24.04.2013 / Общество

Аист прилетит к тем, кто готов его встретить

Фото с сайта www.moygorod-online.ru

Научиться у профессионалов правильно общаться с детьми должны и приемные родители, и специалисты органов опеки, и учителя, и соцработники. К такому выводу пришли участники встречи за круглым столом в региональном отделении партии «Единая Россия».

Первых, кстати, этому уже обучают - например, в школе приемных родителей, которая действует при Мурманском центре психолого-медико-социального сопровождения.

- Те наши кандидаты, которые показали, что качественно усвоили 90 процентов материала, получают свидетельство приемного родителя, - подчеркнула в ходе разговора директор центра Мария Майкович. - И это дает им уверенность в своих силах. Один из наших выпускников, будущий приемный папа, так и написал в отзыве: «Я понял, что все решаемо и аист все-таки прилетит!»

- А к тому, кто по результатам экзаменов не набрал 90 баллов... то есть, простите, процентов, к нему аист не прилетит? - спросил уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган.

- Придется пройти переаттестацию. В школе ведь тоже задача учителя не двойку поставить, а дать прочные, необходимые знания.

Оговорка «баллы» вместо «проценты» прозвучала, пожалуй, не случайно. Те, кто ругает ЕГЭ в образовании, скорее всего, удивятся тому, что сегодня и в других социальных институтах с надеждой смотрят на этот способ оценки знаний. К примеру, собравшиеся за этим круглым столом обсуждали, как можно использовать систему ЕГЭ, чтобы выяснить, насколько приемные родители готовы к воспитанию вчерашнего сироты из детдома. И хотя тема встречи звучала сугубо официально - «Механизмы правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки кандидатов в замещающие родители и замещающих семей» - эмоций на ней хватало.

- Если супруги вместе проходили обучение, но договор на статус приемного родителя заключен только с женой, может ли муж тоже считаться приемным родителем? - спросила прибывшая из ЗАТО Александровск приемная мама Ирина Сучкова. - Насколько это законодательно закреплено? Ведь если я ложусь в больницу или уезжаю в санаторий, то формально выходит, что мои дети остаются без присмотра. Хотя мы состоим в законном браке и фактически шестой год вместе воспитываем приемных детей. Неужели, чтобы моего мужа признали приемным родителем, ему опять надо проходить процедуру кандидатства? Школу, комиссию, обследование квартиры и так далее?

- Процедура упрощенного получения статуса в таких случаях пока предусмотрена только в проекте федерального закона, - объяснила заместитель министра образования области Ирина Ковшира. - Мы ждем, когда он будет принят. Но пока его нет, получается, что ваш муж - новый кандидат.

Ситуация непростая, и она касается не одной Ирины Сучковой, но и многих приемных семей. Чтобы супруг в таком случае был признан приемным родителем, необходимо постановление муниципальной администрации, а для его принятия органы опеки должны подготовить соответствующее заключение, к которому должны быть приложены все необходимые документы. И об окончании школы приемных родителей - тоже.

- Зачем? - недоумевает приемная мама.

- Объясню как мужчина, - взял слово Борис Коган. - Вот, например, человек практически научился водить машину. Но чтобы получить права, он все равно должен пройти курс обучения в автошколе. А тут не о машине речь - о ребенке.

Зачем учить взрослых людей, как воспитывать детей, если многие из приемных родителей уже вырастили своих собственных - и вполне успешными гражданами? Этот вопрос, как заметила Мария Майкович, задают многие кандидаты на роль приемных родителей.

- Во-первых, 1 сентября 2012 года вступил в силу новый федеральный закон, по которому подготовка кандидатов стала официальным условием приема ребенка в семью, - отметила она на встрече. - Кстати, и нам, работающим в этой сфере специалистам, пришлось перестраиваться с учетом его требований. Что касается программы подготовки кандидатов в замещающие родители, то она чрезвычайно актуально построена. Изучаются такие темы, как адаптация ребенка в замещающей семье, трудное поведение приемных детей, особенности их психологии, способы выхода из конфликтов и многое другое. Цель - дать родителям всю необходимую информацию, которая поможет им обеспечить стабильное и эффективное функционирование замещающей семьи.

Но исчерпывающий ответ кандидаты все-таки получают, посидев «за партами»:

- Очень важно, что эта программа позволяет людям избавиться от нереалистичных ожиданий. Понять, что не ангелочка с крылышками в семью берут, а ребенка-сироту, возможно, с проблемами, с трудным характером, - рассказала Майкович. - Зато насколько приятно нашим специалистам наблюдать, как от занятия к занятию меняются лица кандидатов, как они пересматривают свои взгляды. К финалу обучения они подходили к нам и говорили: «Мы даже не предполагали, что в воспитании столько всяких нюансов! Если бы эти знания были у нас раньше, мы бы по-другому общались и со своими родными детьми».

- Поддержу школы для приемных родителей. Мы с мужем там занимались и потом сокрушались: где же раньше были! Сколько ошибок сделали!.. - поделилась с участниками встречи Ирина Сучкова, которая возглавляет комиссию по социальной работе общественного совета при администрации ЗАТО Александровск. А затем обозначила проблему: - Однако очень не мешало бы такие же учебные курсы проходить специалистам, которые с нами работают. У приемных семей с ними возникает порой немало разногласий. Например, приемный ребенок подрастает и, случается, в 14-15 лет вечером его не дождешься домой. Это не значит, что он уходит из семьи, просто подростковый бунт. Но вот мы пытаемся решить проблему со специалистом, а тот не понимает, в чем дело. Особенно если это молодой человек, без достаточного житейского опыта. Мне кажется минусом, что они не учатся тому, чему учились, будучи кандидатами, мы. Это все равно что учить кого-то вальсировать, самому не умея танцевать. Так не должно быть.

С доводами приемной мамы согласились практически все, кто собрался на встречу. Эта проблема явно назрела.

- Не случайно на видеоконференции, проведенной Госдумой в начале апреля, представители регионов говорили, что в вузах уже сегодня следует готовить конкретно специалистов органов опеки и попечительства, - напомнила Ирина Ковшира. - И если бы не только они, но и школьные учителя, и социальные воспитатели проходили подобное обучение, конфликтов между детьми и взрослыми стало бы гораздо меньше.

Примета сегодняшнего дня: школы приемных родителей набирают силу. Кандидатам дают возможность самим определить (ведь все они работают) время, день недели для занятий. Есть групповая и индивидуальная формы обучения, впереди освоение дистанционной.

Но бывает и так, что человек, пройдя обучение, отказывается от мысли взять ребенка в приемную семью. И это тоже положительный результат, считают специалисты. Потому что взять малыша из детдома, а затем, не справившись с воспитанием, вернуть в казенные стены - значит, нанести большую душевную травму маленькому человеку. Занятия в школе, помогающие взрослым понять границы собственных возможностей, позволяют избегать таких драм.

В заседании круглого стола приняли участие члены рабочей группы по реализации проекта «России важен каждый ребенок» в нашей области, депутаты облдумы и Мурманского горсовета - члены фракций «Единой России», специалисты министерства образования и науки, руководители и сотрудники социальных служб, директора детских домов.

На встрече немало говорилось и о важности раннего выявления и профилактики социального сиротства.

- Именно эти направления являются приоритетными в нашей повседневной работе, - отметила начальник отдела охраны прав несовершеннолетних мурманского городского комитета по образованию Светлана Руднева. - Однако есть и проблемы. В частности, меньше становится мест в домах ребенка, и сегодня просто необходимо открывать ресурсные центры для семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. К примеру, одинокая мама, у которой некому присмотреть за малышом, сможет оставлять его в таком центре с 9 до 20 часов, занимаясь своими делами. А пока она решает свои проблемы (с работой, здоровьем, жильем), за крохой будут ухаживать медицинские работники и воспитатели. Уже с 13 мая первый такой центр начнет свою работу в мурманском Доме ребенка. Это даст реальную возможность избежать новых случаев социального сиротства, сохранить малышам от года до трех лет родную семью. Кстати, впоследствии мы будем решать вопрос об открытии круглосуточной группы в таком центре.

«Не строй семь церквей - пристрой семь детей», гласит пословица. Отрадно, что в нашем регионе за решение этой задачи взялись всем миром. Не случайно Борис Коган отметил, что Мурманская область - один из лидеров среди российских регионов по профилактике социального сиротства и созданию замещающих семей.

- Именно деятельная поддержка приемных семей является важным показателем работы как органов опеки и попечительства, так и органов исполнительной власти, - подчеркнул он в завершение встречи за круглым столом.

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.04.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
«Танки» грязи не боятся?
Гороскоп на сегодня