24.05.2013 / Общество

«Электронная школа уже на пороге»

Фото: Лев Федосеев

Не за горами финиш учебного года - ГИА и ЕГЭ, абитуриентская кампания, потом будет лето с его ремонтами школ, затем 1 сентября, когда стартует не только очередной День знаний, но и реализация нового закона об образовании и еще многое другое. Впрочем, в этой сфере жизни общества простоя не бывает. И особенно сегодня, когда идет завершающий этап модернизации системы образования. А потому в интервью с министром образования и науки Наталией КАРПЕНКО мы обошлись без эмоций, говорили сугубо по делу.

- Наталия Николаевна, каждый раз встречаясь с заполярными школьниками, я убеждаюсь в их высоком интеллектуальном потенциале. Но знаете, что особенно поражает? Недавно вернулись наши юные исследователи со Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее», привезли многочисленные дипломы, медали, призы. А знаете, откуда эти ребята? Из Умбы, Снежногорска, Кандалакши, Североморска. А их мамы - домохозяйка, парикмахер, продавец... То есть сегодня не обязательно жить в областном центре и расти в семье профессора, чтобы блеснуть своими талантами и прекрасным образованием?

- Главным для нас является следующее положение: мы должны создать равные условия получения качественного образования детьми независимо от того, где они проживают. Работа над решением этой задачи ведется постоянно, но нужно быть очень самонадеянным человеком, чтобы в такой сложной системе, как система образования, говорить, что уже все сделано.

Мы должны чутко относиться и к проявляющимся потребностям детей, и запросам семьи. Речь идет об огромном спектре образовательных интересов, которому должен соответствовать не менее многомерный спектр образовательных предложений. В области сформирована система предпрофильного и профильного обучения, работают 28 ресурсных центров на базе учреждений общего образования. Предстоит отработать систему сетевого взаимодействия образовательных учреждений, что позволит школьнику, обучаясь в своей школе, одновременно пользоваться возможностями других ресурсных центров. Сегодня такая сетевая форма реализации образовательных программ уже закреплена в законе об образовании.

- Считается, что в первую очередь наших детей в компьютере интересуют социальные сети и игры-стрелялки. Разве не так?

- Наши дети на самом деле умнее и ответственнее, чем мы предполагаем. И, как правило, к старшим классам они уже четко знают, чего хотят добиться в жизни. Только в центре дополнительного образования «Лапландия» по программам дополнительного образования дистанционно обучаются свыше 300 детей из отдаленных населенных пунктов области, 190 - по образовательным программам повышенного уровня.

- Третий этап реализации программы модернизации образования завершается в 2013 году. Что в ее рамках предусмотрено непосредственно для заполярных школ?

- С 1 сентября по Федеральным государственным образовательным стандартам будут обучаться уже более 80 процентов учеников начальной школы. В каждом кабинете начальных классов должен быть установлен комплект мультимедийного оборудования для обучения с использованием электронных образовательных ресурсов, автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, многофункциональное устройство. Будет завершен процесс оснащения оборудованием и учебно-наглядными пособиями.

В 2015 году в штатном режиме вводятся стандарты в пятых классах, поэтому в этом году особое внимание будет уделено приобретению учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии. В целом на приобретение оборудования будет направлено две трети средств федеральной субсидии. Планируется обеспечить каждую школу локальной вычислительной сетью, что позволит обеспечить работу автоматизированной информационной системы «Электронная школа», создать единое информационное пространство образовательного учреждения, обеспечить ведение электронных журналов и дневников, использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Обновится автопарк школьного транспорта: организованным подвозом к школе будут обеспечены 100 процентов учеников, проживающих в отдаленных от школ районах.

- А как чувствуют себя в нынешних условиях полной компьютеризации школ учителя старшего поколения? Молодым проще, они с детства с компьютером на ты, как влиться в реалии современных технологий учителям с большим стажем?

- Я не стала бы проводить такой водораздел между молодыми и опытными учителями. Наши педагоги не просто владеют информационными технологиями, у очень многих из них есть собственные сайты, они участвуют в различных дистанционных проектах. Проблема не только в умении владеть компьютерной техникой. Сейчас, когда постоянно происходит оснащение школ мультимедийными системами, цифровыми лабораториями, нужно понимать, насколько готовы к этому учителя, и обеспечивать эту подготовку. Эффект от поставок современной техники мы получим тогда, когда учитель будет самостоятельно разрабатывать новые методики, образовательные продукты. Система повышения квалификации в регионе тоже претерпевает изменения: важное место занимает работа на стажировочных площадках, дистанционное обучение. С этой целью в 2012 году в каждом муниципалитете созданы базовые школы, оснащенные системой видеоконференц-связи. Мы должны предоставить педагогам и руководителям право выбора сроков, варианта курсового обучения, максимально индивидуализировать процесс.

- Новые федеральные стандарты задают совершенно новые требования, в чем это выражается?

- Новый стандарт отошел от традиционных требований к знаниям, умениям и навыкам. В стандарте закреплены требования к системе воспитания и к условиям обучения (кадровым, финансовым, материально-техническим), и к результатам. Никогда прежде стандарт не затрагивал и возможности дополнительного образования. А вот в новом стандарте предусмотрены часы внеурочной работы. Это сделано для того, чтобы вся система образования работала на один результат. В школе у ребенка должна быть возможность попробовать себя в различных сферах и формах творческой и учебной деятельности.

Главная идеология стандарта - подготовка ребенка к успешному обучению на протяжении всей его жизни. Стандарт направлен на формирование таких качеств, которые помогут выпускнику в дальнейшем разрешать различные жизненные ситуации, осуществлять свой жизненный выбор и нести за него ответственность.

- Может ли сегодня случайный человек удержаться в школе?

- Думаю, что вряд ли. Все-таки школа требует сейчас не только интеллектуальных, но и нравственных качеств, практически полной самоотдачи. Это потому, что требования в системе образования с каждым годом возрастают. Мы говорим сегодня о многочисленных вызовах, которые диктует школе современное общество. Все это ложится на плечи учителей.

- Ответственность большая. А какие гарантии есть для педагогов?

- Законом установлены гарантии педагогическим работникам в части оплаты их труда: их средняя зарплата не должна быть ниже уровня средней заработной платы по региону. Там же прописана и организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации - не реже чем раз в три года. Аттестация также влияет на уровень заработной платы. Более того, работает система стимулирования педагогов. Следует отметить, что сегодня в понимании абсолютного большинства педагогов качество образования перестало фиксироваться только отметками детей по учебным предметам. Учителя осознали, что их труд стимулируется, если обеспечены качественные образовательные результаты детей, если налицо динамика учебных и внеучебных достижений и результатов. В этом году повышение заработной платы произойдет не только у учителей школ, но и у воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, преподавателей и мастеров производственного обучения, а также педагогических работников детских домов.

- Это помогает вернуть престиж учительской профессии?

- И очень существенно. К примеру, в прошлом году у нас сократилось количество учительских вакансий. Если в конце 2011 года их было 108, то в январе 2013 - 52. Что радует, в отрасль пришли молодые специалисты. В 2011 году работали 962 учителя моложе 35 лет, а в 2012 году - уже 1010. Каждый пятый учитель у нас сегодня моложе 35 лет. Это хорошее соотношение.

- Заканчивается учебный год. Впереди выпускные экзамены и поступление в учреждения профессионального образования. Что у нас нового в этой сфере?

- Федеральный закон «Об образовании» закрепляет общедоступное среднее профессиональное образование. Эта норма вступила в силу с 1 января 2013 года.

- То есть теперь для поступления в колледж или лицей не нужно сдавать экзамены?

- Нет ни экзаменов, ни конкурсного отбора, поступит тот, кто успешно сдал экзамены в 9-м классе или ЕГЭ. Однако с одной оговоркой. При приеме на обучение по специальностям, требующим у поступающих определенных творческих способностей, физических качеств, необходимо пройти дополнительные вступительные испытания. Например, в колледже искусств. Регион нуждается в рабочих кадрах, специалистах среднего звена. Сегодня на территории области действует 37 учреждений среднего профессионального образования, обучение ведется по 30 образовательным программам начального и 36 среднего профессионального образования. Появились новые для области специальности: мастер по обработке цифровой информации, ветеринария, сварочное производство, теплоснабжение и теплотехническое оборудование, технология машиностроения, электроснабжение, атомные электрические станции и установки, металлургия цветных металлов. Сейчас мы работаем над созданием трех многофункциональных центров прикладных квалификаций и ресурсных центров профессионального образования. Это позволит создать современную базу профессионального образования, отвечающую требованиям производства. Все наши ссузы имеют долгосрочные договоры о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями и организациями региона.

Нина Антонян

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.05.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня