05.04.2013 / Общество

«Они не торгуются и не жалуются»

Россияне обогнали немцев

«Уже несколько месяцев, с тех пор как был введен безвизовый режим с Калининградской областью, внимание большинства продавцов Гданьска и Поморья обращено к клиентам с востока. Каждый день на автобусах и собственных автомобилях сюда приезжают сотни россиян, увеличивая в кризисное время доходы наших магазинов. Мы уже не раз писали о шопинг-туризме, и не секрет, что наши торговые центры живут в основном благодаря россиянам.

В выигрыше оказались гостиницы, рестораны и даже музеи. «По числу приезжающих россияне начинают обгонять немцев, давно занимавших первое место. Это очень радует наше население, которое живет туризмом», - говорит сотрудник одного из популярных музеев Поморского региона. Он описывает сцену, увиденную им несколько месяцев назад. К музею подъехал автобус с немецкими туристами, высадил пассажиров, а через какое-то время со стоянки стал доноситься запах дыма. Оказалось, что водитель купил в супермаркете Lidl сосиски и колбаски, разжег гриль и приготовил для пассажиров обед с кофе из термоса стоимостью 1 евро.

«Конечно, не все немцы так экономят, но они это умеют. А когда приезжает русский, он ведет себя, как барин. Он съедает приличный обед; в магазинах с сувенирами рассказывают, что сначала он кладет в корзинку вещи и только потом спрашивает, сколько это стоит. Он не торгуется, долго не раздумывает и не жалуется, - описывает наш собеседник. - С русскими нет совершенно никаких проблем. Это вежливые, милые и культурные люди».

Вспоминаем русский

В эпоху борьбы с коммунизмом и позднее, в 90-е, большая часть населения относилась к русскому языку, практически как к языку оккупантов. Символом преодоления прежней зависимости было использование английского языка при международных контактах, в том числе на уровне органов самоуправления. Аналогично выглядела ситуация с рекламными материалами: они печатались на английском, немецком, иногда на французском.

Несколько лет назад эту привычку переломил Сопот, который адресовал рекламную кампанию своих гостиниц россиянам. Сейчас русский вошел в число самых востребованных языков. На городском портале Гданьска раздел на русском языке ежедневно просматривают от трех до восьми тысяч человек.

«Мы внедряем русский в качестве третьего иностранного языка, - рассказывает вице-мэр Гданьска Анджей Бояновский. - Вскоре он появится в публичном пространстве. Мы проведем опросы, чтобы выяснить, в каких местах помимо торговых центров чаще всего бывают россияне, и какая информация им нужна, а потом разработаем план перевода городских указателей на русский».

В последнее время стали популярны экспресс-курсы русского языка для продавцов и работников гостиничной сферы. «Многие люди моего поколения учили этот язык в школе, так что достаточно освежить его в памяти, и мы сможем нормально объясняться. Наше ведомство уже ведет переписку на русском, а с одним дружественным литовским регионом мы по-русски общаемся, в нашем случае это более естественно, чем использовать английский».

Восточная политика

«У меня есть данные за 2012 год, из них следует, что границу между Польшей и Калининградом пересекли за это время 4,5 миллиона человек, из них около 2,5 миллиона - россияне. Цифры показывают, что наше руководство создало благоприятные условия для сотрудничества, а в каком направлении оно будет развиваться, зависит сейчас от самих людей», - делает вывод генконсул Сергей Пучков.

В начале марта городские советы Гданьска и Калининграда подписали договор о сотрудничестве. Напрямую вытекает из документа мало: взаимные поездки художественных коллективов или спортивных команд сложно назвать амбициозными мероприятиями. Однако соглашение имеет свой особый смысл, оно свидетельствует о желании руководства городов предпринимать совместные инициативы. В календаре мэра Гданьска Павла Адамовича регулярно появляются пункты о собраниях на тему восточной политики города.

Ключевыми для Гданьска являются два направления: Калининград и Санкт-Петербург. Обоим городам придется строить стадионы для чемпионата мира по футболу 2018 года, а гданьский стадион PGE Arena может послужить примером, как это можно осуществить. Гданьск (хоть и в ограниченном масштабе) может стать гостиничной базой для гостей калининградских матчей. «Основной стержень наших контактов - тема ЧЕ-2012, глава компании Бюро инвестиций Евро-Гданьск (BIEG) представлял в Калининграде возможности сотрудничества по их стадиону. Мы рассчитываем на предоставление консалтинговых услуг и контракты с нашими фирмами, - говорит Анджей Бояновский. - Тем временем компании, управляющей спортивным комплексом на границе Гданьска и Сопота, группе Ergo, поступило предложение по оценке консалтинговых услуг для спорткомплекса в Москве. Мы также видим возможности для сотрудничества в области управления публичным пространством, городского регламента».

Гданьск хотел бы импортировать студентов для своих вузов из Петербурга, приглашать к себе молодых компьютерщиков, наладить сотрудничество в сфере морского транспорта и, например, продавать ветрогенераторы. Пока россиян удается привлечь шопингом и культурными мероприятиями. На концерте Дженифер Лопес 80 процентов билетов в VIP-сектор были куплены россиянами. Благодаря соседям удалось распродать все билеты и на несколько других концертов в зале Ergo Arena.

«Мы отмечаем резкий рост числа таких визитов. К сожалению, лишь малая часть гостей проводит в городе больше суток, и мы считаем, что наша задача сейчас - создать предложение, которое будет адресовано разным группам клиентов», - говорит сотрудник администрации Гданьска».

Кшиштоф КАТКА («Gazeta Wyborcza», Польша.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.04.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня