвижных детей. И здесь очень помогала игра с собаками - своеобразная ЛФК. Например, такое упражнение - погладить собаку. Сложно заставить малыша проделывать монотонное, пусть и полезное движение, особенно, если ему приходится для этого преодолевать боль, но собаки помогают это делать. А в результате - меняется отношение ребенка к окружающему миру и к себе. Рушится стереотип отчужденности. И появляется чувство собственного достоинства. Тем более что животные их слушают.

Главное, чего достигли мурманские канистерапевты - это то, что у ребят (особенно страдающих тяжелой умственной отсталостью) исчезли случаи неспровоцированной агрессии. Когда «Исцеляющие» впервые появились в интернате, им то и дело говорили: к этому ребенку не подходите, он способен на спонтанную жестокость. Может и песика придушить, и вам не поздоровится. Но вот на фотографии, продемонстрированной на конференции, девочка и собака, видно, что дружба у них - водой не разлить. А ведь в отношении этой девчушки - Зои - волонтеров сразу предупредили: отойдите, она сейчас в волосы вцепится. Но прошло время и Зоя начала улыбаться. Что ей раньше вовсе было не свойственно. А теперь, как только в комнате появляется нежная маленькая собачка, Зоя улыбается. Конечно, это случилось не на первом занятии, но ведь случилось! А ведь она - колясочница - руки сильнющие: схватит - животинка не вырвется. Но не хватает, не душит, а гладит. И видно, как оттаивает душа у девочки Зои…

- С помощью собак корректируются двигательные, речевые и психические нарушения, - констатирует Ирина. - Ранее не говорившие дети начинают говорить. У них появляется критичность к своему поведению и самоконтроль. И можно сделать вывод: нет ограниченных возможностей, есть ограниченный взгляд на возможности.

И, как ни странно, труднее, чем с ребятишками, работать со взрослыми.

- У иных специалистов коррекционной педагогики существуют жесткие представления, которые очень сложно ломать, - признается Максимова. - Например, неговорящий ребенок гладит собачку и пытается изо всех сил назвать ее имя, хотя бы начальный звук. Уже складывает губы, пробует сказать, но… Сидящий рядом воспитатель из большой любви к ребенку и жалости это действо пресекает: «А он не говорит!». И ребенок умолкает.

- Не обижайтесь, - обращается Ирина к пришедшим на конференцию работникам коррекционных интернатов. - Но нет ни одного учреждения, где мы бы этого не слышали. И пробиться через этот барьер трудно. Даже дети подхватывают слова воспитателя: да-да, дескать, он не говорит. А мы в ответ: «Спокойно! Сейчас заговорит. Мы тоже в младенчестве не говорили, а сейчас - не остановишь»!

Лекарство от одиночества

Конечно, встретясь, канистерапевты не могли не оценить способности четырехногих докторов.

- Собаки считывают микромимику, видят то, что людям непонятно, - итожит Людмила Амарантова.- Они, глядя на нас, осознают, что их жизнь зависит от нас, и большую часть своего времени наблюдают за нами. И порой своим поведением мы просто сводим собаку с ума. Мы врем по телефону, говорим не то, что думаем, а она это считывает по нашей мимике, чувствует по запаху. И, если изначально ее неправильно воспитывают, она понимает, что с хозяином можно не церемониться. Собаки глубоко социальны, гораздо сильнее, чем люди. Человек может прожить один, оглянитесь, вокруг полно социопатов и просто людей, которым нравится одиночество. А вот собака одинокой быть не может, у нее в подкорке записано, что в одиночку она погибнет. Она - стайное животное и всегда следит за всеми членами стаи.

Говорили и о том, как можно испортить с детства даже самого элитного, породистого пса.

- Бывает, щенок попадает в человеческую «стаю», и ему с самого начала показывают: он тут самый главный. Ему лучший кусочек, его обнимают-целуют, у него миска с едой - независимо от того, как он себя вел. Хотя нормальное собачье поведение такое: поохотился - поел, нет - и пропитания не имеешь. И владельцы, очеловечивая собаку, не понимают, что губят ее. Пес решит: «Эти люди ниже меня по статусу, с ними можно не церемониться». А потом попадет к профессиональному дрессировщику. И сделает вывод, что выше по статусу человек. Он ее воспитает, шелковая будет, но, вернувшись к прежнему хозяину, опять начнет всех в доме строить и всем хамить.

Когда бываешь на занятиях с участием хвостатых «терапевтов» в домах ребенка, в больницах, в специализированных интернатах, где живут дети с ДЦП, маленькие инвалиды-колясочники, испытываешь просто восторг и изумление, как это ловко получается у собак и их хозяев - помогать детям в трудной реабилитации. Но кинологи, которые знают изнанку профессии, предостерегают: не надо ждать от пса чудес, исцелять могут только тщательно отобранные, въедливо протестированные, безупречно проученные собаки. И именно об этом шла речь на конференции в первую очередь. Видно было, что люди собрались не только порадоваться успехам, но и поделиться опытом, научиться чему-то конкретному.

А уже через два дня волонтеры «Исцеляющей лапы» проводили очередное занятие. На этот раз в доме ребенка. Малышей катали на санках, куда вместо резвых коней были впряжены собаки. Сколько было смеха и радости. А главное - у ребятишек таял, исчезал горький синдром сиротства и обездоленности. Ведь собака потому и друг, что ей все равно, как ты выглядишь, как ты пахнешь, красиво или не очень ты двигаешься и четко ли говоришь. Она любит тебя любым, и от этого жить становится гораздо легче.

Нина АНТОНЯН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.03.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня