17.05.2013 / Общество

«Позвони - мы рядом!»

Сегодня - Международный день детского телефона доверия

Три года назад на территории России заработала линия детского телефона доверия с единым номером 8-800-2000-122. Несмотря на то, что телефоны доверия существуют в нашей стране уже несколько десятилетий, столь широкое распространение этот вид психологической помощи получил лишь с открытием единой всероссийской линии. Мурманская область не стала исключением.

О телефоне доверия заговорили с экранов телевизоров, со страниц газет, в школах на классных часах, педсоветах и родительских собраниях, чтобы как можно больше людей узнали о нем.

Открытие службы телефона доверия до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Многие родители считают подобный вид помощи для себя и для своих детей ненужным и даже вредным. На то есть причины. Во-первых, в российском обществе обращение за психологической помощью все еще считается чем-то постыдным и ненормальным. Когда мы не можем терпеть физическую боль, то пьем лекарства и обращаемся к врачу. А вот если болит душа, то можно и потерпеть, ведь «само пройдет», «время лечит»… Но ведь давно доказано, что от психологического состояния зависит состояние физическое.

Во-вторых, многие считают, что телефон доверия создан для осуществления контроля над родителями по воспитанию своих детей. Взрослые опасаются, что, приняв от ребенка звонок с жалобами, специалисты передадут информацию в органы защиты прав несовершеннолетних и тогда родителей накажут.

«Наша задача совершенно иная, - говорит консультант телефона доверия Ирина. - В первую очередь важно разобраться в ситуации. Например, бывает, что родители не замечают, что происходит с ребенком, либо в семье не принято делиться переживаниями. Однажды к нам обратился мальчик, который боялся оставаться дома один, но стеснялся сказать об этом родителям. Страх ребенка был настолько сильным, что переходил в панику. Наши консультанты долго с ним работали. Психологи беседовали с мальчиком каждый день, поддерживали его, помогали понять, что в его страхе нет ничего постыдного. Наконец ребенок согласился, чтобы мы связались со школьным психологом и объяснили ситуацию. Психолог смог убедить мальчика рассказать о своих переживаниях родителям, общими усилиями удалось справиться с детской бедой».

Но самой главной причиной, на наш взгляд, является то, что о работе телефона доверия известно пока еще очень мало. Что это такое? С какими вопросами можно обращаться? Каков режим работы и кто работает в такой службе? Эти вопросы часто задают дети и их родители.

Линия телефона доверия работает круглосуточно. Все звонки абсолютно бесплатные и могут осуществляться с любого телефонного аппарата, как сотового, так и стационарного. Важными принципами нашей работы являются анонимность и конфиденциальность. Это значит, что абонент имеет право не сообщать о себе никаких данных (имя, возраст, место жительства и т. д.), и вся информация о звонках никуда не передается без согласия позвонившего.

«Часто людям сложно обратиться к психологу на очную консультацию, - рассказывает консультант телефона доверия Елена, - а специалиста на другом конце провода человек не видит и не знает. Возникает ощущение безопасности, потому что можно не бояться огласки. Многие после обращения к нам идут уже к психологу на консультацию. Телефон доверия становится пробным шагом, помогающим понять, что в подобной помощи нет ничего предосудительного».

Проблемы, с которыми абоненты звонят нам, разнообразны. «Чаще всего мы принимаем звонки от детей, - говорит консультант Юлия. - Дети младшего школьного возраста звонят, когда им страшно, когда получили плохую отметку в школе и не знают, как сказать об этом родителям, или когда обижают одноклассники. Подростки делятся чувствами и эмоциями по поводу неразделенной любви, ссор с друзьями или родителями, спрашивают совета, как поступить в той или иной ситуации. Задача консультанта не в том, чтобы дать готовый совет, а в том, чтобы помочь ребенку посмотреть на проблему со стороны, побыть с ним в его переживаниях, поддержать. Это касается и звонков от взрослых. Мы принимаем все звонки и никому не отказываем. Бывает, что к нам обращаются пенсионеры, которым одиноко и не с кем поговорить».

«В нашем опыте работы бывают ситуации, когда телефон доверия оказывается единственной возможностью получить помощь и поддержку, - делится консультант Татьяна. - Однажды к нам обратился подросток, который очень сильно и глубоко переживал развод родителей и был в шаге от того, чтобы совершить непоправимое. Звонок к нам оказался для него спасательным кругом, который уберег ребенка от необдуманного поступка. И это не единичный случай».

На телефоне доверия работают квалифицированные специалисты - психологи, педагоги, специалисты по социальной работе, прошедшие специальное обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Работа консультанта очень ответственная и сложная. Невозможно предугадать, кто позвонит в следующую минуту - расстроенный подросток, рассерженный родитель, или очередной звонок окажется розыгрышем. Для того, чтобы выдерживать такой ритм работы, консультанты не только проходят серьезную психологическую подготовку, но и имеют возможность обращаться за помощью и поддержкой к более опытным коллегам.

Людмила КОФЕЙНИКОВА,методист комплексного центрасоцобслуживания населения.Мончегорск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.05.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,530575,923680,549873,4911
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня